Игры на развитие речи дошкольников «Играем дома».
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ушакова Ольга Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi.docx797.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем дома»

игры на развитие речи дошкольников

Дети приходят в детский сад с определенным словарным запасом. На протяжении всей дошкольной жизни этот запас пополняется, ребенок учится его использовать: грамотно строить предложения, согласовывать части речи, корректно подбирать различные формы слов для выражения своих мыслей. К поступлению в первый класс ребенок должен иметь правильно сформированный грамматический строй речи, должен уметь свободно и грамотно пользоваться различными элементами русского языка.

Для каждого периода дошкольного возраста существуют подходящие игровые упражнения, с помощью которых ребенок развивает свою речь, учится грамотно строить фразы. Игры, которые представлены ниже, предназначены для формирования грамматического строя речи ребенка 5-6 лет.

Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях: речевое развитие зависит от множества факторов, некоторые дети могут справиться с такими заданиями уже в 4 года.

Подобные развивающие игры универсальны: их можно предложить ребенку в любой ситуации, с разными наборами вспомогательных материалов или в формате вербальной игры. В них можно играть  дома, во время прогулки, поездки. Эти игры будут очень полезны, если ваш ребенок собирается в первый класс.

Давайте поиграем!

“Скажи по-другому”

Задача: научить дошкольника использовать синонимы.

Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге.

“Найди каждому домик”

Задача: научить определять слоговый состав слова.

В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона. Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу.

“Посчитай”

Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.

Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр.

“Из простого — сложное”

Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.

Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:

• у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;

• радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;

• у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;

• хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;

• бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;

• станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок.

“Мое слово”

Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.

Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон - мой, кошка - моя, дерево - мое, очки - мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой - мяч, мое - одеяло и т.д.).

“Как правильно сказать?”

Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.

Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:

• Если за окном жара, то день (жаркий).

• Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).

• Если человеку не везет, то человек (невезучий).

• Если молоко приносит пользу здоровью, то молоко (полезное).

• Если роза источает аромат, то роза (ароматная).

• Если человек делает другим добро, то человек (добрый).

“О чем речь?”

Задача: увеличить словарный запас, научить дошкольника подбирать существительные к прилагательным.

Взрослый предлагает одно прилагательное-качество, ребенок называет все известные ему существительные, подходящие под это качество. Спросите ребенка: “Что бывает деревянное?”. Затем бумажное, стеклянное, меховое, металлическое, пластмассовое и т.д.

“Помоги закончить предложение”

Задача: научить дошкольника образовывать сравнительную степень прилагательных.

Взрослый предлагает фразы, а ребенок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:

Ручей длинный, а река еще (длиннее).

Ты сильный, а папа еще (сильнее).

Весна теплая, а лето еще (теплее).

Город большой, а страна еще (больше).

Веревка тонкая, а нить еще (тоньше).

Река глубокая, а озеро еще (глубже).

“Чей нос?”

Задача: показать дошкольнику, как образуются притяжательные прилагательные.

Для игры можно взять игрушки или карточки-картинки. Играя с медведем, попросите ребенка менять фразы: нос медведя — медвежий нос, лапа медведя — медвежья лапа и т.д. То же проделайте с зайцем, лисой, котом и пр.

“Праздничный ужин”

Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.

Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”). Например:

• пюре из картофеля — картофельное пюре;

• сок из ягод — ягодный сок;

• суп из грибов — грибной суп;

• соус из чеснока — чесночный соус;

• котлета из свинины — свиная котлета;

• салат из овощей — овощной салат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

«Играем – речь развиваем!» (игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)

Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать ...