Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических механизмов и закономерностей развития творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_tvorcheskogo_voobrazheniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Мамонова Жанна Владимировна
Воспитатель
Речевое развитие дошкольников всегда являлось главной задачей в деятельности педагогов нашего ДОУ, так как это важнейшая составляющая комплексного интеллектуального развития ребёнка, его мышления и логики.
Наблюдая за детьми, педагогами было отмечено, что творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому, чем у их здоровых сверстников. Уже в столь юном возрасте представления о предметах оказываются неточными и неполными, эмпирический опыт мало закрепляется и обобщается в слове, поэтому запаздывает формирование понятий. Чем глубже речевое нарушение, тем меньше возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
При анализе формирования изобразительной деятельности у дошкольников наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, слаборазвита мелкая моторика, замедленность и неуклюжесть движений, застревание на одной позе, наблюдается быстрая истощаемость воображения.
Работы таких детей выделяются бедностью содержания, они не могут осуществить рисунок по замыслу, им трудно придумывать новую поделку или постройку.
Поэтому дети в процессе создания новых образов в игре предпочитают бытовую тематику. Часто их игры носят стереотипный характер, сюжеты игровой деятельности мало обогащаются, а замысел игры оказывается нестойким, поэтому она распадается. Возможности коммуникации между собой в силу речевого нарушения ограничены.
Игра в целом не достигает того уровня, который наблюдается у их сверстников с нормальным коммуникативным развитием.
Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.
Воображение ребенка связано с яркими эмоциональными волнениями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, веселый стих, нежную мелодию. Их речь не выразительна, движения скованы, дети не уверены в себе.
Наиболее продуктивным периодом для воображения считается дошкольный возраст, так как напрямую на данном этапе развития активируется воссоздающее, а потом творческое воображение детей.
Чем серьёзнее патологии речи, тем сильнее ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, для них становится проблемно составление новых образов.
Творчество – это всегда создание чего-то нового, неизвестного и в этом смысле оно противоположно тому, что уже познано. Но прежде чем создавать что-либо новое, необходимо создать это новое в воображении. Речь по своей сути является творческим процессом, прежде всего в силу своей ориентированности на постоянно меняющуюся ситуацию.
Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а общее недоразвитие речи приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы.
Дети значительную часть своей инициативной деятельности реализуют через воображения. Их игры - результат бурной деятельности воображения. Они с энтузиазмом увлекаются творческим делом.
Способность ребенка к творческому воображению наиболее активно появляется в игровой деятельности, что к окончанию дошкольного периода характеризуется гибкостью развертывания сюжетной линии согласно обстоятельствам и факторам и наличием неповторимого замысла. Творческие способности ребенка так же проявляются в придумывании сказок. Дошкольники предпочитают импровизировать вслух, играться звуками и словами. Данное умение конкретно связанно с развитием речи и говорит о зарождении внутреннего плана действий, развитии функции творческого воображения и становлении произвольности предметного воздействия.
Процесс решения поиска ответа, основанный на интересе игровой деятельности, невозможен без активной работы мысли. В ходе игровой деятельности с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Именно игровая деятельность способствует развитию творческого воображения, сообразительности, логики, конструкторских способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий.
Дети не стремятся к точному и легкомысленному копированию реальности, но привносят в свои игровую и самостоятельную деятельности много своих изобретений, фантазий, комбинаций. Свобода воображения, неограниченные возможности сочетания, подчиненные интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником этой глубокой и неисчерпаемой радости.
Список литературы:
- Боровик О.В. Развитие воображения: методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон» 2000. – 256 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Просвещение, 1991. – 203 с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 128 с.
- Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.
Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...
Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Индивидуальный план по самообразованию...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы ...
Статья. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
В статье представлены основные особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные этапы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возра...
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей...
Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практик...