Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в карельский лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Догодькина Марина Фёдоровна

Конспект занятия, где дошкольники отправляясь на помощь поссорившимся лесным жителям, расширяют свои представления  об особенностях карельского леса и её обитателей., активизируют словарь по данной теме, упражняются в образовании прилагательных от существительных, развивают связную речь, внимание, логическое мышление..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Детский сад № 23 «Ладушки»

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

«Путешествие в карельский лес»

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Догодькина М.Ф.

Сортавала

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

«Путешествие в карельский лес»

Цель: Расширение представления детей об особенностях карельского леса и её обитателей.

Задачи:

- Познакомить с видами лесов (хвойный, лиственный, смешанный), закрепить название деревьев.

- Активизировать словарь по теме «Дикие животные».

- Упражнять в образовании прилагательных от существительного.

- Упражнять в подборе слов, обозначающих действие предмета.

 - Развивать связную речь, зрительное внимание, логическое мышление, координацию речи с движением, ловкости.

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

- Воспитывать любовь и бережное отношения к природе.

Ход занятия:

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

 Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям! Поприветствуем всех! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

     Воспитатель обращает внимание детей на картинку, где изображены лесные животные. С помощью наводящих вопросов пытается выяснить что здесь не так (на картинке звери поссорились, отвернулись друг от друга)

Дети высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что в лесу что - то случилось, и звери поссорились.

Воспитатель:

Ребята, а давайте отправимся в лес и попробуем выяснить, что там произошло. Согласны?

Дети: да

Воспитатель: а что такое лес?

Дети: ответы

Воспитатель: вокруг нашего детского сада  растет много деревьев – как вы думаете: это лес?

Дети: нет

Воспитатель: А кто мне подскажет: как называется республика в которой мы с вами живём?

Дети: Карелия

Воспитатель: а чем богат наш край? (обращаем внимание на карту)

Дети: лесами, озерами.

Воспитатель: Молодцы! В Карелии очень много лесов!

Лес- это большой участок земли, густо покрытый деревьями и кустарниками.

А какой бывает лес?

Дети: ответы

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением деревьев и сравнить их. Приходят к выводу, что есть деревья хвойные, а есть лиственные.  Соответственно лес бывает: хвойный, лиственный, смешанный.

 Воспитатель: а как вы думаете: у нас в Карелии какие леса?

Дети: ответы

Воспитатель: в нашем краю в основном смешанные леса, где растёт очень много разных деревьев и кустарников (показ картинки). Но есть и леса, где растут одни сосны. Такой лес называется - сосновый бор (показ картинки) 

Скажем вместе: сосновый бор.

А сейчас нам пора отправиться в путь. 

Физминутка «По дорожке ты шагай»

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай.

   (Шаг с высоким подниманием колена).

И немножко поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

   (Подскоки).

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

   (Ходьба на носках, руки в стороны).

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки – ножки.

   (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).

Дальше веселей шагай,

Маршируй, не отставай.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. (Включаю тихим фоном звуки леса).

Как здесь тихо, красиво. Ой, ребята, посмотрите – сорока. А что у неё в клюве? (достаю письмо, читаю)

«Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы пришли. Помогите нам, пожалуйста. Злой волшебник заколдовал всех зверей, и они поссорились. И теперь чтобы их расколдовать, надо выполнить  задания из этого сундучка».

Воспитатель: А вот и сундучок. Ну, что, поможем лесным жителям помириться?

Дети: да!

Воспитатель предлагает одному из детей достать из сундучка первое задание.

Дети садятся на стульчики

Задание № 1

Загадки

Весной – в цветном платьице,

Зимой – в белом сарафане.

(лиственный лес)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

              (лось)

У него иголочки

Как в лесу на ёлочке

Зверя лучше не тревожь

Ок – колючий. Это…

                  (ёж)

Его весной и летом

Мы видим одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(дерево)

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда:

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём.

                   (крот)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в одежке,

Свесив сережки.

(береза)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый,

По деревьям любит лазить.

                            (Белка)

Задание № 2

Д/и: «Помогите каждому найти свой домик.»

(на листочках; детям необходимо нарисовать линию от животного к его жилищу)

После выполнения дети отвечают на вопросы.

Где живёт белка? (Белка живет в дупле).

Где живёт лиса? ( Лиса живёт в норе).

Где живёт заяц? (Заяц живет под кустом).

Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге).

Где живет волк? (Волк живет в логове).

Воспитатель: молодцы! Следующее задание.

Задание № 3 (стоя в кругу)

«Назови членов семьи»

Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть животное, а вы должны назвать всех членов его семьи.

папа - медведь, мама - медведица, детеныш (и) — медвежонок (медвежата);

папа - волк,

папа - заяц,

папа - еж. ,

папа - лис. ,

папа - лось.

папа - олень.

Задание № 4 (сидя на стульчиках)

Игра «Кто больше назовет действий»

Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действие предмета.

- Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует и т.д.)

Задание № 5

Игра: «Чей, чья, чьё?» (рассматривая картинки с изображением животных)

Цель: упражнять в образовании прилагательных от существительного.

-У медведя хвост чей? -медвежий

 А лапа чья? — медвежья

-Ухо чье? — медвежье

-У зайца лапы чьи? — заячьи

-У лисы хвост чей? — лисий

-У волка голова чья? — волчья

-Ухо чье? — волчье

-Спина чья? — волчья

-У оленя рога чьи? — оленьи.

Воспитатель: ну, вот мы и выполнили все задания!

Посмотрите, ребята, (воспитатель обращает внимание детей на картинку), лесные жители помирились. А это значит, что мы с вами всё сделали правильно. Давайте похлопаем себе! Молодцы!

А теперь пора возвращаться в детский сад. Садитесь на стульчики. Закройте глазки.

«Ветер, ветер прилети

В детский сад нас унеси»

Вот мы и снова в детском саду.

Рефлексия: ребята, вам понравилось путешествие? Какие мы выполняли задания? Что было самым трудным?