Конспект составления рассказа по картине "Ранняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Петрова Екатерина Александровна

I. Психологический настрой, 1 мин

 

(слайд 1) Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

 

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

 

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

 

«Доброе утро!» скажем мы вместе (произносят слова)

 

II. Вводно-организационный, 1–2 мин

 

Прислушайтесь. … Слышите, кто-то тихо ходит за окном? Хотите узнать: кто это?

 

Кто пришел так тихо-тихо?

 

Ну, конечно не слониха,

 

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

 

И никто из вас не слышал,

 

Как листок из почки вышел,

 

И услышать не могли вы,

 

Как зеленые травинки,

 

Сняв зеленые ботинки,

 

Тихо вышли из земли.

 

И подснежник тихо вышел,

 

И повсюду тишина.

 

Это значит, это значит:

 

Тише всех пришла весна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Психологический настрой, 1 мин

(слайд 1) Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (произносят слова)

II. Вводно-организационный, 1–2 мин

Прислушайтесь. … Слышите, кто-то тихо ходит за окном? Хотите узнать: кто это?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно не слониха,

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел,

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

III. Мотивационно-побудительный, 1–2 мин

О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне)

Какие времена года вы еще знаете? (зима, лето, осень)

(слайд 2) На Северном полюсе живет маленький, любознательный медвежонок Умка. Он хочет знать обо всем на свете. Про зиму он знает много, а о весне ничего. Ему интересно – как он узнает, что наступила весна? Вы хотите помочь Умке? (да) Сможете?

IV. Актуализация, 3 мин

Весной пробуждается вся природа. Каждый день переполнен весенними событиями. Чтобы рассказать про эти события, нужно знать много весенних, красивых слов.

Скажите, весна какая? (долгожданная, ранняя, теплая, веселая, шумная, радостная, звонкая, красивая, светлая, солнечная и т. д.)

Весной все чаще бывают солнечные деньки. Что делает солнце? (светит, греет, пригревает, согревает, ласкает, печёт, ослепляет, нежит и т. д.)

Солнце светит, пригревает. Что происходит со снегом? (снег тает) Когда тает снег, что образуется? (проталины, ручейки) Что делает ручеек? (бежит, журчит, звенит, течет, извивается, бурлит и т. д.)

V. Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений, 5-8 мин

(слайд 3) Медвежонок думает, что на этой картине изображена зима. Он прав?

Какое это время года? (весна)

Какая это весна ранняя или поздняя? (ранняя) Почему так решили? (На картине изображена ранняя весна, потому что на земле ещё лежит снег и только в некоторых местах видны проталины, деревья стоят голые).

Кого вы видите на картине? (детей)

Что делают дети? (Дети рассматривают цветы мать-и-мачехи, играют с Петрушкой, мальчики пускают бумажный кораблик в ручейке).

Какое настроение у детей? (Ребята радуются приходу весны. Детям весело, они улыбаются).

Упражнение «Бинокль»

У вас на полу лежат невидимые бинокли. Возьмите их. (картинку медвежонка перемещаю на мольберт)

(слайд 4) Посмотрите на правый план картины. Кого вы видите? Во что она одета? Какое имя ей дадим? Что девочка делает? (Мы видим девочку в красном пальто, жёлтых сапожках. Она сорвала несколько цветов мать-и-мачехи на проталине и рассматривает их).

(слайд 5) Посмотрите на левый план картины. Кого вы здесь видите? Как зовут этого мальчика? Почему у него расстегнута куртка? (Слева мы видим на картине мальчика в синей куртке. Ему стало жарко, и он расстегнул куртку).

(слайд 6) Посмотрите в центр картины. Кого вы видите здесь? Какие имена у этих ребят? Что делают дети? (Мальчик в полосатой шапочке и шарфе пускает в ручейке бумажный кораблик).

(Девочка в зелёном пальто и оранжевой шапке сидит на скамейке с Петрушкой). Присмотритесь, что лежит около девочки? Для чего ей эти предметы? (Около неё лежит ведёрко, формочки. Девочка хочет сделать куличики из снега).

Обратите внимание на деревья. Какие изменения произошли с ними с приходом весны? (Листиков нет, но появились почки).

Почему дети одеты тепло? (На улице прохладно. Солнце светит, но греет мало. Сейчас ранняя весна).

VI. Динамическая пауза, 1 мин

Давайте познакомим медвежонка с весенними месяцами. Но не просто познакомим, а и покажем. Выходите на ковер.

Март: Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)

Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)

Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)

Что за месяц, кто узнает? (стоят на месте)

Апрель: Яростно река ревет

И разламывает лед (имитируют удары)

В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)

А в лесу медведь проснулся (имитируют движение медведя)

В небе жаворонка трель (имитируют игру на дудке)

Кто же к нам пришел? (протягивают руки вперед)

Май: Зеленеет даль полей (разводят широко руки)

Запевает соловей (прыжки на месте)

В белый цвет оделся сад (поочередно разводят руками в стороны)

Пчелы первые летят (кружатся на месте)

Гром грохочет (приседание)

Угадай, что за месяц это?

VII.Практическая речевая деятельность, 10 мин.

Молодцы! Знаете весенние месяца. Но нам надо рассказать медвежонку о весне. Попробуем составить рассказ глядя на картину. Из каких частей состоит рассказ?

Чтобы рассказ был понятен медвежонку, начните его со слов (наступила ранняя весна) и назовите признаки ранней весны.

Далее объясните, почему вы в этом уверены.

В основной части придумайте, где могут находиться дети, что они делают.

В конце рассказа скажите – нравится детям весна или нет? (заслушать 1-2детей)

(образец) РАННЯЯ ВЕСНА.

Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки.

Дети оделись и вышли на прогулку. Они одеты тепло, потому что на улице ещё прохладно. Девочка Таня сорвала цветок, она принесет его в группу и поставит в воду, а девочка Маша взяла с собой на прогулку Петрушку и рассказывает ему о весне, она хочет сделать куличики из последнего снега.

Мальчики Ваня и Дима смастерили кораблик из бумаги и пускают его в ручейке. Детям интересно и весело на прогулке.

Как можно назвать эту картину? (Весна. Ранняя весна)

Как думаете, что раньше могло было быть нарисовано на этой картине? (Зима. Идет снег. Дети, катаются с горки)

А что нарисует художник, когда снег растает?

Медвежонок говорит вам спасибо. Он забирает картину к себе домой, чтобы рассказать своим друзьям о ранней весне. Давайте встанем и помашем ему на прощание.

(слайд 7) Упражнение «Что лишнее?»

(собираю детей возле себя) Интересно, все ли приметы ранней весны вы знаете?

Слушайте меня внимательно, определяйте, какая из примет лишняя. Скажите почему?

* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.

(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.)

*Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.

(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.)

* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.

(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)

*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают.

(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)

- Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения.

Игровое упражнение «Весенние слова в шкатулке».

Посмотрите, у меня есть шкатулка, в которую можно собрать все весенние слова. Я начну, а вы продолжите: «Верба, ледоход…» (подснежник, капель, проталинка, почка, цветок мать-и-мачеха, сосулька, солнечный лучик, лужа, наст и др.).

Красивое весеннее слово – капель. Как вы объясните медвежонку, что такое капель? (когда с крыш капают сосульки)

Какие первые весенние цветы вы знаете? Почему они так называются? (подснежники – появляются из-под снега, мать-и-мачеха - с одной стороны они мягкие и теплые, как руки мамы, с другой – гладкие и холодные, как руки мачехи в сказке)

IV. Заключительный этап. Рефлексия,1 мин

Кому вы сегодня помогали? (медвежонку Умке)

Смогли вы рассказать медвежонку о ранней весне? (да)

Что вам в этом помогло? (знаем весенние слова, умеем составлять рассказ)

(слайд 8) для перехода к самостоятельной деятельности: из счетных палочек сделать домик для птиц по своему желанию


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Составление рассказа «Весна идёт»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приёмов мнемотехники. На занятии дети учатся составлять рассказ о временах года...

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...

Конспект НОД Составление рассказа "Как птицы весну встречают"

Задачи:Обучающие- обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;- активизировать и расширить словарь по темам «Весна», «Перелетные птицы»;- закреплять знания детей о перелетных птицах и исп...

конспект занятия в старшей группе Составление рассказа по теме "Весна"

Непосредственно образовательная деятельность«Речевое развитие» (Развитие речи)По программе «От рождения до школы» Н.ВераксыДля детей старшей группы5 – 6 летс использованием мнемотаблиц...

Конспект НОД речевое развитие Тема: Составление рассказа по мнемотаблице «Весна» средняя группа

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя...

конспект по развитию речи.Составление рассказа по теме"Весна" с использованием мнемотехники.

Государственное автономное профессиональное образовательное                    ...