Составление описательного рассказа о весне. "Секреты Весны-Красны".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соловей-Морозенко Вера Михайловна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Составление описательного рассказа о весне.

«Секреты Весны-Красны».

Цель: закрепить у детей знания признаков весенних явлений природы, обогащать словарь с помощью прилагательных.

Задачи:

- учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов;

- развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию;

- воспитывать любовь к природе;

- развивать слуховое внимание.

Материалы: Письмо от Весны; картинки с изображением разноцветного ковра (платка), цыпленок; коробочка со шнурками;  разрезная картинка «Весна»; дидактическая  игра «Соображай»; карточки - модели для составления рассказа; коробочка с медалями.

Предварительная работа: беседа на тему «Весенние признаки», чтение стихотворений о весне, наблюдения на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_podg._gr.docx256.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Составление описательного рассказа о весне.

«Секреты Весны-Красны».

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Соловей-Морозенко В.М.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Составление описательного рассказа о весне.

«Секреты Весны-Красны».

Цель: закрепить у детей знания признаков весенних явлений природы, обогащать словарь с помощью прилагательных.

Задачи: 

- учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов;

- развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию;

- воспитывать любовь к природе;

- развивать слуховое внимание.

Материалы: Письмо от Весны; картинки с изображением разноцветного ковра (платка), цыпленок; коробочка со шнурками;  разрезная картинка «Весна»; дидактическая  игра «Соображай»; карточки - модели для составления рассказа; коробочка с медалями.

Предварительная работа: беседа на тему «Весенние признаки», чтение стихотворений о весне, наблюдения на прогулке.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло необычное письмо. Давайте прочитаем его.

Письмо: Здравствуйте, милые дети! У меня случилась беда. Злой волшебник заморозил мой сказочный лес! Пропали все весенние признаки. Птицы и звери замерзли, снег не тает, солнце не всходит.  Чтобы его расколдовать, вам нужно будет составить яркий и красочный рассказ про меня – про Весну-Красну! В этом вам помогут специальные карточки - модели. Но! Чтобы их найти, вам нужно выполнить 4 задания, за каждое правильно выполненное задание вам откроется буква! Когда все буквы будут собраны,  вы сразу поймете, где спрятаны схемы – картинки! Если вы готовы помочь, то первое задание вы найдете, объяснив, пословицы и отгадав загадку.

Воспитатель: Поможем? (дети: Да!).

Тогда слушайте внимательно:

Как вы думаете, почему говорят: "Весной трех погожих дней не бывает", "Весна красна цветами, а осень пирогами" (ответы детей).

А вот и загадка!

Шагает Красавица, легко земли касается, идет на поле, на реку, и по снежку и пол цветку.

Дети: Весна.

Верно, весна. Ребята, скажите, а какие изменения происходят в природе весной? (тает снег, солнышко все больше греет, теплеет, и т.д.). А какая она, весна? (теплая, ясная, ветреная, и т.д.).

Воспитатель: Загадку мы отгадали. Интересно, чтобы это могло означать? Наверно нам нужно найти в группе слово «Весна» (дети находят 1-е задание на магнитной доске, на которой буквами выложено слово ВЕСНА).

1-е задание: дидактическая игра «Подбери слова-признаки».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и придумать для Весны-красны новые признаки, которые нам помогут в составлении рассказа. А что же такое слово-признак? Это когда мы описываем предмет, говорим какой он.

Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы подбирайте слова-признаки к ним (детям последовательно показывается карточка с изображением платка, затем цыпленка). Подберите слова-признаки к данному предмету. (Дети перечисляют: платок - пестрый, яркий, легкий, квадратный; цыпленок - желтый, маленький, пушистый).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте присвоим признаки подушки и паровоза весне.

Почему весна может быть цветной? Легкой, цветной? (варианты ответов детей).

Что может обозначать выражение "пестрая весна"? (ярке цветы).

А как вы понимаете выражение "пушистый весенний ковер"? (поляна с первой травкой).

(под картинками дети находят первую букву «А», и воспитатель записывает ее мелом на доске).

        

2-е задание: «Собери картинку».

Воспитатель с детьми находят второе задание, читают записку: «Картинку соберите и переверните! Когда перевернете, букву вы найдете! Примечание: картинку смогут собрать только дружные дети.

Дети собирают картинку «Весна».

Воспитатель: Что изображено на этой картинке? И т.д.

На обратной стороне находят букву «Т» (воспитатель записывает ее мелом на доске).

Воспитатель: отлично справились с заданием! А нас ждет следующее задание.

3-е задание: игра «Соображарий».

Дети и воспитатель подходят к столу, на котором лежат карточки с вопросами и буквами.

Воспитатель: Ребята, это игра «Соображай». Нам нужно придумать верные ответы, т.е. слова на случайную букву, а когда карточки закончатся, я думаю, мы найдем еще одну букву.

(На столе лежат две стопки карточек, с вопросами и буквами, перевернутые лицевой стороной вниз. Карточки вытаскиваются парами).

Можно увидеть на деревьях весной (П-почки)

Можно

увидеть на улице весной (Р-ручьи)

Весенняя обувь (Р-резиновые сапоги)

Признак весны (П-проталины)

Какая погода

может быть весной? (Т-теплая)

Опасность, которая

может нас подстерегать весной (С-сосульки)

Какое животное просыпается весной? (М-медведь)

Перелетная птица (У-утка)

Одни из первых цветов (О-одуванчики)

Название сказки, в которой весенние месяцы подарили девочке подснежники

(Д-12 месяцев)

 Воспитатель: (находит букву  «Р» на дне коробки): Вот и еще одна буква! (Пишет букву к остальным) Отлично справились с заданием! Ну, вот, осталось последнее, 4-е задание!

4-е задание: игра «Звуки весны».

Дети с воспитателем находят коробочку со шнурками и записку: «Звук весны произнесите, и веревочку тяните! Если правильно произнесете, то коробочка откроется, и букву в ней найдете!»

Воспитатель: Я поняла, это не обычная коробочка, а волшебная: пока звучит звук, веревочку можно тянуть. Таким образом, нам нужно вытащить все веревочки, и тогда коробочка откроется! Ребята, а какие звуки весны вы знаете?

Дети: Муха «З-з-з», ручеек «Р-р-р».

Воспитатель: Давайте вместе произнесем эти звуки плавно и протяжно и вытащим веревочки!

(Дети выполняют задание, коробочка открывается, дети находят еще одну букву «М», воспитатель записывает ее на доске)

Воспитатель: Мы выполнили все 4 задания, и нашли все буквы! Теперь можно из них составить слово! (дети составляют слово «МАРТ»).

Воспитатель: Значит, карточки - модели спрятаны там, где март? Что же это может быть? Давайте подумаем и поищем! (Дети находят календарь, на котором открыт месяц март, за которым спрятаны карточки-модели).

Воспитатель: Ура! Теперь мы можем составить рассказ о Весне-Красне!  (вешает карточки - модели на доску) Но сначала, предлагаю немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА  под песню «Солнышко лучистое»

(затем дети садятся на стулья).

Составление рассказа о зиме с опорой на картинки-схемы.

Воспитатель: Мы подобрали  интересные слова, поговорили об их значении. Вспомнили признаки весны, какая бывает весна! А теперь давайте составим рассказ о весне, и в этом нам помогут карточки-модели (воспитатель выставляет перед детьми опорные картинки-схемы, «Как вы думаете, что может означать эта картинка?», и т.д.).

Воспитатель: А сейчас я попрошу составить рассказы о весне  

«Наступила весна. Природа словно проснулась. День стал длиннее. Солнце согревает землю. Деревья стали оживать. Появились почки. Снег стал таять и появились первые проталины. Землю будто укрыло мягкое зеленое одеяло. Реки и озера освободились ото льда. Тепло и ясно на улице. (Ответы еще 4-х детей)

Воспитатель: Ребята, мне только что пришло еще одно письмо. Весна вас благодарит, ей очень понравились ваши рассказы, и ей уже совсем не грустно, потому что вы расколдовали лес! (давайте похлопаем!) Ой, кажется Весна-Красна еще что-то написала (воспитатель достает еще одно письмо): я вас обещала отблагодарить за помощь, и выполню свое обещание! Отгадаете, загадку, получите подарок: Избушка новая, для всех столовая, зовет обедать, крошек отведать. (Кормушка) Дети находят в группе кормушку, в которой спрятана коробочка с медалями.

Весна приготовила для вас  медали, серебряные и золотые. Каждому из вас нужно взять по одной медали, если вам понравилось, как вы проявили себя на занятии, то берите золотую медаль, а тот, кто считает, что не очень хорошо справился с заданием и не очень доволен собой, берите серебряную.

Воспитатель: Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....