Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з], [Ж]".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тысовская Юлия Юрьевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З], [Ж]".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zvuki_z_i_zh.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков

    [З], [Ж].

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Задачи:

1.Уточнить артикуляцию звуков [З], [Ж]/

2.Отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах.

3.Развивать фонематический слух,логическое мышление и внимание.

4. Воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня радостный день. К нам на занятие спешат гости. А кто к нам придет вы угадаете сами, подсказками вам будут мой загадки.

- Звенит над ухом всю ночь

И укусить тебя не прочь

Такой зануда, ну кошмар

Писклявый маленький (комар).

-  З-з-з. Здравствуйте, меня зовут Звонарик.

Следующая загадка:

- Теплым днем, весною в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук

Я жужжу, я майский  (жук).

- Ж-ж-ж. Здравствуйте, ребята, меня зовут Жужжа.

- Ребята, Жужжа и Звонарик принесли вам волшебные мячики.

С помощью этих мячиков мы разомнем пальчики.

- Катится колючий ежик,

Нет ни головы, ни ножек.

По дорожке он бежит и пыхтит (3р).

Он по пальчикам бежит и пыхтит (3р).

Бегает туда-сюда

Нам щекотно да да да.

Уходи колючий еж

В лес туда, где ты живешь.

Основная часть.

- Предлагаю нашим гостям взлететь. Предлагаю на них подуть. (Носом – вдох, выдох).

- Комары, когда летают. Они что делают (звенят), а жуки (жужжат).

- А что бы они не уставали, давайте покажем им свой упражнения

Развитие артикуляторной моторики. Упражнения:

- «Заборчик», «Окошечко».

- «Чистим зубки»,

- «Качели»,

- «Лопатка»,

- «Чашечка».

- Звонарик и Жужжа очень хотят знать правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и принесли вам несколько игр. Желаете в них поиграть? Но сначала давайте вспомним, что делают зубы, губы и язык.

— Да

— Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звук.

На доске помещается схема – перфокарта артикуляции звуков.

— песенка жука  Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язык чашечкой, по языку проходит теплый воздух, горлышко работает.

—  ( ЖЖЖ….)

Сейчас мы с вами превратимся в жуков. Повторяйте за мной

(Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох).

Упражнение «Комар».

— песенка комарика З-З-З   – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает

— ( ЗЗЗЗ….)

А теперь, мы с вами превратимся в комаров. Повторяйте за мной.

(Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «з-з-з», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох).

Дети произносят «ж-ж-ж»

Дети произносят «з-з-з»

1 игра «Стрелка».

- Если стрелка вверх – [ж],

- стрелка вниз – [з]

2.Игра «Слоговая песенка». Повторяйте за мной слоговую песенку:

за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы

3.Различение звуков [з] и [ж] в словах.

Ребята, сейчас я буду произносить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения:

- если в слове слышите /З/ – показываем картинку с изображением комара;

- а звук /Ж / - с изображением жука.

Слова: лыжи, носок, кукла, зонтик, снег, пижама, зубы, чайник, музыка, коза, книга, животное.

А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

Журнал, заяц, животное, кружка, знак, ваза, флажок.

- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

Ложказубы, жук, озорник, ужалить, пружина, зубр.

- Молодцы!

Физминутка.

4. Игра «Четвертый лишний».

- Ребята, вам нужно выделить лишнюю картинку по наличию звуков. Если в названии картинок больше со звуко [з], то картинка со звуком [ж] будет лишняя.

5. Игра «Путаница».

Ребята, комар и жук перепутали картинки. Помогите им их разобрать.  Помните: комару нужны картинки, в названиях которых есть звук [з], а жуку- картинки, в названии которых есть звук [ж].

Слова со звуком [з] – зонт, замок, рюкзак, азбука, звезда, значок, роза, ваза.

Слова со звуком[ж] – жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь, ложка.

6.Игра «Придумай слово».

- Ребята, вам нужно придумать слова со звуками [з], [ж].

Рефлексия.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки мы учились сегодня различать?

- Какой звук произносить комарик?

- А какой жучек?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Вы очень хорошо сегодня занимались, можете себя похвалить, сказать: «Я сегодня молодец!»

Жужжа и Звонарик, тоже считают, что вы большие молодцы. Вы поиграли во все игры. Им понравилось, как вы играли, как отвечали на вопросы. И они вам желают никогда не забывать про эти звуки [з], [ж].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "

Программные задачи: • Продолжить  учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...

конспект занятия по звуковой культуре речи "дифференциация звуков Л - В" .

Данный материал можно изспользовать на занятиях по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе....

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с], [ц]».

Данное занятие позволяет развивать у детей умение дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками....

Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...

конспект НОД по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков "с" и "ш""

конспект игр и упражнений на дифференциацию звуков "С" и "ш"...

технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."

конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...