Конспект по речевому развитию: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ЗВУК Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить, как процесс общения посредством языка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 12"
города Сорочинска Оренбургской области
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ЗВУК Ц»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
Выполнила:
Воспитатель средней группы №1
Вольнова Татьяна Николаевна
г. Сорочинск, 2021г
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. | |
I. | Пояснительная записка | 3 | |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | 4 | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 | |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 6 | |
3) | дальнейшая разработка темы; | 8 | |
III. | Список литературы | 9 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской
деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить, как процесс общения посредством языка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия.
Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры, так же осуществлять знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа. Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение.
Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная
духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую
мотивацию поступков. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как
средство общения, в котором активируется содержание сознания человека и его
личностные качества.
Образовательная деятельность «Звуковая культура речи: звук ц» реализуется в разделе «Речевого развития» в образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 12.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Звуковая культура речи: звук ц» | Согласно ФГОС ДО | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |||||
3. | Виды деятельности детей | Артикуляционная гимнастика; двигательная (физ.минутка, танцевальная чистоговорка); коммуникативная (принятие участия в беседе) | |||||
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||||||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: беседа, рассказ, показ действий Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемные, занимательные и игровые ситуации | |||||
4.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Художественное слово, загадки, наглядный пример, беседа, рассказ, повторение, упражнение, игровой метод. | |||||
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: участие в беседа со взрослым и сверстниками, оказание помощи другому во время выполнения задания. Физическое развитие: динамические паузы, физ.минутка. Художественно-эстетическое: игра «Найди предмет» | |||||
6. | Возрастная группа | Средний возраст (4-5 года) | |||||
7. | Цель | Обогащение и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, через сюжеты народных сказок | |||||
8. | Задачи | Планируемые результаты
| |||||
8.1 | Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Четкое произношение звука ц (изолированного, в слогах, в словах). | |||||
8.2 | Формировать умения различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл, а на его звучание. | Примените новых слов в разговоре, начинающиеся со звука ц | |||||
8.3 | Воспитывать желание говорить правильно. | Самостоятельное наблюдение и исправление неправильного произношения слов | |||||
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||||||
Затруднения Поиск звука ц в словах и предметах | Способы преодоления Дидактические игры на поиск слов со звуком ц | ||||||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Художественная литература: загадки, литературное приветствие Материалы и оборудование: картинки со звуком ц, игрушки | |||||
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение потешек Рассматривание иллюстраций со звуком ц Театрализованные игры по сказкам. Разучивание песни пальчиковых гимнастик |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | В группу вносится игрушка Лунтик, который не выговаривает ц | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Научить Лунтика произносить звук ц | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Поговорить и поиграть с Лунтиком в слова со звуком ц | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Беседа о предметах со звуком ц, чистоговорки | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дети в ходе работы задают интересующие их вопросы, обмениваются мнениями друг с другом и воспитателем. Драматизация сказки на формирование умения вести диалог Дидактическая игра «Найди предмет» на формирование имения искать звук | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Игра с игрушками со звуком ц, чтение чистоговорок | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Занятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности были готовы к выполнению различных заданий, так как они самостоятельно выявили для себя цель. Для проведения данного занятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства, наличие наглядного материала, соответствующих проводимому мероприятию. Структура занятия выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной деятельности. Разработка и проведение образовательной деятельности осуществлялись при соблюдении дидактических принципов: доступности, наглядности, комплексности, целенаправленности, активности и сознательности. Дети были активны и принимали участие во всех видах деятельности. Физ.минутки и речевые игры подходят для дальнейшего использования на других занятиях данной тематики. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы | Предложить детям самостоятельно инсценировать сказку, при необходимости оказать помощь детям. | |
1.2 | Разгадывание загадок | Отгадывание загадок о сказочных персонажах, сказках и т.п. | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает иллюстрации, проговаривает чистоговорки | |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Отгадывает загадки, принимает участие в беседе и прослушивании произведения |
Примечание: Время занятия было распределено рационально, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и возрастными особенностями детей. Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
- Интернет ресурс https://www.maam.ru/
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2006
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/25/picture-927554-1495741024.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звук о" младшая группа
Звуковая культура речи: звук о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-1113760-1549546945.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звуки а, у"
Задачи: Образовательные: - упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах);-активизировать в речи детей обобщающие слова;-упражнять ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1206846-1579060668.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звуки М,Мь"
Предназначен для развития речи и обогащения словаря детей второй младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/13/picture-1268106-1600018578.jpg)
Речевое развитие "Звуковая культура речи. Звуки л, ль"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. "Звуковая культура речи. Звуки л,ль"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-937778-1511599513.jpg)
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: звук Ч»
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада (для детей 4-5 лет) по теме: «Звуковая культура речи: звук Ч»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/12/picture-1093240-1678594103.jpg)
Конспект ООД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра "Ярмарка" для детей младшей группы
ООД по образовательной области "Речевое развитие" в младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1272502-1601193106.jpg)
19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Звуковая культура речи. Звуки «Д» и «ДЬ». Заучивание стихотворения «Дятел».
Создавать условия для четкого и правильного произношения звуков «д» и «дь» в звукоподражаниях в словах и во фразах.Вырабатывать поэтический слух....