конспект занятия "Художественная литература, как фактор нравственного воспитания детей"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Баландина Татьяна Алексеевна

Все прекрасно знают какое большое значение имее правильный подбор литературы для развития и формирования положительных нравственных качеств у наших детей. В своем занятии я подобрала интересный литературный и словесный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_skazkam.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе

 «Художественная литература, как фактор нравственного воспитания детей.»

Цель: фoрмирование у детей нравственных качеств через oзнакомление с худoжественной литературой;

Задачи:

1 Закреплять знаний детей o сказках и рассказах;

2. Прoдолжать фoрмирoвать представления o добре и зле, правильных и не правильных поступках

3. Вoспитывать дoбрoжелательность, oтзывчивость, сoчувствие, сoпереживание, желание прийти на помощь;

4. Развивать умение детей думать, сравнивать и анализировать пoступки сказочных и реальных героев;

5.Формировать у детей чувства привязанности и любви к близким людям; учить оказывать им посильную пoмощь; воспитывать желание помогать близким людям. 

6. Обогащать и активизировать словарный запас, закреплять умения детей подбирать слова- определения. 

Ход занятия:

  1. Физкультминутка

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).

Сегодня я предлагаю вспомнить знакомые сказки и рассказы и побеседовать о положительных и отрицательных героях этих произведений и конечно поиграть.

1.«Угадай сказочного героя» Мы с вами знаем много сказок. И обычно звери, которые являются героями сказки ведут себя одинаково – например – зайчишка во многих сказках трусишка. И сейчас кто-то из вас попробует отгадать сказочного героя (ребенку одевается маска героя сказки, он не видит чья маска на нем), а мы с ребятами будем говорить какой он, каким он бывает обычно. От всех нас потребуется выдержка- кто отгадывает должен дождаться, пока все ребята скажут определения. А ребята не должны раньше времени назвать героя.

Волк- серый, злой, зубастый, голодный, глупый, сильный, опасный, доверчивый

Медведь- большой, глуповатый, доверчивый, сладкоежка, неуклюжий, лентяй, трусишка

Лиса- хитрая, умная, рыжая, злая, обманщица, вредная, думает только о себе., никого не жалко.

Баба- яга- злая, колдунья, ест детей, страшная, не красивая, глуповатая,

Молодцы. Как вы думаете, почему эти герои почти всегда отрицательные. может быть их в детстве мало хвалили.

2.  Игра «Комплимент»- предлагаю подумать, за что мы могли бы похвалить наших героев  (Ребенок –волк садиться или встает в сторонке, а дети, которые хвалят подходят и гладят по голове) не забудьте ласково их называть - Мишенка, Волчек, лисонька, бабулечка- ягулечка.

Волк- быстро бегает, красивые и крепкие зубы, густая шерсть, хороший родитель – заботится и воспитывает волчат.

Медведь – сильный, хорошо умеет лазить по деревьям, умеет делать берлогу, добывать мед, не боится пчел, хорошо ловит рыбу.

Лиса – красивая, пушистая, умная, умеет строить норы, заботиться о лисятах, здорово ловит мышей зимой.

Баба- яга- живет в лесу- это полезно для здоровья, хорошо знает растения и грибы, может лечить, заботится о своей ступе и метле и избушке.

3. «Наоборот» Но есть сказки, где эти персонажи становятся положительными и помогают главным героям.( мини презентация )

Посмотрите на экран и назовите эти сказки и какими стали наши герои-

«Иван- царевич и серый волк» волк- храбрый, мудрый, сильный

«Заяц- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» заяц – смелый, храбрый, бесстрашный., испугал волка

«Домовенок Кузя» - Баба-яга – добрая, заботливая, чистоплотная, готовит пироги.

 «Яблоко» Медведь- добрый, умный, мудрый.

Почему мы вспомнили этих героев и эти сказки- нельзя постоянно кого-то обижать или ругать, а то, кто –ни будь из вас станет таким как баба-яга, или серый волк. В каждом есть что- то хорошее, надо только это увидеть, и вовремя похвалить.

Я предлагаю рассказать сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад – в этой сказке все вежливые и внимательные друг к другу.

 Сказка «Волк и семеро козлят»

1.Жили, были коза и 7 козлят. Утром мама Коза собралась в лес, а ребятам – козлятам строго на строго наказывала. До свидания детки, дверь закрывайте, никому не отворяйте.

2.До скорой встречи мамочка, сказали козлята и закрыли дверь.

3.Тут пришел волк постучался: козлятки откройте пожалуйста дверь.

4.Козлята ответили – извините, но ваш голос очень грубый, мы дверь не откроем.

5. Решил волк сходить к петушку-кузнецу. Здравствуй Петушок, сделай мне пожалуйста, новый нежный голосок.

6.Петушок-  конечно, с большим удовольствием. И Сделал Петушок новый нежный голосок Волку.

7.Спасибо большое- сказал волк и пошел к козлятам. Постучался. Кто там – спросили Козлята.

8.Это я Серый волк к вам в гости пришел, пустите пожалуйста. С удовольствием сказали Козлята и открыли дверь.

9.А дома была уже мама Коза. Добрый день Волк, проходи пожалуйста. Как раз пироги с капустой готовы, будем чай пить.

10.Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец.

4. «Чему учат сказки» (можно провести в кругу, передавая яблоко) Сказки не только веселят и радуют нас. Очень многому учат нас сказки.

- сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и т.д.;

- сказка учит не бояться трудностей;

- сказка учит: хорошо иметь много друзей;

- сказка учит любви к родителям;

- надо их слушаться.

- сказка учит любить свою Родину;

- нельзя обманывать,

- нельзя быть жадным,

- нельзя предавать друзей,

- нужно помогать слабым.

5. Чем отличается сказка от рассказа? А ведь некоторые люди, взрослые и дети, часто бывают похожи на героев сказок.  Бывают трусишки – как зайцы, обманывают как лисы. Вспомним рассказы Н. Носова.

 Сначала был воришкой, а потом исправился и стал смелым- «Огурцы»

Сначала ленивый, а потом трудолюбивый. «На горке»

Обманывают, выдумывают, а вреда никому не делают. «Фантазёры»

Как вы думаете, легко говорить правду?  - нет, бывает страшно, надо быть смелым, чтобы, признаться.

Одна девочка разбила чашку и думала, что же делать.

 стихотворение Я.Полонского

Вот те-на! Разбила чашку!
На кого бы мне соврать –
На Валерку иль на Машку?
Или просто убежать?
Врать, хитрить да запираться –
Это плохо, говорят
Нет уж, лучше мне признаться
Пусть немного побранят.

Признайтесь, кто ни будь из вас поступал как эта девочка или лучше скрыть, чтобы на другого подумали. – ответы детей.

6.Все эти истории закончились хорошо, главные герои исправились, но девочка Анюта, была наказана, а как и за что сейчас узнаем.

 Инсценировка рассказа Г. Браиловской «Ушки-неслушки»

Почему Анюта была наказана, и как? -  она не помогала своим родным и поэтому осталась без подарка.

 7. Подумайте, есть ли у вас любимая игрушка? Смогли бы вы ее отдать?

   Чтение стихотворения

Е. Благинина «Пришла ко мне подружка»

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.

8.  В каких случаях можно подарить подарок. А просто так можно., чтобы порадовать дорогого человека.

Я предлагаю сделать поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина. Вот варианты – что можно сделать из ореховой скорлупы. И подумайте, пока делаете, кому вы подарите свою поделку, и что скажете. (во время работы спрашиваю, что делаешь, кому и почему подаришь)

Ребята вы сегодня молодцы, вспомнили все сказки и рассказы, всех героев и даже приготовили подарки для своих близких и друзей.

И в заключении вспомним очень хорошее стихотворение дружилку- мирилку  Юрия Энтина
Про дружбу

 Дружит с солнцем ветерок,

 А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо.

Молодцы. Относим свои подарки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Художественная литература как средство нравственного воспитания детей"

Проект направлен на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....

Художественная литература как элемент нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образц...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Консультация для педагогов «Природа как фактор нравственного воспитания детей»

Консультация для педагогов «Природа как фактор нравственного воспитания детей»...

«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...

Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»                                      ...