Занятие по развитию связной речи через театрализованную деятельность «Теремок»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Татьяна Владимировна Рыжова

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvitie_svyaznoy_rechi.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

по развитию связной речи

через театрализованную деятельность

«Теремок»

во 2 младшей группе

воспитатель: Рыжова Т.В.

Программное содержание:

Развивающие задачи:

Развивать связную речь (диалогической        и        монологической        форм)        через        организацию        театрализованной деятельности

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности

Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения

Развивать координацию движений, чувства ритма

Образовательные задачи:

Закреплять знания русских народных сказок «Три медведя», «Репка», «Теремок»

Учить вступать в общение при помощи речи и игровых действий

Закреплять знания о диких животных

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательность, любовь к героям сказок и окружающему миру

Предварительная работа:

Чтение сказок «Три медведя», «Репка»,  «Теремок»

Беседы по содержанию сказок

Разыгрывание мимические этюдов «Измени голос», «Хвастливый заяц», «Изобрази героя», «Невоспитанный мышонок», «Лиса», «Лягушка»

Рассказывание сказок вместе с детьми

Разыгрывание имитационных игр «Передай позу», «Дружные звери», «Медведь»

Разыгрывание сказок с движениями «Три медведя», «Репка» ,«Теремок»

Отгадывание загадок

Разыгрывание сказок разными видами театра

Материал:

Ход занятия:

(Звучит музыка «В гостях у сказки» Дети заходят в группу)

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними и подарим гостям свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.  

Стук в дверь, воспитатель смотрит и заносит игрушку-Лису.

Воспитатель: К нам в гости пришла Лиса, она просит ей помочь, вспомнить из какой она сказки. Ребята, давайте поможем лисичке. В помощь у нас есть книжка со сказками.

( На столе коробка со сказкой «Три медведя» (театр бибабо)

Отгадайте загадку:

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?  (Три медведя)

-Кто же жил в этой избушке?

(Три медведя: Михайло Потапыч, Настасья Ивановна и Маленький Мишутка)

(воспитатель достает по одному герою)

-Кто пришел в избушку, когда медведей не было дома? (Девочка Машенька)

-Что делала Машенька в избушке? (Ответы детей)

Ела Маша и пила,

На кроватку прилегла.

И уснула сладким сном.

Тише, тише не шумите,

Машу вы не разбудите!

-А что случилось с Машенькой, когда медведи вернулись домой? (Напугалась и убежала)

-Ребята, скажите, а в этой сказке есть наша Лиса?( Нет)

-Давайте посмотрим следующую сказку.

-Я буду загадывать загадки, а вы попробуете отгадать сказку.

(Коробка со сказкой «Репка», воспитатель постепенно достает героев сказки)

Он седой и с бородой,

Очень старый и хромой.

Кто это? (Дед)

Она старенькая, седая,

Добрая и простая,

В доме с дедушкой живет,

Внучка, как ее зовет?  (Бабушка)

Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит

Дом сторожит (Собака)

У нее четыре лапки,

Лапки – цап- царапки,

Пара чутких ушей

И она гроза мышей  (Кошка)

У дедушки и бабушки

Девочка живет,

Как же эту девочку

Бабушка зовет? (Внучка)

Под полом таится

И кошки боится.( Мышка)

- Кто догадался, что это за сказка?

Выросла она на грядке.

И тянули по порядку:

Дед, бабка, внучка, Жучка-

Не смогли! – большая штучка!

Кошка с мышкой лишь пришли-

Сразу вытянуть смогли (Репка)

- Правильно, это сказка «Репка». Вспомним, как начинается сказка. «Посадил дед репку, выросла репка…. Большая, пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет, потянет вытянуть не может…»

- Давайте поставим всех героев сказки по порядку.

- Почему дед не смог вытащить репку один?  (репка большая, тяжелая и глубоко растет в земле)

- Как вытащили репку? (Дружно, все помогали друг другу)

- Вот такая замечательная сказка «Репка». В этой сказке есть наша лиса? (Нет)

- У нас осталась последняя сказка. (Игра «Кто спрятался?»)

- На столе лежат картинки, возьмите каждый по картинке и скажите какие животные, там спрятались? ( Ответы детей: Лягушка, Мышка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь)

(Коробка со сказкой «Теремок», когда дети отгадывали животных, воспитатель выставляет фигурки героев)

- А кто может сказать, в какой сказке живут эти герои? (ответы детей)

Загадка:

Не велик собою дом,

Но зато вместителен.

Уместиться можно в нем

Самым разным жителям.

Не висит на нем замок,

Этот домик…. (Теремок)

- Правильно, это сказка «Теремок»

- Как же начинается сказка? Стоит в поле теремок… Давайте, и мы построим свой Теремок.

(Пальчиковая гимнастика «Строим Теремок»)

Тук-тук, тук-тук!

Застучал молоток. (Дети ударяют кулачками друг о друга)

Будем строить теремок

С высоким крыльцом (поднимают руки)

С окнами большими (сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну на другую «окно»)

Со ставнями резными (разводят руки в стороны)

Тук-тук, тук-тук!

Замолчал молоток. (опускают руки)

Вот готов наш теремок! (соединяют руки над головой «крыша»)

- Будем продолжать нашу сказку….

-Вспомним зверей, которые поселились в Теремке:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка… (норушка),

Лягушка… (квакушка),

Зайчик… (побегайчик),

Лисичка… (сестричка),

Волчок… (серый бочок),

Медведь (косолапый).

- Опишем наших героев сказки (Д/игра «Какой? Какая?»)

Мышка – маленькая, серая, мягкая, пушистая;

Лягушка – зелёная, квакающая, мокрая, большеротая;

Заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;

Лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.

- Сейчас мы с вами превратимся в лесных жителей. (Этюды на пластику. Дети встают в круг, и показывают «медведь неуклюжий», «осторожная лиса», «сердитый волк», «лисичка подслушивает», «веселая лягушка», «испуганная мышка», «грустный зайчик»)

- Вы были очень похожи на лесных зверушек.

- Теперь мы можем сами показать сказку, но не обычную, а с действиями. Встанем в круг,  покажем и расскажем сказку. (Сказка «Теремок») ( музыка- фон для сказки)

-Отправиться гулять в лес: Пойдем цепочкой, друг за другом, чтоб не заблудиться. Какая узенькая тропинка! (Идем на носочках, руки в стороны).

Кое-где камни валяются.(Идем, высоко поднимая ноги, переступая через «камни»). А здесь тропинка плохо высохла после дождя, чтобы не намочить ноги, идем на пяточках. Шли мы, шли, к полю пришли. Глядь…

Стоит в поле теремок. (Руки поднимаем вверх, изображаем крышу над головой). Он не низок (приседаем), не высок (встаем).

Бежит мимо мышка-норушка (легкий бег друг за другом по кругу, руки перед грудью, как маленькие лапки), увидала теремок и стучится (стучим кулачком о ладошку):

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Никто не отвечает (разводим руками). Вошла мышка в теремок и стала там жить (делаем перескакивающие движения и приседаем).

Бежит мимо лягушка- квакушка (прыжки во круг себя), увидала теремок и стучится (стучим кулачком о ладошку):

-Кто-кто в теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?

- Я, мышка-норушка. А ты кто? ( Руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, лягушка- квакушка, давай жить вместе?

Бежит мимо зайчик-побегайчик (прыгаем по кругу, руки вместо ушей).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку).

- Я, мышка-норушка. А ты кто такой? ( Руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, лягушка- квакушка ( прыгаем, руки в стороны, как у лягушки). А ты кто?

-А я – зайчик-побегайчик ( шевелим ладошками-ушками над головой). Пустите  меня к себе жить.

Вошел зайчик в теремок и стал там жить.

Бежит мимо лисичка- сестричка(поглаживаем свой воображаемый хвост).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку).

- Я, мышка-норушка.  Я, лягушка- квакушка. А я – зайчик-побегайчик. А ты кто?

-Я лисичка- сестричка (поглаживаем свой воображаемый хвост).Пустите меня к себе жить.

Вошла лисонька в теремок и стала там жить.

Бежит по лесу волчок-серый бочок (бег с замахом ногами назад, руки чуть впереди, загребают воздух).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? ( Стучим кулачком о ладошку).

-Я, мышка-норушка (руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, лягушка- квакушка ( прыгаем, руки в стороны, как у лягушки)

-Я, зайчик-побегайчик (шевелим ладошками-ушками над головой).

-А я лисичка- сестричка.(поглаживаем свой воображаемый хвост).

-А ты кто такой?

-Я – волчок-серый бочок ( несильно лязгаем зубами).Пустите меня к себе жить.

Вошел волчок в теремок и стал там жить.

Идет мимо медведь косолапый (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки поднять вверх, чуть присогнуты в локтях).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку)

-Я, мышка-норушка (руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, лягушка- квакушка ( прыгаем, руки в стороны, как у лягушки)

-Я, зайчик-побегайчик (шевелим ладошками-ушками над головой)

-А я лисичка- сестричка (поглаживаем свой воображаемый хвост)

-Я - волчок-серый бочок (несильно лязгаем зубами).

-А ты кто такой?

-А я – медведь косолапый. Пустите меня в теремок. Хочу с вами жить.

-Да ты и в дверь не пролезешь!

Полез медведь в теремок-заскрипел потолок (беремся руками, качаемся из стороны в сторону). Заскрипел потолок - обвалился теремок. ( Дети падают на пол).

Выскочили из него мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисичка- сестричка, волчок-серый бочок (изображаем по очереди всех зверей) и разбежались в разные стороны (Дети произвольно бегают по залу до звукового сигнала, означающего конец «представления»).

- Молодцы, ребята, замечательную сказку рассказали. А в этой сказке живет Лиса? (Да) Вот мы и нашли сказку для нашей Лисички.

Рефлексия:

- Как называется сказка?

- Назовите героев сказки.

- Ребята, чему учит нас эта сказка? (добру, дружбе).

Какие разные характеры у героев сказки, но каждый из них важен в теремке, необходим! Давайте пообещаем друг другу жить без ссор в группе!

Лисичка хочет отблагодарить за помощь.(достаю детям конфеты).

-Наше занятие окончено. Вы сегодня постарались на славу. Всем большое спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...

Развитие связной речи через театрализованную деятельность

Опыт работы воспитателя МБДОУ детского сада "Журавлик" Куркотовой Галины Михайловны...

Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность.

Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии сос...