Перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Федоренкова Юлия Олеговна

Перелетные птицы   конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема«Весна. Перелетные птицы»

Задачи:

1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).

2. Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, употреблять в речи предлоги НА, С., В, ИЗ.

3.  Развивать элементы логического мышления.

4. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

-Тает снежок, ожил лужок,

день прибывает, когда это бывает?(Весной)

- Сейчас у нас какое время года?

- Как называются весенние месяцы?

- Сейчас какой по счету месяц?

- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки.

( Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.)

2.Беседа по теме.

- Весна вступила в свои права и сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые первые принесли нам весточку о весне.

- А какие птицы к нам прилетели , вы узнаете отгадав загадки: На шесте дворец,

во дворце — певец.

А зовут его. (скворец)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежнее?

Кто же это? … (Соловей)

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины.

(ласточка)

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет 
(жаворонок).

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек,

бестолковых попрыгушек.

(цапля, журавль)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

(грач)

- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)

- А почему их так называют перелётные?(Эти птицы

 осенью улетают от нас в тёплые края.)

- А почему эти птицы не остаются у нас зимовать?

( Потому что  наступают холода, зимой нет насекомых, нет растительности.)

- А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?     ( Здесь их  родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу.)

- Что общее есть у всех птиц? (У всех птиц есть клюв,

2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом,

 они появляются из яйца и умеют летать.)

3. Дидактическая игра «Кого не стало?»

-А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний» 

Ворона, воробей, ласточка, голубь. Почему?

(Ласточка - перелетная птица).

Жаворонок, сорока, скворец, кукушка. Почему?

(Сорока – зимующая птица).

5. Физминутка:

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Руки сложили назад.

6 .Игра «Что сначала, что потом?».

– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?(Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.)

- Откройте тетради и рассмотрите картинки. Нужно в кружки вписать цифры по порядку.

- А из чего птицы строят гнезда?( Из веточек, соломы, мха, коры, земли.)

- А где птицы устраивают гнезда?(На деревьях.).  

- Гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц? ( Вывести птенцов.)

- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?(Мама птичка, самка.)

- А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?(Папа, самец.)

- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

7. Игра с мячом “У кого кто”.  Мы сейчас поиграем в игру с мячом  «Назови птенцов».

У аиста – аистята, аистёнок.

У грача – грачата, грачонок.

У скворца– скворчата, скворчонок.

У соловья – соловьята,…..

У журавля – журавлята

8. Д/и «Исправь ошибки».  К нам в гости прилетел воробей и принес письмо в нем он хотел рассказать о скворце, но у него что-то не получилось . Вот послушайте:

- Скворец вылетела….. гнезда. (Из)

- Скворец  подлетел ….. гнезду. (К)

- Скворец  залетел … гнездо. (В)

- Скворец  кружится …. гнездом. (Над)

- Скворец сел … ветку. (На)

- Скворец  ходит …. поляне. (По)

Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.

9. Составление рассказа-описания по плану (лебедь и воробей).

1.Лебедь белый, а воробей серый.

2.Лебедь большой, а воробей маленький.

3.У лебедя длинная шея, а у воробья короткая.

4. У лебедя густой пух, а у воробья редкий.

5. Лебедь ищет корм в воде, а воробей на земле.

6. Лебедь – перелетная птица, а воробей зимующая.

7. Лебедь -водоплавающая птица, а воробей –нет.

10. Итог занятия:

- Про каких птиц мы сегодня говорили на занятии?

- Почему они так называются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...