Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Ягодка» в форме игры «Путешествие в страну игр» с использованием ТРИЗ — технологий
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Ягодка» в форме игры «Путешествие в страну игр» с использованием ТРИЗ — технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_triz.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4
Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Ягодка» в форме игры «Путешествие в страну игр» с использованием ТРИЗ — технологий
Воспитатель: Янаева Ф.Т
Каменка, 2023
Цель: продолжать использовать условия для развития речи детей посредством ТРИЗ — технологий.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навыки связно-речевых высказываний, совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
- Развитие умения в превращении слов с суффиксами –ик, -ищ.
- Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, между событиями.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные умения и навыки, воспитывать доброту.
- Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.
Оборудование и материалы: видеоролик, презентация, музыка, листы бумаги, солнце с лучами, мяч.
Предварительная работа: разучивание скороговорок, изучение признаков.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы все современные дети и общаетесь, друг с другом с помощью разных сайтов, а так же смотрите видеоролики в инстаграм, тик токе. Недавно в тик ток, я увидела необычный ролик о сказочном городе «Красивой речи». Предлагаю вам, посмотреть сейчас этот ролик (показ ролика. Попадая в этот город, люди немного меняются. Хотите узнать как?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А, что такое фантазия?
Дети: Наши мечты, когда мы, что-то выдумываем, чего нет на самом деле.
Воспитатель: Давайте перед началом путешествия вспомним наши два основных правила:
1. Каждый день, всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, чётко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: Итак, отправляемся в город «Красивой речи» (звучит сказочная музыка)
Закройте пожалуйста глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха. Шар идет на снижение, вот мы и прибыли.
Посмотрите ребята, что это?
Дети: Ворота.
Воспитатель: А, что это на воротах?
Дети: Замок.
Воспитатель: Давайте попробуем его открыть, а поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» (дети встают полукругом)
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Постучали (ритмично постукивают друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку тянут к себе, другую от себя, попеременно меняя руки)
И открыли! (резко отпуская руки, разводим широко в стороны).
Воспитатель: Замок вы открыли, молодцы! Ой, а кто это? Давайте послушаем.
(Дорогие, любимые наши дети, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город. Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки и солнце. Солнце не светит и не греет, а без него темно и слова теряют свою красоту. Помогите нам, пожалуйста, расколдовать наш город!
Поможем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Догадались это… (солнце)
Только почему-то оно грустное?
И у него нет лучиков. Злые волшебники заколдовали солнце, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем лучи и расколдуем солнце. На лучах есть цифры, давайте найдем первый луч.
Смотрите, вот первый луч, а на нем задание.
1. Прочитать чистоговорки о весне и солнце.
НА – НА – НА — наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ — очень рады мы весне
ОЙ – ОЙ – ОЙ — мы счастливы весной
НЕ – НЕ – НЕ — много песен о весне
ХИ – ХИ – ХИ — о весне стихи
ЛО – ЛО – ЛО — на улице тепло
НУ – НУ – НУ — очень ждали мы весну
КО – КО – КО — солнце светит высоко
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ — звонкие ручьи
ГА – ГА – ГА — растаяли снега
УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ — растаяли сосульки
ЧИ – ЧИ – ЧИ — солнца теплые лучи
КА – КА – КА — в небе облака
ДИ – ДИ – ДИ — весенние дожди
УЧ — УЧ — УЧ — вышло солнце из-за туч
ТУЧ-ТУЧ-ТУЧ – протянуло детям луч
ОЙ- ОЙ- ОЙ — дети тронули рукой!
ОЕ – ОЕ – ОЕ — вот ты солнышко, какое!
ОК — ОК – ОК – теплый маленький кружок.
Воспитатель: Спасибо дети. Первое задание выполнено, давайте вернем солнцу лучик.
Воспитатель: Теперь найдем следующий лучик.
2 задание: «Изменить слова с помощью суффиксов «ик» и «ищ»»
Дом (домик, домище)
Забор (заборчик, заборище)
Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
Пакет (пакетик, пакетище)
Зуб (зубик, зубище)
Мороз (морозик, морозище)
Комар (комарик, комарище)
Хвост (хвостик, хвостище)
Человек (человечик, человечище)
Паровоз (паравозик, паравозище)
Топор (топорик, топорище)
Ключ (ключик, ключище)
Гном (гномик, гномище)
Букварь (букварик, букварище)
Зонт (зонтик, зонтище)
Воспитатель: Молодцы! Давайте прикрепим и этот луч. По – моему солнышко начинает улыбаться и пригревать. Готовы идти дальше?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда ищем третий луч с заданием.
4 задание «Исправление ошибок»
Д/и «Исправь ошибки»
Воспитатель: Следующая игра называется «Исправь ошибки». Я буду
произносить предложение, в котором сопоставляются два объекта. А вы
должны исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения.
Например, «Мел белый, а сажа жидкая». В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй — о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа
чёрная» или «Мел твердый, а сажа мягкая».
Варианты:
Снег белый, сосулька холодная.
Внучка маленькая, а бабушка старенькая.
Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.
Лиса хитрая, а Колобок желтый.
Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.
Заяц серый, а петушок смелый.
Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.
Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.
Дюймовочка легкая, а ласточка большая.
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Прикрепляйте лучик к солнцу. Предлагаю немного отдохнуть и размяться.
Физкультминутка «Солнышко лучистое» (под музыку)
Воспитатель: Вот, мы и отдохнули. Вы готовы двигаться дальше в поиске лучиков?
Дети: Готовы!
5 задание «Волшебная картина»
Надо попасть в волшебную картину и рассказать о ней её языком, чтобы справиться с этим заданием, надо быть очень внимательным и не упускать ни одной мелочи.
1. «Подзорная труба»
Предлагаю внимательно рассмотреть картину издалека, а для этого нам понадобится волшебная подзорная труба (свернутый альбомный лист)
Каждый из вас должен увидеть, только один предмет или живое существо. Посмотрите внимательно и дайте ответ (дети смотрят в подзорную трубу и называют объекты).
2. «Фотографирование»
Молодцы! Много объектов увидели, давайте, чтобы не забыть, попробуем собрать картину заново, как будто она состоит из разных кусочков. Как и где расположены на картине? (дети называют некоторое число объектов изображенных на картине и соединяют их в единое целое). Проверьте, пожалуйста все ли объекты на своих местах.
Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали?
Дети: Называли объекты на картине.
3. «Вхождение в картину»
Воспитатель: Вам нравится картина? А вы хотели бы войти в картину? (ответ детей)
Тогда закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину. Откройте глаза, вот мы и в картине, как ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами. Хорошо погрелись под лучами весеннего солнышка. Мы находимся с вами в картине, а какие звуки вы слышите?
(ответы детей «Я слышу как…») А какие запахи ощущаете? (ответы детей «Здесь пахнет…»)
4. «Превращение в объект на картине»
Воспитатель: А теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?
(каждый ребенок выбирает себе объект, изображенный на картине (одушевленный или неодушевленный) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
Молодцы! Вы так интересно о себе рассказали. Я думаю, что мы выполнили задание и можем добавить к нашему солнышку еще один лучик.
Воспитатель: Дети, вы чувствуете, что солнечного тепла становится все больше?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, не хватает только одного лучика, давайте найдем его скорее и освободим солнце!
6 задание: Д/и «Сравни и назови» Солнце помогает весне, и мир снова расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Я буду бросать вам мяч, и начинать фразу, а вы должны её закончить.
- Солнце желтое, как... (одуванчик, цыпленок, лимон)
- Солнце круглое, как... (мячик, апельсин, колобок)
- Солнце ласковое, как... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
- Солнце веселое, как... (песенка, клоун)
- Солнце теплое, как... (печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как... (лампочка, фонарь, звезда
- Солнце жаркое, как... (огонь, костер)
Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас ест все лучики!
Смотрите, что это? Солнце снова улыбается! Значит, злые чары волшебства рухнули, да и вы я смотрю, изменились, у вас стала красивая речь. А вот и наш знакомый из города «Красивой речи», он что-то хочет нам сказать, давайте послушаем его (герой благодарит детей).
Что ж пора возвращаться домой, давайте закроем глаза и представим, что летим обратно на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха (звучит музыка).
Рефлексия
Воспитатель: Вот и прибыли мы в наш детский сад. Ребята скажите, вам понравилось наше путешествие?
Что больше всего вам запомнилось?
(ответы детей)
- И мне очень понравилось, и наше путешествие и как вы справлялись с заданиями. И у вас очень красивая речь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Мой любимый праздник -Новый год»
Конспект по развитию речи - составление творческого рассказа....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель:закрепить навыки правильного звукопроизношенияЗадачи:ОбразовательныеСовершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования;Упражнять в употреб...
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ТНР " Путешествие в осенний лес"
Конспект для подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности...
Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».
Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....