конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ произведения К. Ушинского "Четыре желания"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шакирова Алия Ядгаровна

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ произведения К. Ушинского "Четыре желания" с использованием технологии скрайбинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского.

Образовательные задачи:

Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.

Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.

Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на схемы

Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

Развивать коммуникативные и речевые навыки.

Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение

Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

Формировать доброжелательность, инициативность.

Воспитывать умение слушать ответы других детей.

Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы:

беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические

упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде

картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент.

Виды детской деятельности:

коммуникативная,

двигательная,

восприятие художественной литературы,

игровая.

Материал:

Рассказ К.Ушинского «Четыре желания», листы бумаги, фломастеры, фишки

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.

- Встанем все в круг. Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого, скажем друг другу добрые слова. (Олег, какой ты сегодня послушный, Альвина, какая у тебя красивая прическа и т.д.)

-Приятно было слышать добрые слова?

-Дети послушайте загадку

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

(времена года)

- Предлагаю поиграть. Возьмите по одному кружочку, определите какому времени года соответствует схема, изображенная на кружке и подберите слово, характеризующее это время года. Например:…

- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Восп: Как много слов вы подобрали к каждому времени года

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- А чем же отличаются времена года? Предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Я буду говорить вам предложение, а вам предстоит подобрать к нему, противоположное по смыслу.

Летом погода тёплая, а зимой ...(холодная)

Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

Летом идёт дождь, а зимой... (снег)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной ...(просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре ...(поздняя)

Облако лёгкое, а туча (тяжёлая)

В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

Урожай бедный, а наоборот ...(богатый)

Яблоко кислое, а наоборот... (сладкое)

Восп: Как хорошо вы умеете подбирать слова - антонимы

II. Основная часть

- Какие произведения о временах года вы знаете?(ответы детей)

-Сегодня я познакомлю вас с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания»

- Как вы думаете, о чем он будет?

- Об этом мы узнаем прочитав его.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

2. Первичное чтение

3. Беседа с детьми

— Кто главный герой рассказа? (мальчик Митя)

—Что говорил Митя о каждом времени года? (что он хотел бы, чтобы все время зима была, весной он хотел, чтобы все время весна была, чтобы не было конца лету, что осень лучшее время года)

— Что Митя делал зимой (весной, летом, осенью)?- (Зимой Митя катался на саночках с ледяной горы, на коньках по замерзшей реке. Весной бегал за пестрыми бабочками, собирал цветы. Летом Митя с отцом отправились на сенокос, ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. Осенью собирал плоды-румяные яблоки и желтые груши)

— А что произошло в конце рассказа? (Отец Мити достал записную книжку и показал, что он говорил о каждом времени года)

- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (потому что у Мити было 4 желания)

-Какие чувства у вас возникли после чтения рассказа?

- В любое время года необходимо почаще гулять и дышать свежим воздухом, предлагаю вам встать и выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед

на уровне плеч, ладони смотрят вниз.

С вдохом левая рука поднимается вверх, правая

опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз,

правая вверх.

- Садитесь за столы. Перед вами лежат фломастеры и листы бумаги разделенные на 4 части, рассказ «Четыре желания» тоже можно разделить на 4 части, в первой части говорится о зиме, во второй о весне, в третьей о лете и в четвертой об осени.

—А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, затем вы будете его пересказывать. А чтобы вам было легче это сделать, зарисовывайте по ходу чтения. Но прежде мы подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Зиму всю мели метели

Клены, липы поседели

А весной повеселели

Зацвели, зазеленели

Птицы с юга прилетели

Ветки лапками согрели.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

— Ваши зарисовки являются планом рассказа, они вам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

- Кто желает пересказать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит рассказ о весне? О лете? Об осени?

— Кто может рассказать историю от начала до конца?

III. Заключительная часть

Итог занятия

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

-Чей рассказ вам понравился больше?

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным, используя свои зарисовки

- Вы сегодня справились с заданием. Вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого.

Рассказ «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовате...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В. Бороздина "Первый в космосе"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В.Бороздина "Первый в космосе"...