Конспект НОД «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»
проект по развитию речи (старшая группа)

Сязи Мария Никитична

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи в форме путешествия Пчёлки -Жужжи и Змеи.

Автор: Сязи Мария Никитична, воспитатель Детского сада «Золотая рыбка».

Целью НОД-а обучение детей в отчетливом произношении слов со звуками «Ж» – «Ш». Содержание учитывает использование здоровьесберегающих технологий, направлено на развитие творческого воображения, разработана в виде игры, интегрировано с познавательной деятельностью (Насекомые).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_konspekt_nod-syazi_mn.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                     «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»   

Конкурс

«III Межмуниципальный дистанционный конкурс авторских разработок педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций «Методическая паутинка-2021»

«Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»

   (конспект НОД)

Номинация

 «Лучшая методическая разработка»

Составитель: Сязи М.Н., воспитатель

Детский сад «Золотая рыбка»

                             с. Салемал, 2021 г.

Аннотация

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи в форме путешествия Пчёлки -Жужжи и Змеи.

Автор: Сязи Мария Никитична, воспитатель Детского сада «Золотая рыбка».

Целью НОД-а обучение детей в отчетливом произношении слов со звуками «Ж» – «Ш». Содержание учитывает использование здоровьесберегающих технологий, направлено на развитие творческого воображения, разработана в виде игры, интегрировано с познавательной деятельностью (Насекомые).
Тип: Занятия, по сообщению новых знаний

 Тема НОД: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

 Возрастая группа: дети старшей группы (5-6 лет)

Приоритетные образовательные области: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: Обучение детей в отчётливом произношении слов со звуками «Ж» и «Ш».

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять детей в отчётливом произношении слов со звуками «Ж» и «Ш»;

- Развивать фонематический слух;

-Упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки «ж» – «ш» в словах;

- Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш;

Развивающие:

- Совершенствовать интонационную выразительность речи;

- Развивать слуховое, зрительное внимание, память.

Воспитывающие:

-Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать сверстника.

Предварительная работа: разучивание скороговорок, работа с мнемотаблицей по составление рассказов о насекомых – пчела-Жужа и змея.

Словарная работа: жестянка; в плену.

Форма организации деятельности: образовательная ситуация с использованием дидактических средств.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, читательская, игровая.

Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал (атрибуты, материал):  

1. Использование колонок

2. Пчёлка Bee-Bot

3. Интерактивная развивающая панель

4. ПАК «Калибри»

Ход непосредственно образовательной деятельности

(Дети заходят в группу, и садятся на дорожных пазлах. На пазлах нарисована цветочная поляна, расположенная в ряд, полукругом)

Воспитатель: Ребята закройте глаза и прислушайтесь, что вы слышите?

Дети: Мы слышим звуки жужжания и шипения.

Воспитатель: Правильно. К нам на занятие прилетела пчёлка - Жужжа (Bee-Bot)

(Показываю детям пчелку, которая находится в центре стола)

Воспитатель: А теперь, ребята посмотрите на экран. (на экране изображена змея). Как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься.

Дети: Будем играть, рассматривать картинки.

Воспитатель: Вы правы, они пришли не просто так, они хотят с вами поиграть.

Воспитатель: А еще сегодня мы будем различать звуки «ж»-«ш», правильно и чётко их произносить.

Основная часть (содержательный деятельностный этап)        

(На интерактивной доске показаны «ж»-«ш» синего цвета)

Воспитатель: - Ребята посмотрите на экран, перед вами согласные звуки «ж»-«ш». Давайте, дружно произнесем.

Воспитатель: - Молодцы ребята, звуки «ж»-«ш»-согласные, твердые и они закрашены в синий цвет. Звук «ж»-это звонкий согласный звук; «ш»-глухой согласный звук.

Воспитатель: - Чем отличаются эти звуки?

 Дети: - звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой

Воспитатель: - Верно! звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой

Воспитатель: - Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж. Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?

 Дети: Горлышко дрожит…

Воспитатель: - А теперь звук – ш-ш-ш. Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?

Дети: горлышко молчит…

Воспитатель: - Чем похожи эти звуки?

Дети: оба звука –  твердые, согласные…

Воспитатель: - Правильно ребята! оба звука – всегда твердые, согласные, поэтому они у нас обозначены синем цветом.

Воспитатель: Предлагаю вам загадку.

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её? …

Дети: пчела…

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: - Молодцы ребята! Давайте с пчелой Жужжой пожужжим!

Дети: ж-ж-ж-ж-ж

Воспитатель: - Ребята, а сейчас ко мне подойдут только девочки к столу, где сидит пчёлка. А мальчики будут собирать пазлы. 

Автоматизации звука Ж

(Девочки подошли к столу. На столе стоит пчелка BEE-BOT. Под ней лежит мнемотаблица для автоматизации звука Ж в чистоговорка: таблица А3, состоящий из 6 квадратиков: 1- Жук, 2- железная банка, 3- клетка, 4- грустный глаз со слезой,4- жук в банке, 5- квадратик виде – решето, 6 – ребенок плачет)

Воспитатель: - Девочки, смотрите на пчёлку - Жужжа будет идти по таблице, я ей уже задала шаги. Она будет идти, вы должны смотреть на картинки и повторять за мной.

Жук жужжит в железной банке-

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

(Девочки повторяют за воспитателем)

Воспитатель: - Молодцы, а сейчас девочки садятся и разбирают пазлы.

(Мальчик,и выполнив задания подходят к воспитателю, а девочки к пазлам).

Воспитатель: - Мальчики, я Вам показываю пчёлку - Жужжу, она двигается по таблице, Вам необходимо повторить чистоговорку за мной.

(На столе стоит пчелка BEE-BOT. Под ней лежит мнемотаблица для автоматизации звука Ж в чистоговорка: таблица А3, состоящий из 6 квадратиков: 1- Жук, 2- железная банка, 3- клетка, 4- грустный глаз со слезой,4-  жук в банке, 5- квадратик виде – решето, 6 – ребенок плачет)

Мальчики повторяют

Жук жужжит в железной банке-

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

Воспитатель: - Девочки, подойдите к нам (они подходят к мальчикам и воспитателю).

Воспитатель: - Давайте вместе проследим за пчёлкой - Жужжой и повторим чистоговорку, глядя на таблицу с картинками.

(Дети повторяют)

Воспитатель: - Пчёлка -  Жужжу - жужжит, говорит, что вам она благодарна, все выполнили задание, которое она вам приготовила.

Воспитатель: Оставляем - пчёлку – Жужжу, давайте немного отдохнем! Пройдите на ковер и повторяйте за мной

Физкультминутка

(дети повторяют за воспитателем)

Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

(Воспитатель приглашает детей к ПАКт «Калибри»)

Воспитатель: - Отгадайте загадку ребята.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Пузом по земле ползёт,

За собою хвост везёт.

В страхе вся моя семья,

Напугала нас…        

Дети: Змея…

Автоматизации звука «Ш»

Воспитатель: - Ребята слышите змея снова зашипела. Давайте подойдем к ней ближе (подходят к ПАК «Калибри»), она просит, чтоб мы пошипели с ней. (Анимация со змеей находится в центре экрана)

Воспитатель и дети: Ш-ш-ш-ш-ш

(После как пошипели дети и воспитатель Змея уменьшается появляется буква Ш рядом, появляется таблица «Засели домик Змеи»)

Воспитатель: - Ребята посмотрите на экран.

Воспитатель: - Змея предлагает картинки, которые показаны.  Как вы думаете, что здесь нам надо сделать?

Дети: Надо подобрать правильные картинки.

Воспитатель: Молодцы. подобрать и поселить в таблицу и «Заселить домик Змеи» Обязательно! Громко произносить, что на картине нарисовано.

(К экрану подходят дети по одному и произносят слова. Слова, которые не подходят к таблице обозначаются красным крестиком, а которые подходят слова перемещаются в свободные квадратики и обозначаются зеленой галочкой (В таблице 6 квадратиков).

 (Капуста, подушка, мишка, слон, стакан, шапка, лиса, ананас, мешок, сумка, машина, шуба).

Дети: подушка, мишка, шапка, мешок, машина, шуба.

Воспитатель: - Молодцы ребята, мы поселили домик у Змеи.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель: - Ребята, возвращайтесь на свои пазлы. Занимайте свои места, садитесь на них.

- Скажите, пожалуйста, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

- С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

- Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

- Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)        

Список используемой литературы:

1. Развитие речи в детском саду 2018г. Гербова В.В.

2. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста 2014г. Одинцева А. В.

3. Автоматизация звука Ж  в игровых упражнениях 2009г. Комарова Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.

Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....

Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"

цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...

НОД по развитию речи " Звуковая культура речи: работа со звуками ч - щ"

Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные задачи:- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Фо...