" В игры играем и речь развиваем " (из опыта работы с детьми с ТНР)
консультация по развитию речи (старшая группа)

Бабченкова Оксана Алексеевна

  Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но и не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_po_razvitiyu_rechi.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние индивидуальной работы по развитию речи

 на обогащение сюжетов игр".

     Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но и не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.

В последнее время отмечается резкое ухудшение речевого развития детей. И в тоже время нам приходится убеждаться в том, что часть детей дошкольного возраста просто не умеет играть.

Я считаю, что одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играл и не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности (проводят время за компьютером, как родители, так и дети).

-Другая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не научились налаживать с ними взаимоотношения. Они предпочитают играть в одиночку. Содержанием их игр редко становятся человеческие взаимоотношения, но если и становятся, то свидетельствуют об ограниченных знаниях о людях, которые их окружают, что говорит о бедном соц-ом опыте ребенка.

Формирование игровой деят-ти в гр комп–й направл предполагает ее организацию воспитателем и логопедом.

Именно СРИ оказывает огромное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей, звукам предметов.

В процессе игры я много разговариваю с ребенком, в результате чего даже у не говорящего ребёнка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить о чём-либо, сообщить что-то. Стараюсь всячески побуждать ребенка обращаться ко мне с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность ребенка.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре сопровождаю подробным рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? и т.д. Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено понимание обращённой речи, слежу за тем, насколько ребёнок понимает меня. С этой целью прошу ребенка называть или показывать игрушки, о которых идёт речь в игре. При этом словами сопровождаю как свои действия, так и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю» и т.д. В игре дети не всегда сами могут сразу выполнять действия в правильной последовательности: они часто укладывают куклу спать, не сняв с неё обувь. Обращаю внимание ребенка на порядок выполнения действий: «Я пришла домой. Я снимаю обувь. Я снимаю пальто» и только потом даются задания типа: «Уложи куклу спать».

Когда ребёнок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

В гр. компенсир-й направл в форме занятия обучаю детей основным практическим действиям с сюжетными игрушками, ввожу новые слова и объясняю их значение (Н.: тема «Транспорт»- машина- приехала, отьехала, переехала, объехала, а также слова- шофер, водитель, автослесарь), а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются воспитателями в игре «Юный водитель».

Благодаря такой индивидуальной работе, дети смогут с каждым разом делать сюжет игры более интересным и разнообразным. СРИ помогают ребенку накапливать знания, осваивать язык, общаться, развивать мышление и воображение. Расширяется активный словарь, усваиваются функции словоизменения и словообразования, фраза становится более развернутой, что необходимо для формир-я связного высказывания. У детей активно формируется умение пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ «В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ИГРАЕМ, СЕБЯ МЫ ОЧЕНЬ РАЗВИВАЕМ»

       Игра для дошкольника - это не просто любимое занятие, это их ведущий вид деятельности. Как доказано многими психологами, игра оказывает значительное влияние на развит...

Обобщение опыта работы с детьми 3-7 лет по развитию внимания на тему: «Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи»

Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использов...

«Играем - речь развиваем!» из опыта работы.

Обучение детей татарскому языку в детском саду - одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение татарским языком как средством общения – веяние сегодняшнего дня: оно необх...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

"Развиваем речь, играя". Игры по развитию речи для детей 6-7 лет.

Консультация для родителей. Игры по развитию речи....