Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В страну Грамматика»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Васильева Елена Владимировна

Обучение грамоте в подготовительной группе -это подготовка детей к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе на тему

«В страну Грамматика»

Цель: закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

*образовательные:

- закрепить понятие буква, звук, слог, предложение;

- закрепить знания о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках;

- закрепить умения делить слова на слоги;

- закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;

- закреплять навык звукобуквенного анализа слова.

*развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать у детей память и внимание;

- развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь;

- развивать словесно-логическое мышление, рассуждать, делать выводы.

*воспитательные:

- воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога;

- воспитывать умения отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать любознательность.

Предварительная работа: игры по обучению грамоте: «Найди букву», «Подбери звуковую схему», «Найди место звука в слове» и др.; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов, разгадывание простых ребусов.

Материалы и оборудование: цветок с семью лепестками, карточки (квадраты синего, зелёного и красного цвета) для определения гласных и согласных звуков, карточки: схемы предложения цепочки из слов, конверты с заданиями, карточки с буквами

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришло интересное письмо из одной замечательной, волшебной страны – Грамматика. Там живут звуки, буквы, слова. Жители этой страны написали, что хотят найти себе друзей. А вы бы хотели с ними познакомиться?

В этой стране вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт награда. За каждое правильно выполненное задание, вы будите получать волшебную фишку с буквой и в конце у вас должно получиться слово, которое очень важно в стране Грамматика

Ну, что ребята вы готовы отправиться в страну Грамматика?

Ответ детей: Да 

Чтобы нам попасть в страну Грамматика нужно всем вместе крепко взяться за руки, улыбнуться друг другу и произнести волшебные слова:

«Раз – два – три в страну Грамматика нас веди!»

Но прежде чем приступить, давайте вспомним правила поведения. Какие же они?

Ответы детей: внимательно слушать, не кричать, четко выполнять указания, делать выводы.

Воспитатель: Вот мы и в стране Грамматика, слушайте первое задание

Задание №1 «О звуках»

Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв?

Ответы детей: звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим

Воспитатель: Какие бывают звуки?

Ответы детей: Гласные и согласные

Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?

Ответы детей: Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно  

Воспитатель: А каким мы цветом обозначаем гласные звуки?

Ответы детей: Красным

Воспитатель: Какие звуки мы называем согласными?

Ответы детей: Это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык

Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки?

Ответы детей: Синим

Воспитатель: Назовите слова с твердыми звуками

Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки?

Ответы детей: Зелёным

Воспитатель: Назовите слова с мягкими звуками

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием и получаете фишку с буквой.

Задание № 2 «Звуковой анализ слов»

Воспитатель: Вот картинка перед вами. На ней нарисована белка. Возьмите звуковые пеналы.

Вам надо выполнить звуковой анализ слова «белка». А мы потом посмотрим, какие звуки живут в этом слове

Дети выполняют задание. Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове

Воспитатель: Хорошо, второе задание выполнено и вторая фишка с буквой

        

Задание № 3 «Разгадай слово»

Воспитатель: Ребята, перед вами зашифрованное слово (алфавит), которое нужно разгадать.

Вам нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.

1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)

2) Самое жаркое время года начинается с этого звука…(Л)

3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)

4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)

5) Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)

6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это…(И)

7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)

Ребята, какое слово у вас получилось?        

Ответ детей: Алфавит!

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.

Физминутка

Мы со звуками играли

И немножечко устали.

Дружно встанем на носки,

Вверх поднимем руки мы.

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести.

Хватит, хватит прибежали.

Потянулись, подышали.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.        

Дети выполняют упражнение

Задание №4 «Скажи наоборот»

Воспитатель: Нам с тобой пришёл черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Воспитатель: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь….. (низко)

Воспитатель: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь……..(близко)

Воспитатель: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…(свет)

Воспитатель: Скажу я слово «потолок», а ты ответишь……(пол)

Воспитатель: Скажу я слово «потерял», и скажешь ты …(нашёл)

Воспитатель: Скажу тебе я слово трус, ответишь ты…….(храбрец)

Воспитатель: Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…(лень)

Воспитатель: Теперь скажу я слово «смех», ответите мне…(плач)

Воспитатель: Скажу сурово слово «злость», а ты ответишь…(доброта)

Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!

        

Задание №5 «Подели слова на слоги и определи их количество»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове?

Ответы детей: Прохлопать это слово, посчитать гласные звуки

(Картинки: кни-га, аль-бом, кра-ски, ка-ран-даш, мел)

Воспитатель: Ребята, а что это за предметы?

Ответы детей: Школьные принадлежности

Воспитатель: Молодцы мы справились еще с одним заданием и получаем ещё фишку с буквой и из получившихся фишек-букв давайте составим слово. Посмотрим без какого предмета не может обойтись страна Грамматика?

И что-же получилось?

Ответы детей: Пенал

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что запомнилось больше всего?

Что было трудным для вас сегодня?

Ребята, а у вас на столах лежат смайлики, но они разные. Посмотрим. Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть). Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если трудно – грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, на тему: "Загадки Пакимона".

В данном конспекте предлагаются дидактические игры, игровые ситуации по обучению грамоте, которые помогают детям научиться проводить: звуковой анализ слова, находить место звука в слове, составлять пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Выполнила Аксарина Елена Александровна воспитатель МБДОУ "Д/с №5 "Теремок" ГО ЗАТО Комаровский

Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Коррекционно-образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласн...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» воспитатель Аксарина Елена Александровна МБДОУ "№5 "Теремок"

Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласные, твердые и...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Путешествие в страну знаний»

На нетрадиционном занятии  с использованием интерактивной доски и строительного набора "Бабашки",  дети в игровой форме закрепляют имеющиеся знания по подготовке к обучению грамоте...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну знаний»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: Образовательные:• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.• Закреплять умения детей опреде...