Конспект занятия в подготовительной группе (апрель) по развитию речи:
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе (апрель) по развитию речи:
«Звук Р»
Цель: Знакомство детей со звуком Р.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить артикуляцию звука Р.
- Учить произносить звук Р изолировано, в слогах, словах, связной речи.
- Развивать речь как средство общения.
Развивающие:
- Развивать внимание, кратковременную память, мышление, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.
- Формировать навык работы в коллективе.
- Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.
Оборудование:
Предметные картинки(крыса, забор. Ножницы. Заяц, цапля, цирк. Комар); Игрушки: цыпленок, курица, петух, кошка. Доска.
Вводная часть.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Как настроение? Ребята, вы помните, кто приходил к нам в гости в прошлый раз? (Пчела Полина). А какая у нее тогда приключилась беда? (Пчела Полина). Вы помните, как она пыхтела? (Дети совместно с воспитателем произносят звук П). У нас с вами получился звук П».
Материалы и оборудование:
Предметные картинки (Буратино, Петрушка, Чебурашка и крокодил Гена, радуга, ракета, карандаш, барабан, рубашка, арбузы, гитара, муравей, радио, баранка, сорока, коробка, рубанок), звуковые линейки на каждого ребёнка, фишки – символы звуков.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОРГМОМЕНТ.
Каждый день всегда, везде -
На занятиях, в игре -
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!
Воспитатель берет книгу :
В. - Ребята, я хочу вам прочитать новую сказку.
В некотором царстве, в сказочном государстве жили были Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена. ..
- Ребята, в этой сказке случилась беда , может вы догадались какая? ( Пропал звук Р)
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р
- А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р. На что похожа буква Р?
Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
- Изобразите букву Р при помощи пальчиков.
- Какой звук обозначает эта буква? (Р)
ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Раз. два , повернись и в животных превратись!
Прорычите звук Р как сердитый тигр.
А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурррр).
А как дятел по дереву стучит? (ТРРРРР)
А как ворона каркает?( Каррррр)
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р
- Что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? Почему вы так решили?(Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка." В каком домике живет этот звук?(Синем)
- Давайте определим бывает ли звук Р мягким и твердым. (Слова-картинки разделить на две группы) Как мы это обозначим на карточке? ( Зеленым треугольником)
- А на каком этаже синего домика мы поселим букву Р (На втором, т.к звук звонкий - горло "поет")
Из книги выпадает конверт.
Воспитатель: - Ой, ребята, здесь письмо!
Буратино поиграл,
Пирамиду разобрал !
Нам, ребята, помогите!
Пирамиду соберите,
Звуки в имя нам верните!
Дружно пирамиду собирайте,
Все задания выполняйте!
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Р
1. Вот вам первое задание, чтоб поставить основание :
Слоги с буквой Р читайте
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СЛОГАХ. СЛОВАХ
2. Ставьте новое кольцо , вот задание еще.
Игра: " Доскажи словечко в чистоговорки."
РА! РА! РА! РА! РА! РА! - начинается (игра)
РО! РО! РО! РО! РО! РО! - у Мальвины друг (Пьеро)
РО! РО! РО! РО! РО! РО! - потерял павлин … (перо)
РЫ! РЫ! РЫ!Р Ы! РЫ! РЫ! - надуваем мы … (шары)
РУ! РУ! РУ! РУ! РУ! РУ! - скачет с сумкой … (кенгуру)
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СТИХАХ, СКОРОГОВОРКАХ
3. А теперь скороговорка про Романа и Егорку.
Знает Рома и Егор
Несъедобен мухомор.
Несмотря на красоту
Не годится он в еду.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
4. Вы задорные ребятки, отгадайте-ка загадки!
· Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ...... (Буратино)
· В ярко-красном колпаке,
Он с бубенчиком в руке
Развеселая игрушка,
А зовут её .....( Петрушка)
· Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
5. Найди лишнее словечко и ставь новое колечко. ИГРА: "Четвертый лишний".
СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР
УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР
ШАР, РУЧКА. КОНФЕРА, РУБАШКА
РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН
ТЕТРАДЬ, МОРОЖЕННОЕ, ПЕТУХ, ГРУША
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
6.- Пирамида почти готова. Давайте расскажем, кто собирает пирамиду?
Я собираю пирамиду.
Ты собираешь пирамиду.
Он (она, оно) собирает пирамиду.
Мы собираем пирамиду.
Вы собираете пирамиду.
Они собирают пирамиду.
ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Ребята, послушайте загадку и скажите на что похожа наша пирамида?
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
Воспитатель: «Поиграем в игру. Поднимите руки, когда услышите в слове звук Р. Слушайте внимательно: ворон, рыба, пять, дом, телефон, цветок, мост, ракета, клад, грач, зуб, цапля». Молодцы! Все правильно услышали.
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА РАДУГА.
Игра: "Раскидай слово на звуки." Сколько звуков в слове РАДУГА? Сколько слогов в слове РАДУГА? Сколько гласных в слове РАДУГА. Сколько согласных в слове РАДУГА?
- Ребята. выложите слова РАДУГА из букв разрезной азбуки.
- Выполним схему слова РАДУГА.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- А теперь , чтобы звук Р навсегда вернулся к жителям сказочного города, назовите слова со звуком Р. Не забудьте и жителей сказочного города!
Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:
Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,
Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,
Торт, народ, дорога, друг…
Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».
- Давайте завершим пирамиду верхушкой и подведем итог нашего занятия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Что вы запомнили об этом звуке?
-Жители сказочного города благодарят вас за помощь, и Буратино дарит вам медали за хорошую работу. А мы соберем для них радужную дорогу в виде буквы Р. по которой Буратино, Петрушка, Чебурашка и Крокодил Гена вернутся в свой город. ( Дети при помощи скрепок собирают букву Р из прямоугольника и изображения радуги )
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе (апрель) по развитию речи:
«Звук Р»
Цель: Знакомство детей со звуком Р.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить артикуляцию звука Р.
- Учить произносить звук Р изолировано, в слогах, словах, связной речи.
- Развивать речь как средство общения.
Развивающие:
- Развивать внимание, кратковременную память, мышление, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.
- Формировать навык работы в коллективе.
- Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.
Оборудование:
Предметные картинки(крыса, забор. Ножницы. Заяц, цапля, цирк. Комар); Игрушки: цыпленок, курица, петух, кошка. Доска.
Вводная часть.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Как настроение? Ребята, вы помните, кто приходил к нам в гости в прошлый раз? (Пчела Полина). А какая у нее тогда приключилась беда? (Пчела Полина). Вы помните, как она пыхтела? (Дети совместно с воспитателем произносят звук П). У нас с вами получился звук П».
Материалы и оборудование:
Предметные картинки (Буратино, Петрушка, Чебурашка и крокодил Гена, радуга, ракета, карандаш, барабан, рубашка, арбузы, гитара, муравей, радио, баранка, сорока, коробка, рубанок), звуковые линейки на каждого ребёнка, фишки – символы звуков.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОРГМОМЕНТ.
Каждый день всегда, везде -
На занятиях, в игре -
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!
Воспитатель берет книгу :
В. - Ребята, я хочу вам прочитать новую сказку.
В некотором царстве, в сказочном государстве жили были Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена. ..
- Ребята, в этой сказке случилась беда , может вы догадались какая? ( Пропал звук Р)
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р
- А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р. На что похожа буква Р?
Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
- Изобразите букву Р при помощи пальчиков.
- Какой звук обозначает эта буква? (Р)
ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Раз. два , повернись и в животных превратись!
Прорычите звук Р как сердитый тигр.
А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурррр).
А как дятел по дереву стучит? (ТРРРРР)
А как ворона каркает?( Каррррр)
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р
- Что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? Почему вы так решили?(Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка." В каком домике живет этот звук?(Синем)
- Давайте определим бывает ли звук Р мягким и твердым. (Слова-картинки разделить на две группы) Как мы это обозначим на карточке? ( Зеленым треугольником)
- А на каком этаже синего домика мы поселим букву Р (На втором, т.к звук звонкий - горло "поет")
Из книги выпадает конверт.
Воспитатель: - Ой, ребята, здесь письмо!
Буратино поиграл,
Пирамиду разобрал !
Нам, ребята, помогите!
Пирамиду соберите,
Звуки в имя нам верните!
Дружно пирамиду собирайте,
Все задания выполняйте!
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Р
1. Вот вам первое задание, чтоб поставить основание :
Слоги с буквой Р читайте
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СЛОГАХ. СЛОВАХ
2. Ставьте новое кольцо , вот задание еще.
Игра: " Доскажи словечко в чистоговорки."
РА! РА! РА! РА! РА! РА! - начинается (игра)
РО! РО! РО! РО! РО! РО! - у Мальвины друг (Пьеро)
РО! РО! РО! РО! РО! РО! - потерял павлин … (перо)
РЫ! РЫ! РЫ!Р Ы! РЫ! РЫ! - надуваем мы … (шары)
РУ! РУ! РУ! РУ! РУ! РУ! - скачет с сумкой … (кенгуру)
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СТИХАХ, СКОРОГОВОРКАХ
3. А теперь скороговорка про Романа и Егорку.
Знает Рома и Егор
Несъедобен мухомор.
Несмотря на красоту
Не годится он в еду.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
4. Вы задорные ребятки, отгадайте-ка загадки!
- Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ...... (Буратино)
- В ярко-красном колпаке,
Он с бубенчиком в руке
Развеселая игрушка,
А зовут её .....( Петрушка)
- Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
5. Найди лишнее словечко и ставь новое колечко. ИГРА: "Четвертый лишний".
СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР
УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР
ШАР, РУЧКА. КОНФЕРА, РУБАШКА
РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН
ТЕТРАДЬ, МОРОЖЕННОЕ, ПЕТУХ, ГРУША
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
6.- Пирамида почти готова. Давайте расскажем, кто собирает пирамиду?
Я собираю пирамиду.
Ты собираешь пирамиду.
Он (она, оно) собирает пирамиду.
Мы собираем пирамиду.
Вы собираете пирамиду.
Они собирают пирамиду.
ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Ребята, послушайте загадку и скажите на что похожа наша пирамида?
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
Воспитатель: «Поиграем в игру. Поднимите руки, когда услышите в слове звук Р. Слушайте внимательно: ворон, рыба, пять, дом, телефон, цветок, мост, ракета, клад, грач, зуб, цапля». Молодцы! Все правильно услышали.
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА РАДУГА.
Игра: "Раскидай слово на звуки." Сколько звуков в слове РАДУГА? Сколько слогов в слове РАДУГА? Сколько гласных в слове РАДУГА. Сколько согласных в слове РАДУГА?
- Ребята. выложите слова РАДУГА из букв разрезной азбуки.
- Выполним схему слова РАДУГА.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- А теперь , чтобы звук Р навсегда вернулся к жителям сказочного города, назовите слова со звуком Р. Не забудьте и жителей сказочного города!
Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:
Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,
Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,
Торт, народ, дорога, друг…
Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».
- Давайте завершим пирамиду верхушкой и подведем итог нашего занятия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Что вы запомнили об этом звуке?
-Жители сказочного города благодарят вас за помощь, и Буратино дарит вам медали за хорошую работу. А мы соберем для них радужную дорогу в виде буквы Р. по которой Буратино, Петрушка, Чебурашка и Крокодил Гена вернутся в свой город. ( Дети при помощи скрепок собирают букву Р из прямоугольника и изображения радуги )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в ясельной группе № 7 по развитию речи. «Как мы птичек кормили» и «Сова»
по развитию речи. «Как мы птичек кормили» и «Сова»...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя малая родина»
Задачи: -Продолжать знакомить детей с малой родиной - п. Березовкой, воспитывать любовь к ней;- Обогащать знания детей о поселке, о местном фольклоре....

Конспект занятия В подготовительной группе из истории развития спорта «Первобытные люди»
Конспект занятия...

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство со звуками речи".
Познакомить детей с речевыми звуками....

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. "Колыбель истории. Санкт - Петербург"
данный материал поможет педагогам обобщить и углубить знания детей о городах России...

Интегрированное занятие в подготовительной группе с элементами развития речи и обучения грамоте "Новогодняя елка"
Расширить знания детей об окружающем мире. развиваем творчество и конструктивную деятельность....

Конспект занятия в подготовительной группе «Коммуникативная деятельность (Развитие речи)»
Конспект занятия в подготовительной группе «Коммуникативная деятельность (Развитие речи)» Тема: «Международный женский день – 8 марта»Цель: создание социальной ситу...
