Консультация на тему: "Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей".
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В консультации предложены игры, которые помогают педагогам научить правильно употреблять в речи предлоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_pravilnym_upotrebleniem_predlogov.docx | 99.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа над правильным употреблением
предлогов в речи у детей»
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова). Однако у детей часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги: НА – это значит на поверхности чего - то (на столе)
В – это означает внутри чего - то (в столе) ПОД – внизу под чем - то (под столом)
НАД – вверху над чем - то, как бы в воздухе (над столом) ОКОЛО – рядом с чем - то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего - то (позади стола) ПЕРЕД – впереди чего - то (впереди стола).
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога «НА», взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу «НА» стол, а теперь кладу её «НА» шкаф (совершает соответствующие действия).
После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога.
Примеры «оречевления» картинок:
- Чайка летит над водой.
- Белка сидит в дупле.
- Птица сидит на ветке.
- Мяч лежит под деревом.
Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:
- Чай можно пить с конфетами
- С сахаром
* С лимоном
* С вареньем
Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры:
Игра «Что мы делали, не скажем…».
Взрослый изображает какое - то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.
Например:
Мама вышла за дверь.
Папа положил газету на стол. Бабушка налила чай в чашку и т.д.
Игра «Сделай, не ошибись».
Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)
Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит? Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит? Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?
Игра «Скажи наоборот».
(закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: «В» – «ИЗ», «НА» – «С», «К» – «ОТ».
Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот. Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.
Девочка налила воду в кувшин. - … Мама положила яблоки на стол. - ... Машина подъехала к магазину. - …
Игра «Исправь ошибки Незнайки».
(закрепление употребления предлогов «ПО», «ЧЕРЕЗ»).
Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь. Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:
Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу. Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.
Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.
Желаю Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР
Данный материал представляет собой консультацию для родителей детей с ОНР. Консультация посвящена работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР. Умение правильно использовать...
Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР»
В консультации даётся описание смысловых обозначений предлогов, а также предлагаются игры и упражнения на закрепление правильного употребления предлогов детьми....
Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закр...
Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недор...
«Правильное употребление предлогов в речи у детей с ОНР»
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет ...
Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Работа логопеда над правильным употреблением предлогов в речи....
Схемы предлогов. Обучение дошкольников правильному употреблению предлогов в речи.
Обучение старших дошкольников правильному употреблению и различению предлогов в речи с использованием схем - интересное и увлекательное занятие....