Конспект занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков в старшей группе Тема: «Посуда».
план-конспект занятия по развитию речи

Атоян Татьяна Владимировна

Тематические занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи, по накоплению словарного запаса, по развитию связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 с. Бехтеевка

Корочанского района Белгородской области»

Конспект  занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков в старшей группе

Тема: «Посуда».

Учитель-логопед

Атоян Татьяна Владимировна

Короча 2018

Цель: развитие речи и формирование навыков коммуникативно-речевой деятельности .

 Задачи:

Коррекционно - образовательные: 

- формировать обобщающее понятие «посуда» на основе выделения существенных признаков; 

- уточнение и активизация словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

- дать представление о материале, из которого изготовлена посуда;

- формирование навыка культуры разговора;

- совершенствовать  умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

- учить образовывать имена прилагательные от имен существительных, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

Коррекционно-развивающие:

- развитие активного словаря по теме посуда;

- развивать связную речь;

- развитие навыков речевого общения;

- развивать умение делить слова на слоги;

- закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных;

воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения.

-  воспитывать  умения играть и работать в коллективе.

Демонстрационный материал: игрушечные наборы «Посуда», картинки с изображением посуды, мяч, сказка К. Чуковского «Федорино горе», кукла Федора.

 Ход занятия:

  1.  Мотивационно-целевой этап:

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Федорино горе»  К. Чуковского.

- Ребята, скажите, из какой сказки этот отрывок? ( Этот отрывок из сказки «Федорино горе»).

- Скажите, а почему посуда ушла от Федоры? ( Дети предлагают свои ответы. Например, потому что Федора никогда не мыла посуду, небрежно относилась к ней).

- Правильно ребята.  Федора сегодня пришла к нам. Она просит нас, чтобы мы помогли ей вернуть её посуду. А Федора обещает посуду любить и уважать. Поможем, ребята, Федоре? ( Да).

Поисково-исследовательский этап:

- Давайте посмотрим какие предметы ушли от Федоры и выберем из них посуду. (Дети из предложенных картинок выбирают предметы посуды и называют их).

А чтобы вспомнить больше предметов посуды, давайте отгадаем загадки.

Ем столовой суп в обед,

Чайной пробую десерт,

Дайте мне ещё немножко,

Где моя большая ... (Ложка)

- Ребята, для чего нам нужна ложка? (Ложка нужна для того чтобы набирать еду из тарелки. А если чайная ложка – размешивать сахар).

На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка,

Для котлет и мяса ... (Вилка)

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё ... (Сковорода)

- Для чего нужна сковорода?(Сковорода нужна для того , чтобы готовить в ней пищу, жарить).

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

- Для чего нам нужен нож? (Нож нужен для того чтобы продукты).

- Но с ножом нужно быть очень осторожными, потому что ножом можно порезаться.

У кого ответа нет -

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля.

Суп сварить - нужна ... (Кастрюля)

- Для чего нужна кастрюля? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, отгадали всю посуду и  правильно рассказали о её назначении.

- А вы знаете, что посуда может быть нескольких видов: кухонная, столовая, чайная. Давайте мы распределим посуду по видам. (Детям раздаются картинки с посудой, они распределяют посуду по подносам: поднос с кухонной посудой, со столовой посудой и с чайной посудой. Дети объясняют свой выбор: столовая посуда – это посуда из которой кушают (тарелка, салатница стакан и т.д). Кухонная посуда – это посуда в которой варят , жарят, кипятят (кастрюля, сковорода и т.д). Чайная посуда – это посуда которая нужна для чаепития (чашка, блюдце и т.д)).

А сейчас поиграем с мячом.

Игра с мячом: « Из чего посуда?»

Посуда бывает разная и сделана из различных материалов. Давайте расскажем Федоре из чего сделана посуда. (Работа над  образованием имен прилагательных от имен существительных)

Стакан из стекла – стеклянный

Ложка из дерева – деревянная

Тарелка из глины – глиняная

Кастрюля из железа – железная

Чашка из фарфора – фарфоровая

Сковорода из чугуна – чугунная

Вилка из железа – железная

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Физминутка:

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (поднятые вверх руки смыкают над головой)

Вот пластмассовый поднос. (ложатся на пол)

Он посуду нам принес.

- Ребята, чтобы посуда вернулась к Федоре, давайте ей расскажем как посуду можно называть ласково. (Работа над образованием уменьшительно-ласкательных форм  существительных)

«Назови ласково»:

Ложка – ложечка

Чашка – чашечка

Тарелка – тарелочка

Стакан – стаканчик

Нож – ножичек

Кастрюля – кастрюлька

Вилка – вилочка

(Работа над делением слов на слоги).

Чтобы на кухне всегда был порядок, посуда должна стоять на своем месте. Расставим посуду по полкам. На первой полочке будет стоять посуда в названии которой один слог, на второй полке – посуда, в названии которой два слога, на третей полке – посуда, в названии которой три слога.

(Нож, вилка, ложка, чашка, тарелка, кастрюля, чайник).

Игра «Скажи наоборот». (Работа над антонимами)

Я вам буду называть слово, а вы будете называть его наоборот.

Мелкая тарелка – глубокая тарелка

Острый нож – тупой нож

Горячий чайник – холодный чайник

Тяжелая кастрюля – легкая кастрюля

Рефлексивно-оценочный этап:

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? (С какими предметами познакомились?)

-  ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, стакан, сковорода, кастрюля.

Как все эти предметы называют одним словом?

-  Посуда.

- Правильно. Для чего нужна посуда? (ответы детей)

- Как нужно обращаться с посудой? (За посудой  тоже надо ухаживать: мыть, протирать. Нельзя бить посуду и ломать. Если будете аккуратно и бережно относиться к посуде, то она прослужит очень долго (будет долго как новая)).

- Ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Я думаю, что теперь вся посуда вернется к Федоре. А Федоре,  нужно ухаживать за своей посудой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

В условиях реализации ФГОС ДО   особое  значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.От того, как ребенок умеет общать...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Конспект занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков в старшей группе Тема: «Игрушки».

Конспект  занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков в старшей группе...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...