Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2022-2023 учебный год
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Нуруллина Эндже

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_nurullina_22-23.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казань

(МАДОУ «Детский сад №70»)

Индивидуальная траектория  развития профессиональной  компетенции

 на 2022-2023 г.

Тема:« Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи дошкольников»

         

                                                                          Составила:

                                                                           Нуруллина Э.И., воспитатель,

                                                                                        1категория

                                             2022- 2023гг

Тема: « Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи дошкольников»

Учебный год:2022 – 2023гг

Составила:Нуруллина Э.И.

Направление:Речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября

Окончание работы: 31 августа 2023 г

Срок реализации: 1 год

Актуальность: 

 « Говорить умеют почти все , но говорить правильно лишь единицы из нас»  Именно  через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

 Согласно ФГОС ДО : « речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.»

.Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать, о чем – ни будь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причино – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством приёмов мнемотехники.

Задачи:
Образовательные: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений, благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. Активизировать словарный запас.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. Грамматический строй речи, звуковую культуру.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественной культуре.
Предполагаемый результат:  

Дети:  

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

 Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

 Обогащен словарный запас детей.

Родители: 

 Вовлечены в процесс речевого развития детей;

 Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

 Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Педагоги: 

 Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.

 Получение педагогами представления о мнемотехнике.

 Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 Этапы реализации плана по самообразованию:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

 2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

 6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II. ОСНОВНОЙ РАБОТА С ДЕТЬМИ –

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами; -

 Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа; -

 Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

 - Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники. Методы работы.

 Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

 Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Основные направления деятельности:

1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

 2. Знакомиться с новыми авторскими программами по развитию связной речи.

3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

4.Принимать активное участие в муниципальных, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, семинарах.

 5. Посещать ООД коллег и участвовать в обмене опытом. 

6. Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами) 7. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по развитию речи дошкольников.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет -сайты.

 

Форма работы с детьми:1 .совместная деятельность воспитателя с детьми;

2.индивидуальная работа с детьми;

3.самостоятельная деятельность детей;

4.консультативная работа с детьми.

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа: средняя группа( 4-5 лет)

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

 Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009г

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам. СПб, 2016г

Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.СПб, 2001г

Сбор и анализ информации, накопление  материала, конспектирование.

Работа с детьми

Октябрь

Знакомство с символами мнемотехники

Составление рассказов по предложенным – схемам.

« Осень» « Дары осени»

Ноябрь

 Использование мнемотаблиц для перессказа сказки

Перессказ русской народной сказки « Лисичка сестричка и волк»

Декабрь

Январь

Февраль

Заучивание пальчиковой гимнастики с помощью мнемотаблицы.

Проведение проблемных ситуаций по составлению  описательного рассказа.

Квест по речевому развитию с использованием символов мнемотехники.

.« Зимняя прогулка» « Снегири»

« Что у меня, что у тебя?», « Любимая кукла»

« Путешествие по сказкам»

Март

Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы.

« Маша варежку надела»,

« Купите лук»

Апрель

Май

Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам

Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели ( по цепочке)

Развлечениег « Путешествие в сказкино».

Заучивание стихотворения « Одуванчик» Е.Серова

Работа с родителями

Ноябрь

Консультация

« Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников»

Январь

Zoom конференция с участием родителей и педагогов

Технология « Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ»

Апрель

Мастер - класс

« Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях» Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения.»

Май

Семинар-практикум

 «Рассказ. Учим детей  составлять рассказ с помощью приёмов мнемотехники».

Самореализация

Декабрь

Публикация  статьи по теме самообразования в интернет ресурсах

«Использование приёмов мнемотехники в развитии  связной речи»

Март

Открытый просмотр непосредственно  образовательной деятельности.

Открытое занятие для педагогов МАДОУ №70  на тему: «В гостях у сказки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете для педагогов МАДОУ№70 « Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»

ППРС

 

Дидактические игры

 Мнемотаблицы  для детей  среднего  дошкольного возраста

Картотека стихов и загадок..

1 « Времена года»

2 «Профессии»

3.Про сказки»

4. Что? Откуда? Почему?»

« Подарки осени»

« Времена года»

« Стихотворения»

« Сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности воспитателей ДОУ

Бланк представляет собой индивидуальный маршрут  по развитию профессиональной компетености воспитателя...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2022-2023 г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 г. Тема: «Конструирование из бумаги методом оригами»

Оригами является посредником между художественным и научным постижением мира. Он служит средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления.Мышление является выс...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2025-2026 г. Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста».

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.   Дошк...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2026-2027г. Тема: «Сказкотерапия, как средство приобщения к общечеловеческим ценностям в работе с детьми»

В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное соверше...

Положение об индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Современному педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием. При этом необходимо грамотное методическое сопровождение его профессионального развития. Одной из востребованных технологий...