конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ произведения К. Ушинского "Четыре желания"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ произведения К. Ушинского "Четыре желания" с использованием технологии скрайбинг
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского.
Образовательные задачи:
Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на схемы
Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.
Развивающие задачи:
Развивать коммуникативные и речевые навыки.
Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение
Развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи:
Формировать доброжелательность, инициативность.
Воспитывать умение слушать ответы других детей.
Воспитывать интерес к природе.
Методические приемы:
беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические
упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде
картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент.
Виды детской деятельности:
коммуникативная,
двигательная,
восприятие художественной литературы,
игровая.
Материал:
Рассказ К.Ушинского «Четыре желания», листы бумаги, фломастеры, фишки
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.
- Встанем все в круг. Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого, скажем друг другу добрые слова. (Олег, какой ты сегодня послушный, Альвина, какая у тебя красивая прическа и т.д.)
-Приятно было слышать добрые слова?
-Дети послушайте загадку
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает.
(времена года)
- Предлагаю поиграть. Возьмите по одному кружочку, определите какому времени года соответствует схема, изображенная на кружке и подберите слово, характеризующее это время года. Например:…
- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
Восп: Как много слов вы подобрали к каждому времени года
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- А чем же отличаются времена года? Предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Я буду говорить вам предложение, а вам предстоит подобрать к нему, противоположное по смыслу.
Летом погода тёплая, а зимой ...(холодная)
Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)
Летом идёт дождь, а зимой... (снег)
Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).
Осенью насекомые засыпают, а весной ...(просыпаются)
Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)
В сентябре ранняя осень, а в ноябре ...(поздняя)
Облако лёгкое, а туча (тяжёлая)
В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)
Урожай бедный, а наоборот ...(богатый)
Яблоко кислое, а наоборот... (сладкое)
Восп: Как хорошо вы умеете подбирать слова - антонимы
II. Основная часть
- Какие произведения о временах года вы знаете?(ответы детей)
-Сегодня я познакомлю вас с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания»
- Как вы думаете, о чем он будет?
- Об этом мы узнаем прочитав его.
(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)
2. Первичное чтение
3. Беседа с детьми
— Кто главный герой рассказа? (мальчик Митя)
—Что говорил Митя о каждом времени года? (что он хотел бы, чтобы все время зима была, весной он хотел, чтобы все время весна была, чтобы не было конца лету, что осень лучшее время года)
— Что Митя делал зимой (весной, летом, осенью)?- (Зимой Митя катался на саночках с ледяной горы, на коньках по замерзшей реке. Весной бегал за пестрыми бабочками, собирал цветы. Летом Митя с отцом отправились на сенокос, ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. Осенью собирал плоды-румяные яблоки и желтые груши)
— А что произошло в конце рассказа? (Отец Мити достал записную книжку и показал, что он говорил о каждом времени года)
- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (потому что у Мити было 4 желания)
-Какие чувства у вас возникли после чтения рассказа?
- В любое время года необходимо почаще гулять и дышать свежим воздухом, предлагаю вам встать и выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед
на уровне плеч, ладони смотрят вниз.
С вдохом левая рука поднимается вверх, правая
опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз,
правая вверх.
- Садитесь за столы. Перед вами лежат фломастеры и листы бумаги разделенные на 4 части, рассказ «Четыре желания» тоже можно разделить на 4 части, в первой части говорится о зиме, во второй о весне, в третьей о лете и в четвертой об осени.
—А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, затем вы будете его пересказывать. А чтобы вам было легче это сделать, зарисовывайте по ходу чтения. Но прежде мы подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Зиму всю мели метели
Клены, липы поседели
А весной повеселели
Зацвели, зазеленели
Птицы с юга прилетели
Ветки лапками согрели.
Повторное чтение рассказа воспитателем.
— Ваши зарисовки являются планом рассказа, они вам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.
- Кто желает пересказать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.
— Кто продолжит рассказ о весне? О лете? Об осени?
— Кто может рассказать историю от начала до конца?
III. Заключительная часть
Итог занятия
— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).
-Чей рассказ вам понравился больше?
— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным, используя свои зарисовки
- Вы сегодня справились с заданием. Вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого.
Рассказ «Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному
лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе . Пересказ рассказа К. Ушинский "Четыре желания"
Пересказ рассказа "Четыре желания" К.Ушинский....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Пересказ рассказа Л.Н Толстого "Кувшин и галка"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»
Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовате...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Используя мнемотаблицы, поможет детям пересказывать тексты....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В. Бороздина "Первый в космосе"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В.Бороздина "Первый в космосе"...
