Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

 Буркова Любовь Леонидовна

 Технология ТРИЗ способствует решению  речевых задач:

- создание условий для развития образной стороны речи;

- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

- развитие связной монологической речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Составитель:

Буркова Л.Л.,

Воспитатель МАДОУ №18,

г. Североуральск

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером адаптированная к дошкольному детству является одной из современных и популярных педагогических технологий.

Эта технология способствует решению  речевых задач:

- создание условий для развития образной стороны речи;

- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

- развитие связной монологической речи.

Для решения задач по развитию речи дошкольников в ТРИЗ технологии используются разнообразные методы и приемы: морфологический анализ, вид морфологического анализа круги Луллия, системный оператор, метод каталога, составление рифмованных текстов – лимерики, метод фокальных объектов, метод мозгового штурма, ступенчатый эвроритм, метод синектики, типовые приёмы фантазирования.

Я остановлюсь на трёх из этих методов.

Метод морфологического анализа, созданный швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки.

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов, развития связной монологической речи. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Дидактическое пособие – морфологическая таблица  позволяет использовать множество вариантов. Используя это пособие, дети придумывают новый образ сказочного героя. При составлении образа у каждого ребёнка он получается свой. Дети выходят за рамки стереотипов.

Следующий метод это использование Кругов Луллия. Круги Луллия вид морфологического анализа. Создатель этого пособия Раймунд Луллий – поэт и философ.

Универсальное пособие, которое можно использовать во всех областях образовательной деятельности, в том числе в речевом развитии.  Использование кругов Луллия способствует решению речевых задач:

- формирование фонетического слуха;

- обогащение словарного запаса;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

На мой взгляд, работа по развитию речи с помощью упражнений с кругами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны они учатся изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов  и обстоятельств.

Следующий метод элемент ТРИЗа - сочинение лимериков. Автор этого метода Эдвард Лир английский поэт и художник. Лимерики это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса, узаконенной нелепицы бессмыслицы, т.е. строчки,  рифмуются между собой и в завершении текста имеется вывод. 

Работа по составлению лимериков включает несколько этапов.

  1.  Нахождение рифмующихся слов
  2.  Составление рифмующихся строчек.
  3. Совместное составление лимериков
  4.  Самостоятельное сочинение лимериков

Основная форма работы по составлению лимерик - игровые задания и упражнения, которые провожу с детьми в определенной последовательности: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово (строчки)», «Сочиняем разные лимерики», «Сочини дальше», «Исправь меня» и т.д.

Сочинение лимериков это развлечение для детей, словесная игра, которая способствует развитию словотворчества, развитию чувства рифмы.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества в активизации познавательной деятельности детей; в создании мотивационных установок на проявление творчества; в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности

Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых спо...

Проект «Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»

Проект «Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»...

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.воспитател...

План воспитателя по теме самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения"

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...

ООД "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения". "Волшебная книга сказок"

Тема: «Волшебная книга сказок» ЗадачиОбучающие:- формировать грамматический строй речи: правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать ...

Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"

ОПЫТ  РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...