НОД по Развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

НОД по Развитию речи в подготовительной группе

«Чтение былины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_byliny.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северная Сказка»

НОД по Развитию речи в подготовительной группе

«Чтение былины»

        Воспитатель:

        Мусина А.Н.

Г Новый Уренгой

2022 год

Ход занятия

- Здравствуйте ребята! я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и скажем с вами  волшебные слова. Давайте все скажем волшебные слова: «Слава Вышнему! Слава навеки! Доброго здоровьица вашему дому! (дети низко кланяться со словами).

- Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей)

- И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной попутешествовать? (ответы детей)

- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом? (ответы детей)

- Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились. Родина – это значит родная.

- Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь. Давайте все вместе повторим «Русь».

- Молодцы!

- Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)

- Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите ребята, похожи эти две карты? (ответы детей)

- Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия – Русь.

- Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.

- Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей)

- Враги – это «Дайызыннар»

- Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую?

- Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?

На экране появляется картинка с богатырями.

- Кто-нибудь вспомнил?

- Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.

- Молодцы!

- А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?

На экране появляется герои мультфильма про богатырей.

- Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья ……. Муромец. Все вспомнили? (ответы детей)

- Молодцы!

- Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

- Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»

- Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было», «быль». (Повторяем…..)

- Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом деле, да, ребята! (ответы детей)

- Хотите услышать былину про Илья Муромца? (ответы детей)

- Тогда все поудобней садимся  и слушаем. Я начинаю читать.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Отстояв заутреню в городе Муроме, Илья Муромец отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный Киев град. По дороге он освобождает от осады Чернигов город и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев град. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится злодея. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья Муромец стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше. Илья Муромец отвозит пленника Соловья-разбойника в Киев град.

- Ребята, интересная былина? (ответы детей)

- Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника.

А теперь давайте поиграем в  игру «Собери богатыря в дорогу»

- А сейчас мы с вами соберем богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним,

 Во что одеты богатыри?

Ответы детей (шлем, кольчуга)

- Ребята, обратите внимание каким оружием пользовались в древности на Руси? (щит, меч, копье, булава, лук со стрелами).

- А какими словами можно заменить слово «богатырь»(Силач, воин, борец)

- Какими словами можно сказать о богатыре, какой он? (сильный, мужественный, отважный, смелый.)

- Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы.

- Ребята! Давайте сейчас вспомним, с кем бился богатырь Илья Муромец?

Свист соловьиный

Взор орлиный

Не зверь, не охотник

А (соловей разбойник)

На экране появляется картинка

- Молодцы!

- Дети, вы знаете какой праздник, приближается? тветы детей)

- Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А кто защищал Русь от врагов? тветы детей)

- Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от врагов.

- Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.

- Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно делать? тветы детей)

- Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с вами будем это помнить.

- Ребята, я вам дам домашнее задание. Илью Муромцу нужно найти дорогу до Киев града, вы поможете ему найти дорогу? (ответы детей)

- Вот вам задание.

- Наше с вами путешествие закончилось, до свидания, ребята!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки "Снегурочка"

предлагаю конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Чтение русской  народной сказки "Снегурочка".  (прилагаются иллюстрации)....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»» (Гербова, с47) Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толсто...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»»...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе .Чтение рассказа Константина Паустовского " Теплый хлеб".

Занятие по развитию речи, область ознакомление с художественной литературой. Знакомство с рассказом Константина Паустовского " Теплый хлеб" и рассуждение о том, чему учит этот рассказ....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев"Цель: Познакомить детей со сказкой С.Маршака...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

- Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?(Это волшебная шкатулка)- Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)- Послушайте загадку.Белые листы у них,Много чёрных букв.Для людей о...