Тема: «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: Развивать речевую активность детей.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ляпина Наталья Николаевна

Развивать речевую активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 201» комбинированного типа

(МБДОУ «Детский сад № 201»)

Конспект итогового занятия

в средней группе № 8

образовательная область «Речевое развитие»

Разработала:

Ляпина Наталья

Николаевна, воспитатель

На занятиях присутствовало 28 человек.

Барнаул, 2020

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Развивать речевую активность детей.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение обобщать, классифицировать.
  2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
  3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
  4. Формировать представление о фантазии.

Развивающие:

1.        Активизировать словарь детей: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

2.        Развивать внимание, мышление, связную речь, образное мышление, эмоциональную сферу детей.

Воспитательные:

1.        Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Предварительная работа:

1.        Загадывание загадок о природных явлениях.

2.        Чтение произведений В. Степанов «Живая азбука», В. Михоед «Мамина азбука», «Папина азбука».

3.        Рассматривание альбомов «Мебель», «Игрушки», «Одежда» и т.д.

4.        Дидактические игры «Четвертый лишний», «Противоположности», «Что для чего?», «Буквы»; лото «Делим слова на слоги», «Азбука».

4.        Словесные игры: «Отгадки и загадки», «Загадайте, мы отгадаем».

Демонстрационные материалы:

Солнце с лучиками, конверт (письмо), изображение из бумаги ворот и замка, предметные картинки с изображением: кукла, машинка, пирамидка.

Оборудование: простые карандаши, лист А-4 с изображением домика (по количеству детей), запись мелодии «волшебной музыки».

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

 

В: Ребята, подойдите все ко мне и встаньте вокруг меня. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

Д: Здравствуйте!

Игровой сюрпризный момент:

В: Ребята, я сегодня хочу пригласить вас отправиться в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А вы любите путешествовать?

Д: Да!

В: Попадая в эту сказочную страну  люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна  необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия?

Д: Это наши мечты.

В: Да, это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле. Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правил поведения. Руслан, напомни нам, пожалуйста.

Руслан:        Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

В: Настя, и ты нам помоги.

Настя:        Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

В: Молодцы! Вспомнили мы правила. Итак, отправимся в страну Красивой речи (звучит музыка). Закройте ладонями  глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Выключается музыка)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

В: Открывайте глаза, вот мы и прибыли. Садитесь на стульчики за столы. Посмотрите ребята, что это?

Д: Ворота.

В: А что на воротах?

Д: Замок.

В: Давайте его откроем. Поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». (Дети встают около столов, задвинув стульчики, и выполняют пальчиковую гимнастику).

Ручки складываем в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок».

На воротах висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали  (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0

Потянули  (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

В: Замок, мы открыли, молодцы! Садитесь на стульчики. Ой, ребята, а здесь письмо! Вам интересно узнать от кого оно и что  в нем написано?

Д: Да!

В: Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну! (Жители сказочной страны).

В: Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?

Д: Да.

В: Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это…

Д: Солнце.

В: Только почему-то оно грустное?

Д: У него нет лучиков.

В: Да, злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Вы мне поможете их найти? (Воспитатель называет по именам детей, они находят лучики и приносят воспитателю)

В: Рома, Маша, найдите лучики. (Дети находят отдают их воспитателю). Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания. (Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).

В: Первое задание «Назови ласково». Я вам буду называть слово, а вы мне его ласково. (Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка).

Д: Обезьянка, бегемотик и т.д.

В: Молодцы, первый лучик расколдовали (воспитатель прикрепляет его к солнышку). Второе задание «Назови одним словом». Я вам буду называть несколько слов, а вам нужно назвать их всех  одним словом.

- Кепка, шапка, берет, фуражка, пилотка (головные уборы)

- Диван, стул, стол, кровать, шкаф (мебель)

- Груша, яблоко, банан, апельсин, лимон (фрукты)

- Марс, Венера, Плутон, Земля, Нептун (планеты)

- один, два, три, четыре, пять (цифры)

- А, Б, В, Г, Д (буквы)

Д: Мебель, овощи, фрукты, планеты, цифры, буквы.

В: Молодцы, ребятки. Второй лучик расколдовали. (Воспитатель закрепляет его к солнышку). Третье задание «Что лишнее?». Я вам буду называть слова, а вы говорить, какое одно слово.

- Заяц, комар, медведь, волк (комар)

- Самолет, машина, корабль, стул (стул)

- Яблоко, перец, морковь, картофель (яблоко)

- Платье, кофта, юбка, сапоги (сапоги)

Д: Комар, стул, яблоко, сапоги.

В: Умнички! Третий лучик мы с вами тоже расколдовали. (Воспитатель прикрепляет его к солнышку). Четвертое задание «Наоборот». Я сейчас назову слово, а вы мне их наоборот.

- Большой (маленький), грустный (веселый), чистый (грязный), громко (тихо), высокий (низкий), тепло (холодно), вверху (внизу), сильный (слабый), легко (тяжело), узкий (широкий).

Д: Маленький, веселый, грязный, тихо, низкий, холодно, внизу, слабый, тяжело, широкий.

В: Отлично! Четвертый лучик тоже расколдован. (Воспитатель прикрепляет лучик к солнышку). Пятое задание «Назови признаки». В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева (какая?) – деревянная

- Сумка из кожи (какая) – кожаная

- Если ручка сделана из пластмассы, то (какая?) - пластмассовая

- Дом из кирпича (какой) – кирпичный

- Стакан из стекла (какой?) – стеклянный

- Конверт из бумаги (какой?) – бумажный.

В: Здорово! Пятый лучик мы расколдовали. (Воспитатель прикрепляет к солнышку лучик). Шестое задание «Дополни предложение».

- Предложение состоит из….(слов)

- Слова состоят из…(слогов)

- Сейчас месяц…(май)

- Днем светло, ночью…(темно)

- Сегодня день недели…(вторник)

- Сахар сладкий, а лимон…(кислый)

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью…(желтые)

Д: Слов, слогов, май, тепло, вторник, кислый, желтые.

В: Молодцы! Шестой лучик мы расколдовали. (Воспитатель прикрепляет его к солнышку), со всеми заданиями справились. Давайте немного отдохнем, станьте около столов, задвиньте стулья.

Физкультминутка «Солнышко»

Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.  (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.  (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.  (Хлопать в ладоши, улыбаться)

В: Присаживайтесь на стульчики. В стране Красивой речи живут  жители, которые очень любят играть. Я буду называть картинку, потом попрошу кого-либо одного из вас назвать этот предмет. Затем все назовем этот предмет, хлопками разделим лова на слоги. Тот, кто называл предмет, скажет нам, сколько слогов в слове. (Воспитатель показывает картинку с изображением предмета).

В: Лиза, что это за предмет, назови его?

Лиза: кукла

В: Ребята, назовем слово и прохлопаем его, разделяя на слоги. Кук-ла. Сколько слогов?

Д: Два слога.

В: Женя, что это за предмет, назови его

Женя: Машина

В: Ребята, назовем слово и прохлопаем его, разделяя на слоги. Ма-ши-на. Сколько слогов?

Д: Три слога

В: Правильно. Даша, что это за предмет, назови его.

Даша: Пирамидка

В: Назовем слово и прохлопаем его, разделяя на слоги. Пи-ра-мид-ка. Сколько слогов?

Д: Четыре слога.

В: Молодцы. Вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?

Д: Яркое, лучистое, светлое, горячее, желтое.

В: Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос и руки. Совсем стало тепло и в стали ласковыми и теплыми. Лучики побежали по полям, по лесам и расколдовали все, кроме дорожек к домикам жителей сказочной страны. Они просят проложить дорожки к их домикам. Нарисуйте дорожки /////////// на листочках.

В: Умнички, расколдовали дорожки к домикам. Жителей этой волшебной страны Красивой речи говорят вам «Спасибо».

Д: Пожалуйста!

В: Нам пора   отправляться домой, встаньте, пожалуйста, вокруг меня, закрываем ладонями глаза и представляем себе, мы летим на воздушном шаре сквозь облака, видим леса, поля, реки. Чувствуем запах свежего воздуха после дождя (звучит музыка). Вот мы и прибыли в детский сад! Открыли глаза (выключить музыку).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

В: Ребята, где мы с вами побывали?

Д: В сказочной стране Красивой речи

В: Понравилось вам в этой стране?

Д: Да, понравилось

В: Что вам больше всего понравилось?

Д: Выполнять разные задания, чтобы расколдовать лучики.

В: Что было особенно трудно?

Д: Рисовать дорожку к домикам жителей сказочной страны.

В: Все сегодня хорошо работали, на этом наше занятие закончено.

Список литературы:

  1. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет)», 2016.-20с.
  2. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», 2016.-25с.
  3. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи», 2006.-77с.
  4. В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», 2008.-12с.