Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иголкина Вера Александровна

Образовательные:

закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

обогащение активного словарного запаса детей.

совершенствование умений и навыков восприятия на слух.

Развивающие:

развивать внимание, память.

улучшать общую моторику и координацию движений.

Речевые:

отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять зща составление сложных предложений.

активизировать словарь.

Воспитательные:

воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

воспитывать чувство любви к родной природе.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Предварительная работа: рассматривание картин, беседа про осень и о его признаках, отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия

 

1. Организационный момент

Звучит мелодия П.И. Чайковского «Осень».

Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку.

 

2. Основная часть

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

- Какое время года нарисовано на картинке? – Осень.

- Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Какие листья на деревьях? – Желтые.- Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

- Осенью холодно или тепло? и т.д. Воспитатель показывает слайды про осень и рассказывает о ее признаках.

 

- Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом - в теплые шапки, пальто, и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

 

- Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Все чаще моросит осенний дождик. (2 слайд)

 

- Люди ходят под зонтиками, на улице много луж. (3 слайд)

 

- По утрам стелются туманы. (4-5 слайд)

 

- Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром. (6 слайд)

 

- Начинается пора листопада. (7 слайд)

 

- Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень. (8 слайд)

 

- Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней. (9 слайд)

 

- От холода заерзают лужи. (10 слайд)

 

- А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть. (11 слайд)

 

- Животные, как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утепляться»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой. (12 слайд)

 

- Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите - этот зайчик летом был серый, а концу осени стал белым. (13 слайд)

 

- Осенью звери стараются сделать побольше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело. (14 слайд)

 

- Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло. (15 слайд)

 

- Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы с вами пойдем собирать урожай. (16-19 слайд)

3. Физкультминутка

Ветер северный подул: «С-с-с-с»,

(дуем)

Все листочки с веток сдул…

(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились

(помахать ручками в воздухе и присесть)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап!

(постучать ладошками по бедрам)

Град по ним заколотил,

(топать ногами)

Листья все насквозь пробил.

(постучать ладошками по бедрам и топать ногами)

Снег потом припорошил,

(плавные движения кистями рук вперед-назад)

Одеялом их накрыл.

(руками накрыть голову)

4. Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки, а вы отгадывать.

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

 

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

 

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор)

 

4.Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили,

А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель)

 

5.В огороде есть желтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква)

 

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок,

Трогаешь – гладкая,

Кушаешь – сладкая. (Морковь)

 

7.Вверху – зеленая,

Внизу – красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла)

 

8.Зеленый полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это? (Арбуз)

 

9.Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа… (Груша)

 

10.В желтеньком улье

Пчелки уснули,

Сбились в клубок,

А в стенках – медок. (Дыня)

 

11.Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

 

- Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки).

 

- Ребята, осень оказывается очень красивое время года! И ею всегда любовался русский поэт А.С.Пушкин, поэтому написал прекрасные стихи об осени «Унылая пора», которые нам прочитает ___________________.

 

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»

 

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

 

6. Самостоятельная работа

 

- Ребята, мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Кому, что больше запомнилось из нашего занятия, все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

 

7. Подведение итогов

- Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?