Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;
  • совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
  • закреплять умение в нахождении места звука в слове.

Развивающие:

  • развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
  • развивать зрительное восприятие, внимание, память;
  • обогащать лексику.

Воспитательные:

  • создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
  • желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала

          Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет

Тема: «Уроки грамоты»

Образовательные области: «Речевое развитие» (обучение грамоте)

Интеграция: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;
  • совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
  • закреплять умение в нахождении места звука в слове.

Развивающие:

  • развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
  • развивать зрительное восприятие, внимание, память;
  • обогащать лексику.

Воспитательные:

  • создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
  • желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Методы и приемы:

-Игровой (использование сюрпризных моментов).

-Наглядный (использования карточки с заданиями, карточки со слогами).

-Словесный (вопросы, напоминание, индивидуальные ответы детей).

-Поощрение, анализ занятия.

Оборудование и инвентарь: презентация по конспекту; «волшебный мешочек» с пройденными буквами на магнитах, магнитная доска, медальки, карточки с пятью клетками на каждого ребёнка, красные кружки, счётные палочки на каждого ребёнка. Раздаточный материал: карточки, разделённые на 5 квадратов; кружки синего цвета по 1 на каждого ребёнка.

Предварительная работа: подготовка презентации и раздаточного материала, медалей для детей.

Типы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Примечания

Мотивационно

-побудительный

Назначение

–настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать   заинтересованность   предстоящей

деятельностью,

стимулировать   принятие

элементов  учебной  задачи,  создать  интерес  к содержанию занятия

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, поздороваемся с ними все вместе.

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 
И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!

Дети улыбаются друг другу, здороваются, берутся за руки.

Организационно

– поисковый

Назначение

–совместная продуктивная деятельность.  Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее

- Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо. Давайте прочитаем его.

 «Мои дорогие юные друзья! Я царица Грамот. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему вы уже научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»

Вот так сюрприз, Царица Грамот прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.

- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним, чем отличается буква от звука?

Давайте с вами сделаем гимнастику для наших губ.

Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний, где живёт сама царица Грамот и множество её помощников, с которыми мы увидимся на нашем занятия.

- А вот и первое задание от Королевы Знаний:

Задание 1: Характеристика звука.

Я сейчас прочитаю предложения, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? Будьте внимательны.

1 предложение: Тише мыши, тише мыши…Кот сидит на нашей крыше.

2 предложение: В лесу растут высокие сосны.

Воспитатель: Дайте характеристику вашему звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Воспитатель: Еще он какой?

Воспитатель: Молодцы.

Задание 2: Деление слов на слоги.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым.

Оно может быть тихим,

Может быть громким.

Оно может обидеть,

Может рассмешить.

Его можно сказать,

А можно взять и написать,

Но для этого нужно буквы знать.

Что это? 

Правильно! Звуки, которые мы произносим, складываются в слова. Слова бывают длинные, а бывают короткие. Как их отличить?

Чем же, линейкой?

Измерить длиннющее слово

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем, надо узнать –

Хлопать в ладоши пора начинать.

- Давайте покажем, как мы можем измерять слова. Вот, например, «ШАР». Сколько слогов в этом слове? А если назвать его ласково «ШАРИК»? «САПОГИ», «СОК», «СЛОН», «ШКОЛА», «ШИШКА», «СОН», «СУМКА», «ШОРТЫ».

Задание 3: Составление предложений.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое предложение?

У царицы Грамот есть помощник Гномик, он карточку со схемами нам принес.

Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам.

Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении?

  1. ______      ______.

  1. _______      ______   ______.

  1. _______      ______   ______  ______.

 Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Физкультминутка «Сделай также» (по ИКТ)

 

Переходим к следующему заданию. А его нам задаёт мудрая тётушка Сова.

Задание 4: Найди место звука в слове (за столами).

Воспитатель: У вас на столах лежат картинки, в названии которых спрятался звук Ш или С. Ваша задача определить в какой части слова находится этот звук – в начале, в середине или в конце слова. Выложить синий сигнальчик на модели слова.

Ребята, а сейчас нам предлагает свою игру Незнайка. Нам нужно быть очень внимательными, ведь он ведь всегда всё путает? Вот и игру предлагает он нам «Звуки потерялись». Давайте, попробуем всё расставить на свои места.

- И у нас осталось последнее задание, которое приготовила царица Грамот.

У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626029/img7.jpg

Дети слушают воспитателя.

Да.

Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.

Дети выполняют упражнения.

Дети внимательно слушают задание. Отвечают на вопросы. 

Ответы: Согласный, потому что есть преграда – язычок. Твердый, обозначается синим цветом.

Слово.

Их можно измерить.

Нет, слогами.

Определяют количество слогов в словах.

Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Полоска – это слово.

Дети составляют предложения по данным схемам.

Выполняют физкультминутку.

Определяют место звука Ш и С в словах, которые обозначены картинками. В схемах на месте звуков Ш, С выкладывают синий сигнальчик.

Выделяют правильно написанную букву и составляют слово:

Молодцы

Рефлексивно

–корригирующий

Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Ребята, всем жителям Страны Знаний, понравилось, как вы выполнили все задания, и вам за это от них сюрприз.

Ребята, скажите, для вас какими были задания?  Что больше всего вам понравилось на занятии? А по вашему мнению, кто больше всего давал правильных ответов? Кому можно вручить медаль, помощника Королевы Знаний?

Дети получают медальки.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Оценивают деятельность друг друга. Высказывают мнение, о том, кто больше всех правильно отвечал.

Список литературы:

  1. Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Методическое пособие / авт. –сост. О. М. Ельцова. – Москва: Сфера, 2020. – 335 с.
  2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2011. – 176 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Маханева М.Д., Цыбирева Л.В., Гоголева Н.А. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2017.  – 96с
  4. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. / С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц. Изд. «Гном», 2016. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте "Новогодняя елочка для лесных зверюшек"

Интонационное выделение первого звука в слове, различение на слух твёрдых и мягких согласных звуков, называние слов с заданным звуком. Занятие проводится в игровой форме....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению чтения в подготовительной группе.

проверить, уточнить, закрепить усвоенные у детей знания, умения, навыки, сформированные на занятиях по обучению чтения....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...