Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Технология ТРИЗ способствует решению речевых задач:
- создание условий для развития образной стороны речи;
- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
- развитие связной монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Составитель:
Буркова Л.Л.,
Воспитатель МАДОУ №18,
г. Североуральск
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером адаптированная к дошкольному детству является одной из современных и популярных педагогических технологий.
Эта технология способствует решению речевых задач:
- создание условий для развития образной стороны речи;
- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
- развитие связной монологической речи.
Для решения задач по развитию речи дошкольников в ТРИЗ технологии используются разнообразные методы и приемы: морфологический анализ, вид морфологического анализа круги Луллия, системный оператор, метод каталога, составление рифмованных текстов – лимерики, метод фокальных объектов, метод мозгового штурма, ступенчатый эвроритм, метод синектики, типовые приёмы фантазирования.
Я остановлюсь на трёх из этих методов.
Метод морфологического анализа, созданный швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки.
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов, развития связной монологической речи. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Дидактическое пособие – морфологическая таблица позволяет использовать множество вариантов. Используя это пособие, дети придумывают новый образ сказочного героя. При составлении образа у каждого ребёнка он получается свой. Дети выходят за рамки стереотипов.
Следующий метод это использование Кругов Луллия. Круги Луллия вид морфологического анализа. Создатель этого пособия Раймунд Луллий – поэт и философ.
Универсальное пособие, которое можно использовать во всех областях образовательной деятельности, в том числе в речевом развитии. Использование кругов Луллия способствует решению речевых задач:
- формирование фонетического слуха;
- обогащение словарного запаса;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
На мой взгляд, работа по развитию речи с помощью упражнений с кругами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны они учатся изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов и обстоятельств.
Следующий метод элемент ТРИЗа - сочинение лимериков. Автор этого метода Эдвард Лир английский поэт и художник. Лимерики это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса, узаконенной нелепицы бессмыслицы, т.е. строчки, рифмуются между собой и в завершении текста имеется вывод.
Работа по составлению лимериков включает несколько этапов.
- Нахождение рифмующихся слов
- Составление рифмующихся строчек.
- Совместное составление лимериков
- Самостоятельное сочинение лимериков
Основная форма работы по составлению лимерик - игровые задания и упражнения, которые провожу с детьми в определенной последовательности: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово (строчки)», «Сочиняем разные лимерики», «Сочини дальше», «Исправь меня» и т.д.
Сочинение лимериков это развлечение для детей, словесная игра, которая способствует развитию словотворчества, развитию чувства рифмы.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества в активизации познавательной деятельности детей; в создании мотивационных установок на проявление творчества; в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности
Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.
Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-624823-1485706859.jpg)
«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых спо...
Проект «Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
Проект «Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»...
План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»
План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.воспитател...
План воспитателя по теме самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения"
Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/27/picture-871122-1482863883.jpg)
ООД "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения". "Волшебная книга сказок"
Тема: «Волшебная книга сказок» ЗадачиОбучающие:- формировать грамматический строй речи: правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-578404-1424006314.jpg)
Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"
ОПЫТ РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...