Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает
более 2500
лет.
Понятие «Мнемотехника»
происходит от греческого
«mnemonikon» – искусство
запоминания.
Считается, что это слово
придумал Пифагор Самосский
(6 век до н.э.).
Искусство запоминания названо словом
«mnemonikon» по имени древнегреческой
богини памяти, Мнемозины – матери девяти
муз. Первые сохранившиеся работы по
мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг.
до н.э., и принадлежат перу Цицерона и
Квинтиллиона .
Структура мнемотехники
Мнемотаблица
Это схема, в которой заложена определенная
информация. Суть мнемосхемы заключается в
следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка
(изображение); таким образом весь текст
зарисовывается схематично, глядя на эти схемы –
рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами
значительно сокращает время обучения и
одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов –
памяти, внимания, образного мышления;
Развитие связной речи;
развитие мелкой моторики рук при частичном
или полном графическом воспроизведении.
Для изготовления таблиц не требуются художественные
способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные
символические изображения предметов и объектов к
выбранному рассказу.
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста
мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в
памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка,
цыплята – желтого цвета.
Принцип работы с мнемотаблицей
1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней
символов.
2.Преобразование символов в образы.
3.Пересказ при помощи символов.
Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи
мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов,
предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок
составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению
монологической речи.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы.
Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие
схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Мнемотаблицы:
являются дидактическим материалом по
развитию речи;
их можно использовать для пополнения
словарного запаса и развития речи;
использовать при обучении пересказу и
составлению рассказов, заучивании
наизусть и отгадыванию загадок.
Составление описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в монологической речи.
Дети не располагают теми знаниями, которые
приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет,
его надо осознать, а осознание - это анализ. Что
ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка
сначала выделять признаки предмета.
Стихотворения
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании
стихотворений. Суть заключается в следующем: на
каждое слово или маленькое словосочетание придумывается
картинка (изображение); таким образом, все стихотворение
зарисовывается схематически. После этого ребенок по
памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый
предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок
также активно включается в процесс создания своей схемы.
Пересказ
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех
действующих лиц, и свое внимание концентрируют на
правильном построении предложений, на воспроизведении
в своей речи необходимых выражений.
Пересказ сказок
Отгадывание загадок
Вывод
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об
окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает,
что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень
нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития
речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития
определяется словарным запасом ребёнка. И всего
несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут
вам в развитии речи дошкольника.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/30/images_2.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228106-1364209508.jpg)
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей при пересказе
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-1082765-1542365891.jpg)
Семинар для педагогов ДОУ "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"
Использование мнемотехники при составлении рассказов, разучивании стихов, загадывании и отгадывании загадок. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-336159-1384012627.jpg)
мнемотехника,как средство мотивации речевой активности детей.
Мнемотехника-технология развития памяти,совокупность правил и приемов,облегчающих запоминание....
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-241410-1591282135.jpg)
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1312297-1612834056.png)
Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей
Краткий обзор технологии развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание....