Конспект НОД «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»
проект по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи в форме путешествия Пчёлки -Жужжи и Змеи.
Автор: Сязи Мария Никитична, воспитатель Детского сада «Золотая рыбка».
Целью НОД-а обучение детей в отчетливом произношении слов со звуками «Ж» – «Ш». Содержание учитывает использование здоровьесберегающих технологий, направлено на развитие творческого воображения, разработана в виде игры, интегрировано с познавательной деятельностью (Насекомые).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_konspekt_nod-syazi_mn.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Конкурс
«III Межмуниципальный дистанционный конкурс авторских разработок педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций «Методическая паутинка-2021»
«Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»
(конспект НОД)
Номинация
«Лучшая методическая разработка»
Составитель: Сязи М.Н., воспитатель
Детский сад «Золотая рыбка»
с. Салемал, 2021 г.
Аннотация
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи в форме путешествия Пчёлки -Жужжи и Змеи.
Автор: Сязи Мария Никитична, воспитатель Детского сада «Золотая рыбка».
Целью НОД-а обучение детей в отчетливом произношении слов со звуками «Ж» – «Ш». Содержание учитывает использование здоровьесберегающих технологий, направлено на развитие творческого воображения, разработана в виде игры, интегрировано с познавательной деятельностью (Насекомые).
Тип: Занятия, по сообщению новых знаний
Тема НОД: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш
Возрастая группа: дети старшей группы (5-6 лет)
Приоритетные образовательные области: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Цель: Обучение детей в отчётливом произношении слов со звуками «Ж» и «Ш».
Задачи:
Образовательные:
-Упражнять детей в отчётливом произношении слов со звуками «Ж» и «Ш»;
- Развивать фонематический слух;
-Упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки «ж» – «ш» в словах;
- Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш;
Развивающие:
- Совершенствовать интонационную выразительность речи;
- Развивать слуховое, зрительное внимание, память.
Воспитывающие:
-Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать сверстника.
Предварительная работа: разучивание скороговорок, работа с мнемотаблицей по составление рассказов о насекомых – пчела-Жужа и змея.
Словарная работа: жестянка; в плену.
Форма организации деятельности: образовательная ситуация с использованием дидактических средств.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, читательская, игровая.
Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал (атрибуты, материал):
1. Использование колонок
2. Пчёлка Bee-Bot
3. Интерактивная развивающая панель
4. ПАК «Калибри»
Ход непосредственно образовательной деятельности
(Дети заходят в группу, и садятся на дорожных пазлах. На пазлах нарисована цветочная поляна, расположенная в ряд, полукругом)
Воспитатель: Ребята закройте глаза и прислушайтесь, что вы слышите?
Дети: Мы слышим звуки жужжания и шипения.
Воспитатель: Правильно. К нам на занятие прилетела пчёлка - Жужжа (Bee-Bot)
(Показываю детям пчелку, которая находится в центре стола)
Воспитатель: А теперь, ребята посмотрите на экран. (на экране изображена змея). Как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься.
Дети: Будем играть, рассматривать картинки.
Воспитатель: Вы правы, они пришли не просто так, они хотят с вами поиграть.
Воспитатель: А еще сегодня мы будем различать звуки «ж»-«ш», правильно и чётко их произносить.
Основная часть (содержательный деятельностный этап)
(На интерактивной доске показаны «ж»-«ш» синего цвета)
Воспитатель: - Ребята посмотрите на экран, перед вами согласные звуки «ж»-«ш». Давайте, дружно произнесем.
Воспитатель: - Молодцы ребята, звуки «ж»-«ш»-согласные, твердые и они закрашены в синий цвет. Звук «ж»-это звонкий согласный звук; «ш»-глухой согласный звук.
Воспитатель: - Чем отличаются эти звуки?
Дети: - звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой
Воспитатель: - Верно! звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой
Воспитатель: - Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж. Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?
Дети: Горлышко дрожит…
Воспитатель: - А теперь звук – ш-ш-ш. Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?
Дети: горлышко молчит…
Воспитатель: - Чем похожи эти звуки?
Дети: оба звука – твердые, согласные…
Воспитатель: - Правильно ребята! оба звука – всегда твердые, согласные, поэтому они у нас обозначены синем цветом.
Воспитатель: Предлагаю вам загадку.
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? …
Дети: пчела…
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: - Молодцы ребята! Давайте с пчелой Жужжой пожужжим!
Дети: ж-ж-ж-ж-ж
Воспитатель: - Ребята, а сейчас ко мне подойдут только девочки к столу, где сидит пчёлка. А мальчики будут собирать пазлы.
Автоматизации звука Ж
(Девочки подошли к столу. На столе стоит пчелка BEE-BOT. Под ней лежит мнемотаблица для автоматизации звука Ж в чистоговорка: таблица А3, состоящий из 6 квадратиков: 1- Жук, 2- железная банка, 3- клетка, 4- грустный глаз со слезой,4- жук в банке, 5- квадратик виде – решето, 6 – ребенок плачет)
Воспитатель: - Девочки, смотрите на пчёлку - Жужжа будет идти по таблице, я ей уже задала шаги. Она будет идти, вы должны смотреть на картинки и повторять за мной.
Жук жужжит в железной банке-
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
(Девочки повторяют за воспитателем)
Воспитатель: - Молодцы, а сейчас девочки садятся и разбирают пазлы.
(Мальчик,и выполнив задания подходят к воспитателю, а девочки к пазлам).
Воспитатель: - Мальчики, я Вам показываю пчёлку - Жужжу, она двигается по таблице, Вам необходимо повторить чистоговорку за мной.
(На столе стоит пчелка BEE-BOT. Под ней лежит мнемотаблица для автоматизации звука Ж в чистоговорка: таблица А3, состоящий из 6 квадратиков: 1- Жук, 2- железная банка, 3- клетка, 4- грустный глаз со слезой,4- жук в банке, 5- квадратик виде – решето, 6 – ребенок плачет)
Мальчики повторяют
Жук жужжит в железной банке-
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
Воспитатель: - Девочки, подойдите к нам (они подходят к мальчикам и воспитателю).
Воспитатель: - Давайте вместе проследим за пчёлкой - Жужжой и повторим чистоговорку, глядя на таблицу с картинками.
(Дети повторяют)
Воспитатель: - Пчёлка - Жужжу - жужжит, говорит, что вам она благодарна, все выполнили задание, которое она вам приготовила.
Воспитатель: Оставляем - пчёлку – Жужжу, давайте немного отдохнем! Пройдите на ковер и повторяйте за мной
Физкультминутка
(дети повторяют за воспитателем)
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
(Воспитатель приглашает детей к ПАКт «Калибри»)
Воспитатель: - Отгадайте загадку ребята.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
Пузом по земле ползёт,
За собою хвост везёт.
В страхе вся моя семья,
Напугала нас…
Дети: Змея…
Автоматизации звука «Ш»
Воспитатель: - Ребята слышите змея снова зашипела. Давайте подойдем к ней ближе (подходят к ПАК «Калибри»), она просит, чтоб мы пошипели с ней. (Анимация со змеей находится в центре экрана)
Воспитатель и дети: Ш-ш-ш-ш-ш
(После как пошипели дети и воспитатель Змея уменьшается появляется буква Ш рядом, появляется таблица «Засели домик Змеи»)
Воспитатель: - Ребята посмотрите на экран.
Воспитатель: - Змея предлагает картинки, которые показаны. Как вы думаете, что здесь нам надо сделать?
Дети: Надо подобрать правильные картинки.
Воспитатель: Молодцы. подобрать и поселить в таблицу и «Заселить домик Змеи» Обязательно! Громко произносить, что на картине нарисовано.
(К экрану подходят дети по одному и произносят слова. Слова, которые не подходят к таблице обозначаются красным крестиком, а которые подходят слова перемещаются в свободные квадратики и обозначаются зеленой галочкой (В таблице 6 квадратиков).
(Капуста, подушка, мишка, слон, стакан, шапка, лиса, ананас, мешок, сумка, машина, шуба).
Дети: подушка, мишка, шапка, мешок, машина, шуба.
Воспитатель: - Молодцы ребята, мы поселили домик у Змеи.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: - Ребята, возвращайтесь на свои пазлы. Занимайте свои места, садитесь на них.
- Скажите, пожалуйста, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)
- С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
- Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
Список используемой литературы:
1. Развитие речи в детском саду 2018г. Гербова В.В.
2. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста 2014г. Одинцева А. В.
3. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях 2009г. Комарова Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.
Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....
Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...
Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) зн...
Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"
цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...
НОД по развитию речи " Звуковая культура речи: работа со звуками ч - щ"
Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные задачи:- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Фо...