Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной группе по теме: "Сказки Г.Х.Андерсена"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспек занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме "Сказки Г.Х.Андерсена". Цель данного занятия углублять и расширять знания детей о сказках известного датского писателя Андерсена Г.Х., прививать любовь к его сказкам и творчеству.
Конспек занятия представлен в виде технологической карты, с заданиями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы.
Тема занятия: «Сказки Г. Х. Андерсена».
Возрастная группа: подготовительная группа
Образовательные области: речевое развитие
Цель занятия: углубление и расширение знаний детей о сказках Г. Х. Андерсена.
Задачи занятия
Образовательные:
- расширить и обобщить представления детей о творчестве Г.Х. Андерсена;
- учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;
- дать возможность применить на практике полученные знания о сказках Андерсена,
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей;
-развивать логическое мышление;
- развивать воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- прививать любовь и интерес к художественной литературе;
Словарная работа: познакомить детей с новым словом «башмачник», закрепить в словаре понятие «прачка».
Планируемые результаты занятия: дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Подготовительная работа: Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Оловянный солдатик», «Принцесса на горошине» (чтение, пересказ, просмотр), создание рисунков по сказкам Андерсена Г. Х.
Материалы и оборудование: разрезная картинка по сказке «Дюймовочка», предметы по сказкам Андерсена (горошина, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик, снежинка, лебедь), портрет писателя, книги со сказками Г. Х. Андерсена.
Ход занятия.
№ | Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Методы, формы и приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно мотивационный побудительный этап | Организация направленного внимания и интереса у детей к дальнейшей деятельности. | Педагог звонит в колокольчик, приглашает всех детей занять свои места. Проговариваем напоминалочку: - Говорим всегда красиво: Тихо и неторопливо. Ясно, чётко говорим, Потому что не шумим! Наши уши слушают, Наши глазки смотрят, Руки нам помогают, Ноги нам не мешают. Спинки выпрямили, начинаем занятие. В-ль обращает внимание детей на себя и читает строки из стихотворения: Девочка малютка, Всего лишь ростом с дюйм, Мила, красива и нежна С жабьим сыном повстречалась, И сбежала от жука. Нелёгкий путь ей предстоял, Там старый крот её поймал. Но всё равно, в конце пути, Ей принца удалось найти. -Ребята, о ком эта сказка? -А кто автор этой сказки? -Посмотрите пожалуйста на портрет Г. Х Андерсена, сегодня мы поговорим о самом известном сказочнике в мире и о его сказках. | Прием привлечения внимания (звук колокольчика) Коммуникатив- ная игра. Озвучивание стихотворения-загадки о герое из сказки Художественное слово Вопросы детям Наглядный материал | Дети обращают внимание на звонок, слышат педагога, а затем садятся на свои места и вместе повторяют напоминалочку, настраиваясь на занятие. Ребята слушают внимательно стихотворные строчки. Ответы детей: -Дюймовочка; -Г. Х. Андерсен | Ребята знают напоминалочку для занятия, проговариваю ее, настраиваются на позитивное настроение. Ребята слушают стихотворение. Дети отвечают на вопросы педагога и проявляют желание на дальнейший ход занятия. Знают чьи сказки и отвечают правильно |
2. ** ** | Основной этап- организационно- поисковый. ************* Этап постановки проблемы ************* Этап практического решения проблемы | Познакомить с биографией автора. Ненавязчиво, в игровом, занимательном виде закрепить имеющиеся знания и навыки по развитию речи; Дать возможность применить на практике полученные знания о сказках Г. Х. Андерсена ************* Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. ************* Овладение действиями, способами решения проблемы. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать коллективизм, взаимопомощь. Закрепление основных движений Обогащать речь прилагательными Закреплять умение вспоминать сказку с помощью графических схем, закреплять навыки пересказа | В-ль: Кто же такой, этот Ганс Христиан Андерсен, написавший столько замечательных сказок? Ганс родился в бедной семье башмачника. (Как вы думаете, кто такой башмачник? -тот, кто ремонтирует башмаки, шьет обувь). Мать его была прачкой (ребята, а кто такая прачка?-стирает белье у богатых людей). В детстве малыш часто слушал сказки, которые ему рассказывали старушки. Любимым занятием мальчика было вырезание фигурок из бумаги и рисование. Став взрослым Андерсен уехал из родного городка в столицу Дании и там начал писать свои сказки для детей. Благодаря этим сказкам, Андерсена узнал весь мир. Наша страна находится далеко от Дании, но мы с детства знаем и любим сказки Г. Х. Андерсена. - Ребята, а какие сказки этого автора мы с вами читали или вы читали дома с родителями? ********************************** - Ребята посмотрите на стеллаж: кто-то забрал все книги со сказками Андерсена, но оставил нам письмо! (Показать письмо со снежинками.) -Какое оно холодное, морозное. (Звучит музыка вьюги) -Вы догадались, кто это мог сделать? - Давайте прочитаем, что написано в письме и может узнаем, кто спрятал все наши книги? В-ль: -Что же делать? В-ль: -Ну что ребята, спасем книги со сказками? Открываем конверт с заданием под номером 1. ********************************** I)ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ – «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ. 1. Холод в замке изо льда. В нём живет совсем одна Повелительница вьюги. Тянет ледяные руки… Сердца нет, и нет души. Кто же это подскажи? (Снежная Королева) 2. Что сказать на самом деле, Сто перин на той постели. Но красавице-девице - Тёмной ноченькой не спиться. Не сомкнула глаз ни разу… Принц влюбился в неё сразу. Королевой хитрой брошена, Всему виной горошина! (Принцесса на горошине) 3. Мама мечтала о маленькой дочке. Ячменное зернышко посадила в горшочке. Вырос прекрасный, красивый цветочек. Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка 4. А этот сказочный герой Знаком с игрушечной войной Как все - в коробочке лежал. Как все - ружье в руках держал (стойкий оловянный солдатик) - С первым заданием вы справились хорошо. Но сундук так и не открыт. 5. В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. ********************************** II) Может в конверте под номером 2 мы найдем подсказку, как открыть сундук. ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ – «НАЙДИ ПРЕДМЕТ В ГРУППЕ И НАЗОВИ СКАЗКУ» Детям предстоит найти предметы из сказок. (Название сказки, дети ищут в группе предмет) 1)Горошина - (Принцесса на горошине) 2)Снежинка (Снежная королева) 3) Бумажный кораблик (оловянный солдатик) 4) Лебедь (Гадкий утенок) 6) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка) 7) Танцовщица (Оловянный солдатик) 8) Олень (Снежная королева) Вот и с этим заданием вы справились, Молодцы! ********************************** В-ль: - Чтобы пройти все испытания, нужно немного отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ********************************** III)В-ль: - Открываем 3 конверт. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ – «ОТВЕТЬ – КАКАЯ (КАКОЙ)?» 1. ДЮЙМОВОЧКА (какая) – (с большой силой воли) #1043;АДКИЙ УТЁНОК (какой) – 3. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (какая)– 4. ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (какой?) - И это задание вы выполнили верно! В-ль: - Молодцы ребята, мы все ближе к нашей цели. Но, впереди еще два испытания! Берем следующий конверт. ********************************* IV)ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ – «СОБЕРИ И РАССКАЖИ» Дети выкладывают из конверта разрезные картинки по сказке «Дюймовочка», выкладывают их в правильной последовательности, называют сказку и пересказывают ее. В конверте будет два фрагмента из другой сказки, дети должны определить их, отложить в сторону и назвать из какой они сказки. В-ль: ну вот и с 4 заданием вы справились успешно, какие молодцы! В-ль: - Ребята, осталось последнее задание, и мы спасем сказки Андерсена. ********************************** V) ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ – «НАЗОВИ СКАЗКУ ПО ОТРЫВКУ» - У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса. - Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше. - Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой! (Гадкий утенок.) - Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. В-ль: Отлично! Вижу, что вы настоящие знатоки сказок Андерсена! Вы правильно выполнили все задания Снежной королевы и… (в это время выпадает из конверта снежинка) В-ль: Ой, что это? На снежинке написана подсказка, где находится сундук с книгами и заклинание, с помощью которого можно открыть сундук: Тук, тук, тук, тук Открывайся наш сундук, Снежинку на него кладу, Три раза вокруг обойду, Крибле-крабле -бумс Чок, чок чок, чок Открывайся сундучок! В-ль: Ребята, мы наконец-то можем освободить все книги из сундука и снова оформить нашу выставку. А в дальнейшем знакомится с новыми сказками этого удивительного писателя Г.Х. Андерсена. | Рассказ педагога Объяснение незнакомых слов Вопросы детям. Вопросы детям. ************* Формулировка проблемного вопроса. Словесный, наглядный метод. Муз. сопровождение Вопрос по сказочному персонажу Постановка вопроса Словесно-наглядный метод. ************* Загадки ************* Найди предмет и назови сказку. Словесно-наглядный метод. ************* Физ.минутка ************* «Ответь –какая, какой»? ************* «Собери и расскажи» ************* «Послушай и назови сказу». Вопросы детям: | Проявляют желание узнать побольше о писателе Ганс Христиане Андерсене -Люди, которые шили обувь, башмаки. Ответы детей: «Дюймовочка» «Снежная королева» «Гадкий утенок» «Оловянный солдатик» «Принцесса на горошине» ***************Дети обращают внимание на стеллаж, и на нем не видят книг Г. Х Андерсена Ответы детей: Снежная королева из сказки. Дети достают из конверта письмо (читают его, в котором находят пять конвертов с заданиями). Письмо: «Вы догадались правильно! Это я, Снежная королева, спрятала все ваши книги со сказками в сундуке. Так не хочется, чтоб у Вас было тепло, пели птички, летали бабочки. Хотелось вам какое-нибудь темное дельце сделать — вот я и спрятала книги! _______________ (Читает другой ребенок) Но книги можно спасти, выполнив пять моих заданий». (В письме прикреплены пять конвертиков под номерами с заданиями) Проявляют желание выполнить от нее задания, чтобы вернуть книги Ответы детей ***************** Дети сплоченно и дружно правильно отгадывают загадки ;Снежная Королева»
;Принцесса на горошине». 3. «Дюймовочка». 4. «Оловянный солдатик» 5. «Сказка о Гадком утенке» Дети радуются успешному выполнению задания. *************** Внимательно и с желанием слушают следующее задание: «Принцесса на горошине» «Снежная королева» «Оловянный солдатик» «Гадкий утенок» «Дюймовочка» *************** Дети выполняют физ. упражнения в соответствии с текстом *************** -Маленькая, красивая, добрая, отзывчивая, благодарная, упорная. -Некрасивый, скромный, застенчивый, добрый, отзывчивый, неуверенный, одинокий -Злая, холодная, жестокая, властная, могущественная. Стойкий, мужественный, сильный… Дети радуются, выполненным заданиям. *************** Внимательно слушают следующее задание Дети выкладывают из конверта фрагменты сказки «Дюймовочка», выкладывают их в правильной последовательности, называют сказку и пересказывают ее дополняя друг друга. *************** Дети внимательно и слушают отрывки и дают правильные ответы, соотнося их со сказкой: -«Принцесса на горошине». -«Дюймовочка». -«Гадкий утенок». -«Снежная королева». Находят сундук с книгами, читают волшебное заклинание Тук, тук, тук, тук Открывайся наш сундук, Снежинку на него кладу, Три раза вокруг обойду, Крибле-крабле -бумс Чок, чок чок, чок Открывайся сундучок! и открывают его, достают оттуда книги и оформляют вместе выставку книг. | Внимательно слушают рассказ педагога о писателе из Дании Правильно отвечают на поставленный вопрос педагога. ******************* Обращают внимание на пустой стеллаж Заинтересовываются появлением конверта, оставленного сказочным персонажем; знают, из какой сказки персонаж. Внимательно слушаю, что написано в письме. Проявляют желание выполнить задания от Снежной королевы. ******************* Знают ответы на загадки. Отвечают правильно и четко ******************* Правильно соотносят предмет к сказке. Дают полные сформулированные ответы. ******************* Выполняют движения в соответствии с текстом. ******************* Обогащён словарный запас прилагательными. ******************* Правильно собирают пазл, соотносят к сказке и связно пересказывают нужную сказку Радуются положительному результату. ******************* Правильно соотносят отрывок прочитанного со сказкой. Дают полные сформулированные ответы. |
3. | Рефлексивно–корригирующий (заключительный) этап | Продолжать развивать умение делится своими впечатлениями Воспитывать бережное отношение и любовь к художественной литературе | В-ль: - А вас ребята, я приглашаю подойти к нашей выставке и поставить книги на свое место. (У выставки напоминаю ребятам: где родился Андерсен каким было его любимое занятие (рисовал иллюстрации к своим сказкам и вырезал фигурки), рассказываю о медали Андерсена). -Ребята, посмотрите- новая сказка Г.Х. Андерсена, которую мы еще не читали. Хотите ее прочитать? -Обязательно прочитаем сказку «Соловей». В-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, вы прошли все испытания, открыли сундук со сказками Андерсена, большое вам за это спасибо. -Интересно ли Вам было сегодня на занятии? -Что вам понравилось больше всего? -Какие задания показались легкими? Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями. | Словесно-наглядный Оформление выставки Г.Х. Андерсена Вопросы детям Подведение итогов | Дети проявляют желание оформить выставку книг Во время оформления слушают дополнение педагога Делятся впечатлениями о занятие Ответы детей | Проявление положительных эмоций от проделанной работе и от полученных положительных результатов. Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом. Четко и сформулировано отвечают на поставленные вопросы педагога |
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ – «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».
1. Холод в замке изо льда.
В нём живет совсем одна
Повелительница вьюги.
Тянет ледяные руки…
Сердца нет, и нет души.
Кто же это подскажи? (Снежная Королева)
2. Что сказать на самом деле,
Сто перин на той постели.
Но красавице-девице -
Тёмной ноченькой не спиться.
Не сомкнула глаз ни разу…
Принц влюбился в неё сразу.
Королевой хитрой брошена,
Всему виной горошина! (Принцесса на горошине)
3. Мама мечтала о маленькой дочке.
Ячменное зернышко посадила в горшочке.
Вырос прекрасный, красивый цветочек.
Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка
4. А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной
Как все - в коробочке лежал.
Как все - ружье в руках держал (стойкий оловянный солдатик)
5. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ:
«Найдите предмет из сказки и назовите из какой сказки может быть этот предмет».
На полочке располагаются
1)Горошина - (Принцесса на горошине)
2)Снежинка (Снежная королева)
3) Бумажный кораблик (оловянный солдатик)
4) Лебедь (Гадкий утенок)
6) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)
7) Танцовщица (Оловянный солдатик)
8) Олень (Снежная королева)
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ – «ОТВЕТЬ – КАКАЯ (КАКОЙ)?»
1. ДЮЙМОВОЧКА (какая?) –
#1043;АДКИЙ УТЁНОК (какой?) –
3. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (какая?) –
4. ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (какой?) -
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ:
СОБЕРИ И РАССКАЖИ СКАЗКУ «Дюймовочка».
Сказка представлена в виде аленьких фрагментов (два фрагмента из другой сказки).
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ – «НАЗОВИ СКАЗКУ ПО ОТРЫВКУ»
- У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса.
- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше.
- Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой!
- Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".
В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему:"Составление рассказа о весне по схеме"
Занятие по речевому развитию...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Сказки – сказочки»
На данном занятии закрепляем знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызываем у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему....
Открытое занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Слог».
Цель: формировать умение делить слова на части, продолжать развивать фонематическое восприятие.Задачи:- развивать диалогическую речь, фонематический слух; психические процессы: внимание...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Зимние виды спорта»
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада. Тема: «Зимние виды спорта»...

"На планете Буквозвук" конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе
Закрепить и обобщить знания детей об антонимах.Обучение умению составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса. Развивать фонематический слух, быстроту мышл...
