Конспект занятия с детьми (развитие связной речи через сказку) средний возраст
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Хурматова Елена Васильевна

Конспект занятия с детьми среднего возраста (развитие связной речи через сказку)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_razvitie_svyaznoy_rei_cherez_skazku.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Конспект логопедического занятия

(развитие связной речи через сказку)

                                                                                                     Учитель-логопед

                                                                                                      Хурматова Е.В.

Аша, 2021

Логопедическое занятие

ЦЕЛЬ: Развитие связной речи у детей (4-5 лет) через сказку.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Расширение представлений о перелетных птицах, их образе жизни. Обучение последовательному пересказу сказки «Гуси-лебеди». Формирование развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью. Формирование умения использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Коррекционно-развивающие: Развитие познавательной и регулирующей функции речи, голоса, выразительности речи, эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений. Формирование возможности перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи. Развитие тонкой моторики. Развитие физиологического дыхания.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Сказка «Гуси-лебеди», бумажные птички, наглядные иллюстрации к сказке.

Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям занять места на стульчиках.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Я прочитаю вам русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Дикие гуси и дикие лебеди — тоже перелетные птицы, они улетают от нас осенью и возвращаются с юга весной.

2. Вводная беседа. [Оживление личного опыта детей. Развитие диалогической речи.]

Логопед. Знакома ли вам эта сказка? Кто вам читал эту сказку?

Ответы детей.

3. Выразительное рассказывание сказки педагогом. [Развитие речевого слуха.]

Гуси-лебеди

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам. Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. Вернулась Маша, глядь — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка — кисельные берега. Маша к ней:

— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша — стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула баба-яга в окно: нету мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню.

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам.

— Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

— Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к бабе-яге...

А Маша и братец вылезли из печки и пустились домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

4. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи.]

Сделав небольшую паузу, логопед начинает с детьми беседу по сказке.

Логопед. С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли сказочника и начать рассказывать сказку?

1-й ребенок. Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.

Логопед. Что сделала Маша?

Дети. Она пошла искать братца

Логопед. Кто помог ей сначала?

2-й ребенок. Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить дров и показала ей дорогу. Логопед. Кто помог ей потом?

3-й ребенок. Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки и показала, куда бежать дальше. Логопед. Кто еще помог Маше?

4-й ребенок. Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.

Логопед. Куда пришла Маша и что там увидела?

1-й ребенок. Маша пришла в лес и увидела избушку. В избушке сидела баба-яга, а перед окошком сидел Ванюшка.

Логопед. Что сделала девочка?

Дети. Девочка схватила братика и побежала домой.

Логопед. Кто помчался в погоню за детьми?

Д е т и. За ними полетели гуси-лебеди.

Логопед. Кто опять помогал Маше и прятал ее от гусей?

Дети. Маше опять помогала речка, яблонька и печка.

Логопед. Удалось ли гусям отнять Ванюшку?

Дети. Гуси улетели к бабе-яге ни с чем.

Логопед. Чем закончилась сказка?

Дети. Машенька и Ванюшка прибежали домой, а тут и родители приехали и привезли им подарки.

5. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей на встать возле своих стульчиков и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.

 Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно.

6. Упражнение «Птички». [Развитие физиологического дыхания].

Логопед раздает детям бумажных синичек.

Логопед. Посмотрите, какие красивые синички. Сейчас мы научим их летать.  По моей команде вы сделаете вдох носом и станете дуть на синичку, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.

Упражнение выполняется 3—4раза.

7. Составление логопедом плана пересказа. [Развитие речевого слуха.]

Логопед предлагает каждому ребенку план его части пересказа.

Логопед. Начнет рассказывать сказку Бажена. Она расскажет о том, что папа и мама собрались ехать в город и просили Машеньку следить за братцем, а Маша не послушалась и оставила братца одного. Не забудь рассказать, что произошло из-за этого. Кто унес мальчика?

Дальше сказку будет рассказывать Ксюша. Она расскажет, как Маша отправилась на поиски братца, кто ей помогал по дороге, что Маша делала для этого.

Продолжит пересказ Тася. Она расскажет о том, как Маша пришла в дремучий лес, нашла и унесла от бабы-яги своего брата.

Закончит пересказ Лиза. Она расскажет о приключениях детей по дороге домой, о том, чем закончилась сказка.

8. Пересказ сказки детьми. [Развитие связной речи, памяти.] Дети пересказывают сказку, логопед оказывает им необходимую помощь. Можно предложить детям помогать друг другу.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает вспомнить, чем они занимались, понравилась ли им сказка, кто из героев понравился и почему.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий НОД по развитию связной речи в средней группе

Каждое занятие имеет конкретные цели обучающего, развивающего и воспитательного характера.Дидактические задачи представлены в форме игровых заданий, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы ...

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")...

Консультация для воспитателей. "Развитие связной речи у дошкольников среднего возраста".

Консультация может быть интересна не только воспитателям, но и родителям....

Занятие по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы

Тема: «Помогаем мышонку Семе»»Цель: Способствовать развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.Задачи:- Сформировать умение описывать предмет(игрушку), составлять неб...

Конспект занятия ООД по развитию связной речи детей от 6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности с помощью развивающих технологий на тему «Путешествие в весеннюю сказку»

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудова...

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы «По следу жадных медвежат»

Задачи:- способствовать формированию умения пересказывать сказку по мнемотаблице;- создать условия для развития связной, грамматически правильной диалогически и монологической речи;- воспитывать честн...

Развитие связной речи через сказки и игры. «Играйте со своими детьми!»

Огромной любовью пользуются у детей сказки и игры. Сказка-учит человека жить, вселяет веру в торжество добра и справедливости.За фантастикой  и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения...