Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «На полянке». Звуковая культура речи; работа над предложением»."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Ольга Михайловна

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с элементами обучения грамоте. Дети в игровой форме учатся строить предложения, закрепляют позицию звука в слове. Занятие построено в форме путешествия по осеннему лесу. На занятии используются здоровьесберегающие технологии в виде физминуток, зарядки для глаз,  сохранения равновесия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_polyanke.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность. Речевое развитие.

Занятие в подготовительной группе.

Тема: «На полянке». Звуковая культура речи; работа над предложением».

Задачи: совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении; продолжать работу над смысловой стороной слова.

Материал к занятию. Стихотворение  Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»;

звуковые карточки «Птичка», круги - звуки, слова-прямоугольники, иллюстрации на тему: «Осень»; музыкальное сопровождение: игра «Птицы-пальчики», классическая музыка П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь», «пение птиц».

Ход занятия.

На экране демонстрационная картина «На лесной поляне», на полу расположены «пеньки» полукругом в шахматном порядке.

Воспитатель произносит: «Ау, ау». Дети выходят из раздевалки и тоже кричат «Ау» и подходят к воспитателю.

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы заблудились?  (Да). Скажите, а зачем вы произносили «Ау»? (Ответы детей: когда заблудишься, надо позвать на помощь)

А что, если тихо произнести «Ау»? попробуйте тихо, еле слышно сказать. (Дети произносят). А теперь – громко? (Дети говорят громко) ух, как громко! Что вы сейчас делали? (Кричали). В лесу очень легко заблудиться. Поэтому надо кричать громко, чтобы вас услышали, если вы вдруг заблудитесь.

Воспитатель. - Ребята, а как вы думаете, где в лесу можно найти друг друга? (На полянке). А вы не заметили, как мы все на полянке очутились? Куда бы нам присесть? Вокруг полянки есть пенёчки. Давайте все дружно сядем на них.

Воспитатель. – Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной».

Есть в осени первоначальной короткая,

но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Эти строки написал замечательный русский поэт Фёдор Тютчев. Какие удивительно красивые слова встречаются в этом четверостишии. Послушайте: Осень первоначальная – это какая осень?  Каким словом можно заменить слово дивная? (Ответы детей).

Воспитатель читает еще раз фрагмент стихотворения и просит произнести вместе с воспитателем строчки произведения и  посчитать количество слов со звуком  р. (Дети определяют количество слов, называют их).

Воспитатель. Ну вот, ребята, слова нашли, молодцы! А теперь мы поиграем в другую игру. Но сначала проведём зарядку для глаз. Сегодня у нас вторник. Гимнастика для глаз: Во вторник часики – глаза

Водят взгляд туда-сюда.

Ходят право, ходят влево.

Не устанут никогда

Воспитатель. – Ребята, посмотрите все направо. Что там вдалеке? (Дети называют: деревья, лес, поляна). Да, там есть ещё полянка, но к ней подойти нелегко: надо пройти через болото по кочкам. Пойдём, только очень осторожно. (Дети идут по «кочкам»). Дети проходят и садятся на стульчики лицом к доске.

Воспитатель. Дети, сейчас я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество и порядок слов в предложении: «Поспевает брусника, стали дни холоднее». (Ответы детей. Определение: 5 слов в предложении).  Обратите внимание на то, как мы будем записывать это предложение. Первое слово «Поспевает» мы запишем слева (прикрепляет прямоугольник к доске), затем «записываем» слово «брусника», оно второе, третье слово «стали», четвёртое – «дни» и последнее, пятое «холоднее».  (Воспитатель прикрепляет каждое слово к доске магнитом). А теперь и вы у себя на карточке запишите предложение «Поспевает брусника, стали дни холоднее».  (Дети поворачиваются к столу). Я буду подходить к вам, а вы мне шёпотом прочитаете. (Самостоятельная работа детей). Итог: ребята, вы большие молодцы. Убирайте свои слова в тарелочку. Проведём зарядку.

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон –

Зашумел листвою клён.

Воспитатель. Сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Живое предложение». У вас на столе картинки на тему: «Осень». Посмотрите на них и придумайте своё предложение. (Дети придумывают предложение с опорой на картинку, поднимают руку, произносят). Воспитатель предлагает выстроить предложение «Осенью птицы улетают». (Выходят  дети – слова и по порядку выстраиваются у доски. Упражнение проводится с разными предложениями (2 - 3). Дети убирают картинки на край стола).  Звучит «пение птиц».

Воспитатель. – Дети, отгадайте загадку:

Это кто, собравшись в стаи

Днём осенним улетает?

А летят они туда,

Где тепло всегда – всегда

(Дети отгадывают загадку. Проводится муз. игра с пальчиками «Птицы-пальчики». Присаживаются на стулья за стол).

Воспитатель. – Ребята, я предлагаю вам поиграть ещё в одну игру, которая называется «Найди звук». У вас на столе есть звуковые  карточки «Птички» для определения положения звука. Сейчас я буду называть слова, а вы будете определять заданный мною звук в начале, середине, конце слова. Будьте внимательны. (Дети определяют положение звука и выкладывают на карточке).

Какие вы, ребята, молодцы. А теперь нам домой пора. Пойдём опять через болото. Будьте осторожны и внимательны. (Дети проходят и садятся на полянку на пенёчки). Звучит классическая музыка П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»). Подводим итог занятия: где были, что делали…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Забота взрослых о детях» (Серия занятий о правах ребенка).

В занятии дается понятие детям,как о них заботятся взрослые, как сами дети это осознают....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Чебурашке» (Звуковая культура речи. Звук [Ч])

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Н...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «На лесной полянке»

Ребята отправляются в путешествие на лесную полянку и становятся свидетелями ссоры глассныхи согласных. Нерадивый ученик потерял свой портфель. Из него вывалились учебники, а Азбука вообще лишилась не...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...