Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тимофеева Яна Дмитриевна

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Моя семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Моя семья»

Цели: учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи, воспитание любви и уважения к родным и близким.

Задачи:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного альбома; чтение художественной литературы.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о семье, родственных отношениях, семейных традициях; может составить небольшой рассказ о своей семье;

Материалы и оборудование: телевизор, презентация «Возникновение первой семьи», видеоролик с высказыванием детей понятие о семье, семейные альбомы, сердечко с надписью «Дружная семья»; маленькие сердечки.



Содержание
организованной деятельности детей

Организационный момент. Дети под музыку «Родительский дом» входят в группу.

Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

- Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший красивый каждый из вас,

Вы самые лучшие, что есть на свете

Глаза открываем

Здравствуйте, дети!

2. Чтение стихотворения «Семья – большое счастье!» ( на фоне музыки)

-Я вам прочитаю стихотворение, вы должны догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой,

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

Родимая семья!

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья - большое счастье

Подарок самый-самый!




3. Беседа на тему «Моя семья».

– Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья» мы сейчас с вами послушаем и посмотрим. (Ролик с высказыванием детей о семье)

(Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.)

Вводная беседа. (Слайд 1 первобытных людей)

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современных. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. (Слайд 2)

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, (Слайд 3) а мать заботилась о доме, муже и детях. (Слайд 4) Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. (Слайд 5)Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна всем живым существам. Потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.


4.Рассказы детей о семье по семейному альбому.


Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.


У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.

- В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. 

5.Развитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Поиграем в игру «Назови родственников»

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.


Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?

- Посмотрите это кто? ( слайды – фото мама, папа)

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Папа - строгий, умный, сильный:

 А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

5. Работа с пословицами в группах.

(Детям предлагается собрать пазлы-пословицы, назвать пословицу и объяснить её значение)

1 группа

  • В хорошей семье хорошие дети растут. 

Пословица говорит нам о том, что мудрые родители, воспитывая своих детей, передают им свою мудрость, тем самым выращивая из них порядочных людей.

2 группа

  • В своем доме и стены помогают. 

Говорят так потому, что дома всегда хорошо, уютно и тепло. Дома есть родные люди, которые поддерживают и помогают, поэтому дома легче перенести какие-либо испытания судьбы и невзгоды.

3 группа

  • В гостях хорошо, а дома лучше. 

Несмотря на хороший прием в гостях, лакомства и удобства, которые принято предоставлять гостям, дома у себя всегда гораздо лучше, поскольку там родная семья.

7. Психогимнастика. «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)

- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

  • Сын полил комнатные цветы.
  • Дочка съела всю кашу.
  • Мальчик порвал книжку.
  • - Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?
  • Дети убрали игрушки на место.
  • Девочка разбила чашку.
  • - Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)
  • Сын подрался во дворе.
  • - А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)
  • Дочка помыла посуду.
  • Мальчик вытер пыль.

6. Легенда  « Как появилась дружная семья».

– Сейчас я вам расскажу легенду, вы будьте внимательны, чтобы смогли ответить на вопрос  « Как появилась дружная семья».

Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

-Как семья стала счастливой? (ответы детей)

-Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

Рассмотрите сердце с надписью «Дружная семья». Вот это большое сердце –дружная семья, и состоит она из маленьких сердец, в которых должны царить: дружба, доверие, счастье, уважение. Возьмите маленькие сердечки и прикрепите их вокруг большого сердца. ( Под музыку).

Рефлексия

Что у тебя получилось лучше всего?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?


Итог занятия.

Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.

Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по развитию речи тема:"Семья".

Конспект открытого занятия по развитию речи....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени   родителей, своего рода и родословной....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.Задачи:- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей се...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»

Образовательная область «Развитие речи» Программное содержание: связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать соб...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Моя родословная»

оод в подготовительной группе по региональному компоненту...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речиТема: «Сравнение и описание предметов»Программные задачи:1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антоним...