Тема: «Юные знатоки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ляпина Наталья Николаевна

Формирование знания детей через игру. Активизировать мыслительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rechevoe_razvitie.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 201» комбинированного типа

(МБДОУ «Детский сад № 201»)

Конспект итогового занятия

в подготовительной группе № 8

образовательная область «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Разработала:

Ляпина Наталья

Николаевна, воспитатель

На занятиях присутствовало 28 человек.

Барнаул, 2020

Тема: «Юные знатоки»

Цель: Формирование знания детей через игру.

 Активизировать мыслительную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания и представления о временах года, сезонных изменениях в природе, связанных с разными временами года; последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних осенних.
  2. Формировать умение решать математические, логические задачи и примеры, обобщать, анализировать.
  3. Закрепить умение разгадывать ребусы, подбирать к словам антонимы и делить слова на слоги.

Развивающие:

1.        Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, воображение, зрительную память и речь детей.

Воспитательные:

1.        Воспитывать у детей интерес к школе и желание учиться, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

2.        Воспитывать умение работать сообща и в группе.

Предварительная работа:

1. Загадывание загадок о природных явлениях, птицах.

2. Дидактические игры «Отгадки и загадки», «Противоположности», «Времена года», «Звездочки», «Детям о времени», «Юный математик».

3. Рассматривание альбомов «Мебель», «Профессия», «Насекомые» и т.д.

4. Словесные игры «Отгадки и загадки», «Загадайте, мы отгадаем».

5. Чтение произведений: В. Степанов «Живая азбука», «Времена», «Времена года», «Математика», В. Михоед «Мамина азбука», «Папина азбука».

Демонстрационные материалы: большие буквы слова «ШКОЛА», удостоверение «Юный знаток», картинка совы, конверт с письмом, карточки с заданиями, магнитная доска, маркер, предметные карточки.

Оборудование: красный конверт с удостоверениями-медальками (по количеству детей).

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

 

В: Ребята, подойдите все ко мне и встаньте вокруг меня. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: Хорошее, веселое, радостное.

Игровой сюрпризный момент:

В: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение и вместе скажем:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

В: Молодцы! А теперь каждому по очереди нужно назвать сое имя и разделить его на слоги хлопками. (Дети делят имена на слоги) Затем сказать сколько имен в слове.

Д: Ли-за. Два слога; Ве-ро-ни-ка. Четыре слога; Да-ша. Два слога; А-ле-ша. Три слога и т.д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

В: Садитесь на стульчики за столы. Ребята, нам сегодня в группу пришло письмо. Но от кого на нем не указано. Вам интересно узнать от кого оно, и что в нем написано?

Д: Да!

В:         Днем спит, ночью летает

Ухает, людей пугает.

В темноте горят глаза.

Всем мышам она гроза.

Кто же это отгадали?

Д: Сова

В: Верно. Читаем дальше «Дорогие ребята! Я дано за вами наблюдаю, и вы мне очень нравитесь. Вы такие находчивые, дружные ребята и я решила пригласить вас в свою школу, но сначала вы должны пройти испытание. Я для вас приготовила интересные, но сложны задания. (Ребята, мы справимся, как вы думаете?)

Д: Да, справимся

В: А за каждое выполненное задание вы будете получать одну букву и в конце сможете прочитать получившееся слово. Ребята, а еще есть красный конверт, но его можно открыть, только выполнив все задания. Желаю удачи. Мудрая Сова».

В: Ребята, а я вам напоминаю, что выкрикивать не надо, только поднимает руку. Первое задание «Разминка». Вам нужно быстро и правильно ответить на вопросы. Готовы?

Д: Да

В: Вопросы:

1. Сколько вы знаете времен года? – весна, лето, осень, зима

2. Какое время года сейчас? – весна

3.Назовите три весенних месяца? - март, апрель, май

4. Назовите первый весенний месяц? – март

5. Какое время года наступит после весны? – лето

6. Что длиннее месяц или неделя? - месяц

7. Какое время года перед зимой? – осень

8. Какой сегодня день недели? – четверг

9. Назовите дни недели, начиная с понедельника? – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

10. В какое время года бывает листопад? – осенью

11. В какое время года бывает капель? – весной

12. Назовите соседей числа 5? – четыре и шесть

13. Сколько слогов в слове «малина»?- три

14. Что лишнее: круг, квадрат, треугольник, пятница? – пятница

15. Кто сидит от Ильи слева?

16. Кто сидит от Лизы справа?

Молодцы! Хорошо справились с первым испытанием, а это значит, вы получаете первую букву (Ш)

В: Второе испытание «Скажите наоборот» Я сейчас назову слово, а вы мне их наоборот.

Холодный-теплый, зима-лето, громко-тихо, день-ночь, белый-черный, широкий-узкий, длинный-короткий, светлый-темный, острый-тупой, веселый-грустный, высокий-низкий, маленький-большой, сахар-соль, плачет-смеется, чистота-грязь, добро-зло, сильный-слабый, легко-тяжело, много-мало, хорошо-плохо, толстый-тонкий, быстро-медленно, закрыть-открыть.

Молодцы! Вы заработали еще одну букву (К)

В: Третье задание «Назови одним словом». Я вам буду называть несколько слов, а вам нужно назвать их все одним общим словом.

- Волк, лиса, медведь – это…(звери, хищники, дикие животные)

- Клубника, малина, ежевика, черника – это… (ягоды)

- Береза, тополь, осина, липа – это…(деревья)

- Воробей, голубь, дятел, сорока – это…(птицы)

- Сом, карась, щука, налим – это…(рыбы)

- Стол, стул, шкаф, диван – это… (мебель)

- Понедельник, вторник, среда – это…(дни недели)

- Комар, пчела, стрекоза, бабочка – это….(насекомые)

- Лето, осень, зима, весна – это…(времена года)

- Врач, воспитатель, повар, строитель – это…(профессии)

Молодцы! За это выполненное задание вы получаете еще одну букву и это буква (О)

В: Четвертое задание «Реши задачу». Слушаем все внимательно.

1. На столе три стакана молока. Ваня выпил один стакан молока и поставил на стол. Сколько стаканов на столе? (три стакана)

2. Саша гостил в деревне неделю и три дня. Сколько дней гостил Саша в деревне? (десять дней)

3. Летели два крокодила – один красный, другой синий. Кто быстрее долетит? (никто)

4. На столе лежат три груши и два яблока. Сколько овощей лежит на столе? (нисколько)

5. На дереве сидят четыре птицы: два воробья, а остальные вороны. Сколько ворон? (две)

Замечательно! Порадовали Мудрую Сову и получаете еще одну букву (Л)

В: Пятое задание «Разгадай ребус». Нужно определить первый звук в названии каждой картинки, написать на доске под ней соответствующую букву и прочитать слово, которое получилось.

Д: СОВА

В: Хорошо справились и с этим заданием, а это значит, вы получаете последнюю букву (А). Вы наверное устали, давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

В: Молодцы! Садитесь на стулья за столы. А теперь попробуем составить из этих букв слово, что же получилось?

Д: Слово – ШКОЛА!

В: Верно. Все задания закончились.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

В: Чем мы сегодня занимались?

Д: Выполняли задания Мудрой Совы.

В: Ребята, вам понравились задания Мудрой Совы?

Д: Да

В: Какое задание вам понравилось больше всего?

Д: (ответы детей)

В: Какие для вас были трудности?

Д: (ответы детей)

В: Мы выполнили все задания Мудрой Совы. Я уверена, что все заслужили заглянуть в тот красный таинственный конверт. (Воспитатель раскрывает конверт и показывает детям «Удостоверение юного знатока»). Я от имени нашей Мудрой Совы всем вручаю удостоверения. Я хочу вам сказать спасибо! (Воспитатель раздает детям удостоверения-медали). На этом наше занятие закончено. Попрощайтесь с гостями.

Д: До свидания!

Список литературы:

  1. В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для школьников», 2008.-20с.
  2. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», 2016.-32с.
  3. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы», 2002.-17с.
  4. О. Узова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе», 2002.-15с.
  5. А.М. Федотова «Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников», 2015.-45с.