Методическая разработка занятия НОД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж-Ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками Ж-Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Задачи:
Обучающие:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах;
- расширение и обогащение словарного запаса;
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
- развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;
- развивать мышление, память, связную речь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- соблюдать правила поведения на занятии;
- воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»-
структурное подразделение
Методическая разработка занятия НОД
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
по развитию речи
в старшей группе (5-6 лет)
Автор разработки:
Смирнова Наталья Викторовна,
воспитатель старшей группы
МБОУ «Малоенисейская СОШ»-
структурное подразделение
с. Малоенисейское, 2025
Пояснительная записка
Актуальность темы:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас;
- неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушение звукопроизношения;
- низкий уровень развития связной речи;
- несформированность психических процессов;
- несовершенство различных видов мышления.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Направление: развитие речи
Целевая аудитория: старшая группа (5-6 лет)
Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, Э. М. Дорофеевой.
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов в год: 75 часов
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж-Ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками Ж-Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Задачи:
Обучающие:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах;
- расширение и обогащение словарного запаса;
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
- развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;
- развивать мышление, память, связную речь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- соблюдать правила поведения на занятии;
- воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Планируемый результат: Дети с мотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность, охотно общаются с воспитателем. Расширятся и углубятся знания.
Форма проведения: занятие - сказка
Педагогические технологии: здоровье- сберегающая технология.
Методы и приемы: Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ. Практические: подражательные упражнения, игры.
Оборудование и материалы: карточки с изображением жука и змеи (на каждого ребенка), фланелеграф, герои сказки, телевизор, картинки.
Ход занятия - сказки:
№ | Структура занятия: Этапы НОД | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников | Планируемые результаты. Примечание. |
1 | Организационно- мотивационный этап | - Ребята, поздороваемся: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – (Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.) Всех мы вас приветствуем! (Переплетают пальцы замочком и поднимают руки над головой.) - Сегодня мы с вами будем путешествовать, а по какой сказке мы На тарелочке лежал, Как остыл и убежал. Встретил он зверей в лесу, На беду свою — лису. Ей попался на зубок Круглый, вкусный ... | - Здороваются. Коммуникативная деятельность. (Дети сидят за столом в группе) Внимательно слушают загадку Колобок | Дети имитируют движения, повторяют за воспитателем. |
2 | Основной этап | |||
2.1 | Этап постановки проблемы Поставить перед воспитанниками проблему, ввести их в ситуацию затруднения. | - Эта сказка будет не обычная. Мы с вами поможем Колобку! | Да! | Дети заинтересованы в предстоящей деятельности. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: - Испеки, старуха, колобок! - Из чего печь – то? Муки нет – отвечает ему старуха. - А ты по амбару помети, по сусекам поскреби; авось муки наберется. Старуха так и сделала, по амбару помела, по сусекам поскребла. Замесила тесто на сметане, изжарила в масле и положила на окошечке постудить. Колобок полежал — полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца — на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: - Колобок! Я тебя съем, если не выполнишь мои задания! - Возьмите карточки. Что на них изображено? - Какой звук слышится, когда летит жук? - Как шипит змея? - А какие это звуки гласные или согласные? - Чем отличаются эти звуки? - Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж. - Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? - А теперь звук – ш-ш-ш. - Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? - Чем похожи эти звуки? - Молодцы! Чтобы легче нам было играть, сделаем зарядку для язычка. «Чашечка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд. Дидактическая игра «Поймай звук» - Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй. Слова: пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди. - Вы хорошо справились с заданиями. Покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему волк: - Колобок – колобок, я тебя съем, если не выполнишь мои задания: - Я буду вам читать предложения, а вы будете называть слова подходящие по смыслу. И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по… Лежебока рыжий кот Отлежал себе… И беседовал с ужами, заяц хлопая… Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему… Как на тоненький ледок выпал беленький… Прицепившись к задней шине, Мишка едет на… Солнце светит очень ярко, Бегемоту очень… - Волк нам еще задание приготовил. Игра «Четвертый лишний» Картинки: шишка, шапка, кошелёк, шоколад. Какая картинка лишняя, почему? Картинки: малыш, шкаф, шашки, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Картинки: жёлудь, нож, морж, ёж. Какая картинка лишняя, почему? - Молодцы, ребята! Справились с заданиями волка. Покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему медведь-косолапый. - Колобок, колобок! Я тебя съем, если ты не выполнишь мое задание! Физкультминутка Бабочка. - Выполнили и это задание! Молодцы! Укатился колобок дальше. А навстречу ему лисичка-сестричка. - Колобок, я тебя съем, если не выполнишь мое задание. Работа с мнемодорожками - Ребята, посмотрите, здесь зашифрованы загадки. Сейчас мы с вами расшифруем и отгадаем загадки. Голове зимою зябко. Положу я вещи в шкаф: Молоко лакает кошка, - Молодцы! Лисичка вам приготовила сюрприз! | Дети внимательно слушают сказку Жук, змея. Ж-ж-ж. Ш-ш-ш. Согласные. Звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой. Дети выполняют задание вместе с воспитателем. Горлышко дрожит Дети выполняют задание вместе с воспитателем. Горлышко молчит. Оба звука – всегда твердые, согласные. Дети выполняют задание вместе с воспитателем. Дети выполняют задание. Животикам. Живот. Ушами. Поможет. Снежок. Машине. Жарко. 1.Кошелек. В середине звук «ш» 2. Шишка два звука «ш» Малыш лишняя, звук «ш» находится в конце слова, а в других словах в начале. В слове желудь звук «ж» находится в начале слова, а в других в конце. Туловище вправо, влево Туловище вперед, назад. Руки вверх, потянуться. Руки вверх, вправо, влево. Покружиться. Шапка. Шарф Ложка | На фланелеграфе появляются герои сказки. Демонстрация заданий от зайца Выполняют задания Демонстрация заданий от волка Выполнение заданий Демонстрация картинок на мольберте. Выполнение заданий Внесение корзины с яблоками |
3 | Заключительный этап: обобщить полученный опыт. Рефлексия. Итог: | - Ребята, по какой мы с вами сказке путешествовали? Кому мы помогали? - С какими звуками мы работали? - Что вам понравилось на занятие? - Что вам показалось самым легким? - Что вам показалось самым трудным? - Вам понравилось путешествовать? - Ребята, вы большие молодцы! Так, здорово справились со всеми заданиями. На этом наше задание подошло к концу. До следующей встречи! | - Колобок - Колобку «ш», «ж» Ответы детей Прощаются. | Итог подведен. Воспитанники отвечают на вопросы. |
Выводы: Ребята учились дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах.
Закрепили работу с мнемодорожками, составляли загадки и разгадывали их.
- Игры со звуками способствовали воспитанию у детей эмоционального настроя, любознательности, стремления к правильному произношению звуков.
- У воспитанников сформировалось умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя.
- Дети стали более самостоятельными, научились сотрудничать с другими детьми и взрослым.
Практическая значимость: Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш, мнемотехника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш" (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...

Презентация к занятию по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ц" для старшей группы (по В.В. Гербовой)
Конспект занятия приведен в издании Гербова В.В, Развитие речи в детском саду: старшая группа. - М., Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с. на с. 44. В презентации содержатся комментарии для облегчения труда ...

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...

Занятие по развитию речи «Дифференциации звуков «Б», «П»» в старшей группе. «В гостях у клоунов»
Цель. Дифференциация звуков «Б», «П».Задачи.Коррекционно-образовательные:формировать умение дифференцировать звуки «Б», «П» в словах; продолжать уч...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Дифференциация звуков с-ш»
совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия по развитию речи/ Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе...

Презентация к занятию по развитию речи - Дифференциация звуков С-Ц, старшая группа
Презентация к занятию по развитию речи - Дифференциация звуков С-Ц, старшая группа...
