Перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Весна. Перелетные птицы»
Задачи:
1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).
2. Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, употреблять в речи предлоги НА, С., В, ИЗ.
3. Развивать элементы логического мышления.
4. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
-Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает, когда это бывает?(Весной)
- Сейчас у нас какое время года?
- Как называются весенние месяцы?
- Сейчас какой по счету месяц?
- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки.
( Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.)
2.Беседа по теме.
- Весна вступила в свои права и сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые первые принесли нам весточку о весне.
- А какие птицы к нам прилетели , вы узнаете отгадав загадки: На шесте дворец,
во дворце — певец.
А зовут его. (скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее?
Кто же это? … (Соловей)
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
путь проделав длинный,
лепит домик под окном
из травы и глины.
(ласточка)
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек,
бестолковых попрыгушек.
(цапля, журавль)
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(грач)
- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)
- А почему их так называют перелётные?(Эти птицы
осенью улетают от нас в тёплые края.)
- А почему эти птицы не остаются у нас зимовать?
( Потому что наступают холода, зимой нет насекомых, нет растительности.)
- А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран? ( Здесь их родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу.)
- Что общее есть у всех птиц? (У всех птиц есть клюв,
2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом,
они появляются из яйца и умеют летать.)
3. Дидактическая игра «Кого не стало?»
-А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Ворона, воробей, ласточка, голубь. Почему?
(Ласточка - перелетная птица).
Жаворонок, сорока, скворец, кукушка. Почему?
(Сорока – зимующая птица).
5. Физминутка:
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Руки сложили назад.
6 .Игра «Что сначала, что потом?».
– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?(Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.)
- Откройте тетради и рассмотрите картинки. Нужно в кружки вписать цифры по порядку.
- А из чего птицы строят гнезда?( Из веточек, соломы, мха, коры, земли.)
- А где птицы устраивают гнезда?(На деревьях.).
- Гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц? ( Вывести птенцов.)
- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?(Мама птичка, самка.)
- А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?(Папа, самец.)
- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
7. Игра с мячом “У кого кто”. Мы сейчас поиграем в игру с мячом «Назови птенцов».
У аиста – аистята, аистёнок.
У грача – грачата, грачонок.
У скворца– скворчата, скворчонок.
У соловья – соловьята,…..
У журавля – журавлята
8. Д/и «Исправь ошибки». К нам в гости прилетел воробей и принес письмо в нем он хотел рассказать о скворце, но у него что-то не получилось . Вот послушайте:
- Скворец вылетела….. гнезда. (Из)
- Скворец подлетел ….. гнезду. (К)
- Скворец залетел … гнездо. (В)
- Скворец кружится …. гнездом. (Над)
- Скворец сел … ветку. (На)
- Скворец ходит …. поляне. (По)
Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.
9. Составление рассказа-описания по плану (лебедь и воробей).
1.Лебедь белый, а воробей серый.
2.Лебедь большой, а воробей маленький.
3.У лебедя длинная шея, а у воробья короткая.
4. У лебедя густой пух, а у воробья редкий.
5. Лебедь ищет корм в воде, а воробей на земле.
6. Лебедь – перелетная птица, а воробей зимующая.
7. Лебедь -водоплавающая птица, а воробей –нет.
10. Итог занятия:
- Про каких птиц мы сегодня говорили на занятии?
- Почему они так называются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста....
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...