Конспект занятия в подготовительной группе (апрель) по развитию речи:
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макарчук Софья Романовна

Конспект занятия вподготовительной группе (апрель) по развитию речи

«Звук Р»

 

Цель: Знакомство детей со звуком Р. 

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить артикуляцию звука Р. 

 - Учить произносить звук  Р изолировано, в слогах, словах, связной речи.  

- Развивать речь как средство общения. 

Развивающие:

- Развивать внимание, кратковременную память, мышление, воображение.    

Воспитательные:

- Воспитывать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.  

- Формировать навык работы в коллективе.  

- Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. 

Оборудование:

Предметные картинки(крыса, забор. Ножницы. Заяц, цапля, цирк. Комар); Игрушки: цыпленок, курица, петух, кошка. Доска. 

Вводная часть.

Дети садятся на свои места.  

Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Как настроение? Ребята, вы помните, кто приходил к нам в гости в прошлый раз? (Пчела Полина). А какая у нее тогда приключилась беда? (Пчела Полина). Вы помните, как она пыхтела? (Дети совместно с воспитателем произносят звук П). У нас с вами получился звук П».  

Материалы и оборудование:

Предметные картинки (Буратино, Петрушка, Чебурашка и крокодил Гена, радуга, ракета, карандаш, барабан, рубашка, арбузы, гитара, муравей, радио, баранка, сорока, коробка, рубанок), звуковые линейки на каждого ребёнка, фишки – символы звуков.


 


ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГМОМЕНТ.

Каждый день всегда, везде -

На занятиях, в игре -

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!


 

Воспитатель берет книгу :

В. - Ребята, я хочу вам прочитать новую сказку.

В некотором царстве, в сказочном государстве жили были Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена. ..

- Ребята, в этой сказке случилась беда , может вы догадались какая? ( Пропал звук Р)

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р

- А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р. На что похожа буква Р?

Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

- Изобразите букву Р при помощи пальчиков.

- Какой звук обозначает эта буква? (Р)

ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Раз. два , повернись и в животных превратись!

Прорычите звук Р как сердитый тигр.

А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурррр).

А как дятел по дереву стучит? (ТРРРРР)

 А как ворона каркает?( Каррррр)

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р

- Что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? Почему вы так решили?(Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка." В каком домике живет этот звук?(Синем)

- Давайте определим бывает ли звук Р мягким и твердым. (Слова-картинки разделить на две группы) Как мы это обозначим на карточке? ( Зеленым треугольником)

- А на каком этаже синего домика мы поселим букву Р (На втором, т.к звук звонкий - горло "поет")

Из книги выпадает конверт.

 

Воспитатель: - Ой, ребята, здесь письмо!

Буратино поиграл,

Пирамиду разобрал !

Нам, ребята, помогите!

Пирамиду соберите,

Звуки в имя нам верните!

Дружно пирамиду собирайте,

Все задания выполняйте!


 


 

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Р

1. Вот вам первое задание, чтоб поставить основание :

Слоги с буквой Р читайте

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СЛОГАХ. СЛОВАХ

2. Ставьте новое кольцо , вот задание еще.

Игра: " Доскажи словечко в чистоговорки."

РА! РА! РА! РА! РА! РА! - начинается (игра)

РО! РО! РО! РО! РО! РО! - у  Мальвины друг (Пьеро)

РО! РО! РО! РО! РО! РО! - потерял павлин … (перо)

 РЫ! РЫ! РЫ!Р Ы! РЫ! РЫ! - надуваем мы … (шары)

РУ! РУ! РУ! РУ! РУ! РУ! - скачет с сумкой … (кенгуру)

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СТИХАХ, СКОРОГОВОРКАХ

3. А теперь скороговорка про Романа и Егорку.

Знает Рома и Егор

Несъедобен мухомор.

Несмотря на красоту

Не годится он в еду.

 

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

4. Вы задорные ребятки, отгадайте-ка загадки!

 

·       Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с ...... (Буратино)

·       В ярко-красном колпаке,

Он с бубенчиком в руке

Развеселая игрушка,

А зовут её .....( Петрушка)

·       Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

5. Найди лишнее словечко и ставь новое колечко. ИГРА: "Четвертый лишний".

СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР

УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР

ШАР, РУЧКА. КОНФЕРА, РУБАШКА

РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН

ТЕТРАДЬ, МОРОЖЕННОЕ, ПЕТУХ, ГРУША

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

6.- Пирамида почти готова. Давайте расскажем, кто собирает пирамиду?

Я собираю пирамиду.

Ты собираешь пирамиду.

Он (она, оно) собирает пирамиду.

Мы собираем пирамиду.

Вы собираете пирамиду.

Они собирают пирамиду.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Ключик видно не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать.

- Ребята, послушайте загадку и скажите на что похожа наша пирамида?

Разноцветные ворота 
На лугу построил кто-то. 
Постарался мастер тот, 
Взял он красок для ворот 
Не одну, не две, не три - 
Целых семь, ты посмотри. 
Как ворота эти звать?  (Радуга)
 


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.  

Воспитатель: «Поиграем в игру. Поднимите руки, когда услышите в слове звук Р. Слушайте внимательно: ворон, рыба, пять, дом, телефон, цветок, мост, ракета, клад, грач, зуб, цапля».  Молодцы! Все правильно услышали.  

 

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА РАДУГА.

Игра: "Раскидай слово на звуки." Сколько звуков в слове РАДУГА? Сколько слогов в слове РАДУГА? Сколько гласных в слове РАДУГА. Сколько согласных в слове РАДУГА?

- Ребята. выложите слова РАДУГА из букв разрезной азбуки.

- Выполним схему слова РАДУГА.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- А теперь , чтобы звук Р навсегда вернулся к жителям сказочного города, назовите слова со звуком Р. Не забудьте и жителей сказочного города!

Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:

Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,

Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,

Торт, народ, дорога, друг…

Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».


 

- Давайте завершим пирамиду верхушкой и подведем итог нашего занятия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Что вы запомнили об этом звуке?

-Жители сказочного города благодарят вас за помощь, и Буратино дарит вам медали за хорошую работу. А мы соберем для них радужную дорогу в виде буквы Р. по которой Буратино, Петрушка, Чебурашка и Крокодил Гена вернутся в свой город. ( Дети при помощи скрепок собирают букву Р из прямоугольника и изображения радуги )

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия вподготовительной группе (апрель) по развитию речи

«Звук Р» 

 

Цель: Знакомство детей со звуком Р. 

Задачи: 

Образовательные: 

- Уточнить артикуляцию звука Р. 

 - Учить произносить звук  Р изолировано, в слогах, словах, связной речи.  

- Развивать речь как средство общения. 

Развивающие: 

- Развивать внимание, кратковременную память, мышление, воображение.    

Воспитательные: 

- Воспитывать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.  

- Формировать навык работы в коллективе.  

- Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. 

Оборудование: 

Предметные картинки(крыса, забор. Ножницы. Заяц, цапля, цирк. Комар); Игрушки: цыпленок, курица, петух, кошка. Доска. 

Вводная часть. 

Дети садятся на свои места.  

Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Как настроение? Ребята, вы помните, кто приходил к нам в гости в прошлый раз? (Пчела Полина). А какая у нее тогда приключилась беда? (Пчела Полина). Вы помните, как она пыхтела? (Дети совместно с воспитателем произносят звук П). У нас с вами получился звук П».  

Материалы и оборудование:

Предметные картинки (Буратино, Петрушка, Чебурашка и крокодил Гена, радуга, ракета, карандаш, барабан, рубашка, арбузы, гитара, муравей, радио, баранка, сорока, коробка, рубанок), звуковые линейки на каждого ребёнка, фишки – символы звуков.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГМОМЕНТ.

Каждый день всегда, везде -

На занятиях, в игре -

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!


Воспитатель берет книгу :

В. - Ребята, я хочу вам прочитать новую сказку.

В некотором царстве, в сказочном государстве жили были Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена. ..

- Ребята, в этой сказке случилась беда , может вы догадались какая? ( Пропал звук Р)

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р

- А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р. На что похожа буква Р?

Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

- Изобразите букву Р при помощи пальчиков.

- Какой звук обозначает эта буква? (Р)

ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Раз. два , повернись и в животных превратись!

Прорычите звук Р как сердитый тигр.

А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурррр).

А как дятел по дереву стучит? (ТРРРРР)

 А как ворона каркает?( Каррррр)

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р

- Что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? Почему вы так решили?(Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка." В каком домике живет этот звук?(Синем)

- Давайте определим бывает ли звук Р мягким и твердым. (Слова-картинки разделить на две группы) Как мы это обозначим на карточке? ( Зеленым треугольником)

- А на каком этаже синего домика мы поселим букву Р (На втором, т.к звук звонкий - горло "поет")

Из книги выпадает конверт.

Воспитатель: - Ой, ребята, здесь письмо!

Буратино поиграл,

Пирамиду разобрал !

Нам, ребята, помогите!

Пирамиду соберите,

Звуки в имя нам верните!

Дружно пирамиду собирайте,

Все задания выполняйте!



ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Р

1. Вот вам первое задание, чтоб поставить основание :

Слоги с буквой Р читайте

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СЛОГАХ. СЛОВАХ

2. Ставьте новое кольцо , вот задание еще.

Игра: " Доскажи словечко в чистоговорки."

РА! РА! РА! РА! РА! РА! - начинается (игра)

РО! РО! РО! РО! РО! РО! - у  Мальвины друг (Пьеро)

РО! РО! РО! РО! РО! РО! - потерял павлин … (перо)

 РЫ! РЫ! РЫ!Р Ы! РЫ! РЫ! - надуваем мы … (шары)

РУ! РУ! РУ! РУ! РУ! РУ! - скачет с сумкой … (кенгуру)

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СТИХАХ, СКОРОГОВОРКАХ

3. А теперь скороговорка про Романа и Егорку.

Знает Рома и Егор

Несъедобен мухомор.

Несмотря на красоту

Не годится он в еду.

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

4. Вы задорные ребятки, отгадайте-ка загадки!

  • Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с ...... (Буратино)

  • В ярко-красном колпаке,

Он с бубенчиком в руке

Развеселая игрушка,

А зовут её .....( Петрушка)

  • Этот милый, странный душка
    Безымянною игрушкой
    Был когда - то в магазине,
    Ты меня, малыш, послушай,
    У него большие уши,
    Он коричневого цвета,
    Его любят все на свете,
    Знает каждая дворняжка
    Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

5. Найди лишнее словечко и ставь новое колечко. ИГРА: "Четвертый лишний".

СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР

УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР

ШАР, РУЧКА. КОНФЕРА, РУБАШКА

РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН

ТЕТРАДЬ, МОРОЖЕННОЕ, ПЕТУХ, ГРУША

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

6.- Пирамида почти готова. Давайте расскажем, кто собирает пирамиду?

Я собираю пирамиду.

Ты собираешь пирамиду.

Он (она, оно) собирает пирамиду.

Мы собираем пирамиду.

Вы собираете пирамиду.

Они собирают пирамиду.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Ключик видно не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать.

- Ребята, послушайте загадку и скажите на что похожа наша пирамида?

Разноцветные ворота 
На лугу построил кто-то. 
Постарался мастер тот, 
Взял он красок для ворот 
Не одну, не две, не три - 
Целых семь, ты посмотри. 
Как ворота эти звать?  (Радуга)


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.  

Воспитатель: «Поиграем в игру. Поднимите руки, когда услышите в слове звук Р. Слушайте внимательно: ворон, рыба, пять, дом, телефон, цветок, мост, ракета, клад, грач, зуб, цапля».  Молодцы! Все правильно услышали.  

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА РАДУГА.

Игра: "Раскидай слово на звуки." Сколько звуков в слове РАДУГА? Сколько слогов в слове РАДУГА? Сколько гласных в слове РАДУГА. Сколько согласных в слове РАДУГА?

- Ребята. выложите слова РАДУГА из букв разрезной азбуки.

- Выполним схему слова РАДУГА.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- А теперь , чтобы звук Р навсегда вернулся к жителям сказочного города, назовите слова со звуком Р. Не забудьте и жителей сказочного города!

Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:

Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,

Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,

Торт, народ, дорога, друг…

Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».


- Давайте завершим пирамиду верхушкой и подведем итог нашего занятия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Что вы запомнили об этом звуке?

-Жители сказочного города благодарят вас за помощь, и Буратино дарит вам медали за хорошую работу. А мы соберем для них радужную дорогу в виде буквы Р. по которой Буратино, Петрушка, Чебурашка и Крокодил Гена вернутся в свой город. ( Дети при помощи скрепок собирают букву Р из прямоугольника и изображения радуги )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя малая родина»

Задачи: -Продолжать знакомить детей с малой родиной - п. Березовкой, воспитывать любовь к ней;- Обогащать знания детей о поселке, о местном фольклоре....

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. "Колыбель истории. Санкт - Петербург"

данный материал поможет педагогам обобщить и углубить знания детей о городах России...

Интегрированное занятие в подготовительной группе с элементами развития речи и обучения грамоте "Новогодняя елка"

Расширить знания детей об окружающем мире. развиваем творчество и конструктивную деятельность....

Конспект занятия в подготовительной группе «Коммуникативная деятельность (Развитие речи)»

Конспект занятия в подготовительной группе «Коммуникативная деятельность (Развитие речи)»  Тема: «Международный женский день – 8 марта»Цель: создание социальной ситу...