Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной группе по теме: "Сказки Г.Х.Андерсена"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Наталья Викторовна Лунева

Конспек занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме "Сказки Г.Х.Андерсена". Цель данного занятия  углублять и расширять знания детей  о сказках известного датского писателя Андерсена Г.Х., прививать любовь к его сказкам и творчеству.

Конспек занятия представлен в виде технологической карты, с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_zanyatiyu.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Тема занятия: «Сказки Г. Х. Андерсена».

Возрастная группа: подготовительная группа

Образовательные области: речевое развитие

Цель занятия: углубление и расширение знаний детей о сказках Г. Х. Андерсена.

Задачи занятия

Образовательные:

- расширить и обобщить представления детей о творчестве Г.Х. Андерсена;

- учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;

- дать возможность применить на практике полученные знания о сказках Андерсена,

Развивающие:

- развивать речевую и познавательную активность детей;

-развивать логическое мышление;

- развивать воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

- прививать любовь и интерес к художественной литературе;

Словарная работа: познакомить детей с новым словом «башмачник», закрепить в словаре понятие «прачка».

Планируемые результаты занятия: дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Подготовительная работа: Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Оловянный солдатик», «Принцесса на горошине» (чтение, пересказ, просмотр), создание рисунков по сказкам Андерсена Г. Х.

Материалы и оборудование: разрезная картинка по сказке «Дюймовочка», предметы по сказкам Андерсена (горошина, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик, снежинка, лебедь), портрет писателя, книги со сказками Г. Х. Андерсена.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Задачи этапа

Деятельность

воспитателя

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно

мотивационный

побудительный

этап

Организация направленного внимания и интереса у детей к дальнейшей деятельности.

Педагог звонит в колокольчик, приглашает всех детей занять свои места. Проговариваем напоминалочку:

- Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши уши слушают,

Наши глазки смотрят,

Руки нам помогают,

Ноги нам не мешают.

Спинки выпрямили, начинаем занятие.

В-ль обращает внимание детей на себя и читает строки из стихотворения:

Девочка малютка,

Всего лишь ростом с дюйм,

Мила, красива и нежна
И появилась из цветка.

С жабьим сыном повстречалась,

И сбежала от жука.

Нелёгкий путь ей предстоял,

Там старый крот её поймал.

Но всё равно, в конце пути,

Ей принца удалось найти.

-Ребята, о ком эта сказка?

-А кто автор этой сказки?

-Посмотрите пожалуйста на портрет Г. Х Андерсена, сегодня мы поговорим о самом известном сказочнике в мире и о его сказках.

Прием привлечения внимания (звук колокольчика)

Коммуникатив-

ная игра.

Озвучивание стихотворения-загадки о герое из сказки

Художественное

слово

Вопросы детям

Наглядный материал

Дети обращают внимание на звонок, слышат педагога, а затем садятся на свои места и вместе повторяют напоминалочку, настраиваясь на занятие.

Ребята слушают внимательно стихотворные строчки.

Ответы детей:

-Дюймовочка;

-Г. Х. Андерсен

Ребята знают напоминалочку для занятия, проговариваю ее, настраиваются на позитивное настроение.

Ребята слушают стихотворение.

Дети отвечают на вопросы педагога и проявляют желание на дальнейший ход занятия.

Знают чьи сказки и отвечают правильно

2.

**

**

Основной этап- организационно- поисковый.

*************

Этап постановки проблемы

*************

Этап практического решения проблемы

Познакомить с биографией автора.

Ненавязчиво, в игровом, занимательном виде закрепить имеющиеся знания и навыки по развитию речи;

Дать возможность применить на практике полученные знания о сказках Г. Х. Андерсена

*************

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

*************

Овладение действиями, способами решения проблемы.

Развивать логическое мышление, воображение, память.

Воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Закрепление основных движений

Обогащать речь прилагательными

Закреплять умение вспоминать сказку с помощью графических схем, закреплять навыки пересказа

В-ль: Кто же такой, этот Ганс Христиан Андерсен, написавший столько замечательных сказок?

Ганс родился в бедной семье башмачника. (Как вы думаете, кто такой башмачник? -тот, кто ремонтирует башмаки, шьет обувь). Мать его была прачкой (ребята, а кто такая прачка?-стирает белье у богатых людей). В детстве малыш часто слушал сказки, которые ему рассказывали старушки. Любимым занятием мальчика было вырезание фигурок из бумаги и рисование. Став взрослым Андерсен уехал из родного городка в столицу Дании и там начал писать свои сказки для детей. Благодаря этим сказкам, Андерсена узнал весь мир. Наша страна находится далеко от Дании, но мы с детства знаем и любим сказки Г. Х. Андерсена.

- Ребята, а какие сказки этого автора мы с вами читали или вы читали дома с родителями?

**********************************

- Ребята посмотрите на стеллаж: кто-то забрал все книги со сказками Андерсена, но оставил нам письмо!

(Показать письмо со снежинками.)

-Какое оно холодное, морозное.

(Звучит музыка вьюги)

-Вы догадались, кто это мог сделать?

- Давайте прочитаем, что написано в письме и может узнаем, кто спрятал все наши книги?

В-ль: -Что же делать?

В-ль: -Ну что ребята, спасем книги со сказками?

Открываем конверт с заданием под номером 1.

**********************************

I)ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ – «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

1. Холод в замке изо льда.

В нём живет совсем одна

Повелительница вьюги.

Тянет ледяные руки…

Сердца нет, и нет души.

Кто же это подскажи? (Снежная Королева)

2. Что сказать на самом деле,

Сто перин на той постели.

Но красавице-девице -

Тёмной ноченькой не спиться.

Не сомкнула глаз ни разу…

Принц влюбился в неё сразу.

Королевой хитрой брошена,

Всему виной горошина! (Принцесса на горошине)

3. Мама мечтала о маленькой дочке.

Ячменное зернышко посадила в горшочке.

Вырос прекрасный, красивый цветочек.

Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка

4. А этот сказочный герой

Знаком с игрушечной войной

Как все - в коробочке лежал.

Как все - ружье в руках держал (стойкий оловянный солдатик)

- С первым заданием вы справились хорошо. Но сундук так и не открыт.

5. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

**********************************

II) Может в конверте под номером 2 мы найдем подсказку, как открыть сундук.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ – «НАЙДИ ПРЕДМЕТ В ГРУППЕ И НАЗОВИ СКАЗКУ»

Детям предстоит найти предметы из сказок. (Название сказки, дети ищут в группе предмет)

1)Горошина - (Принцесса на горошине)

2)Снежинка (Снежная королева)

3) Бумажный кораблик (оловянный солдатик)

4) Лебедь (Гадкий утенок)

6) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

7) Танцовщица (Оловянный солдатик)

8) Олень (Снежная королева)

Вот и с этим заданием вы справились, Молодцы!

**********************************

В-ль: - Чтобы пройти все испытания, нужно немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

**********************************

III)В-ль: - Открываем 3 конверт.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ – «ОТВЕТЬ – КАКАЯ (КАКОЙ)?»

1. ДЮЙМОВОЧКА (какая) – (с большой силой воли)

#1043;АДКИЙ УТЁНОК (какой) –

3. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (какая)–

4. ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (какой?)

- И это задание вы выполнили верно!

В-ль: - Молодцы ребята, мы все ближе к нашей цели. Но, впереди еще два испытания! Берем следующий конверт.

*********************************

IV)ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ – «СОБЕРИ И РАССКАЖИ»

Дети выкладывают из конверта разрезные картинки по сказке «Дюймовочка», выкладывают их в правильной последовательности, называют сказку и пересказывают ее.

В конверте будет два фрагмента из другой сказки, дети должны определить их, отложить в сторону и назвать из какой они сказки.

В-ль: ну вот и с 4 заданием вы справились успешно, какие молодцы!

В-ль: - Ребята, осталось последнее задание, и мы спасем сказки Андерсена.

**********************************

V) ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ – «НАЗОВИ СКАЗКУ ПО ОТРЫВКУ»

- У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса.
(Принцесса на горошине.)

- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше.
(Дюймовочка.)

- Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой!

(Гадкий утенок.)

- Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.
(Снежная королева.)

В-ль: Отлично! Вижу, что вы настоящие знатоки сказок Андерсена!

Вы правильно выполнили все задания Снежной королевы и… (в это время выпадает из конверта снежинка)

В-ль: Ой, что это?

На снежинке написана подсказка, где находится сундук с книгами и заклинание, с помощью которого можно открыть сундук:

Тук, тук, тук, тук

Открывайся наш сундук,

Снежинку на него кладу,

Три раза вокруг обойду,

Крибле-крабле -бумс

Чок, чок чок, чок

Открывайся сундучок!

В-ль: Ребята, мы наконец-то можем освободить все книги из сундука и снова оформить нашу выставку.

А в дальнейшем знакомится с новыми сказками этого удивительного писателя Г.Х. Андерсена.

Рассказ педагога

Объяснение незнакомых слов

Вопросы детям.

Вопросы детям.

*************

Формулировка проблемного вопроса.

Словесный, наглядный метод.

Муз. сопровождение

Вопрос по сказочному персонажу

Постановка вопроса

Словесно-наглядный метод.

*************

Загадки

*************

Найди предмет и назови сказку.

Словесно-наглядный метод.

*************

Физ.минутка

*************

«Ответь –какая, какой»?

*************

«Собери и расскажи»

*************

«Послушай и назови сказу».

Вопросы детям:

Проявляют желание узнать побольше о писателе Ганс Христиане Андерсене

-Люди, которые шили обувь, башмаки.

Ответы детей:

«Дюймовочка»

«Снежная королева»

«Гадкий утенок»

«Оловянный солдатик» «Принцесса на горошине»

***************Дети обращают внимание на стеллаж, и на нем не видят книг Г. Х Андерсена

Ответы детей: Снежная королева из сказки.

Дети достают из конверта письмо (читают его, в котором находят пять конвертов с заданиями).

Письмо: «Вы догадались правильно! Это я, Снежная королева, спрятала все ваши книги со сказками в сундуке. Так не хочется, чтоб у Вас было тепло, пели птички, летали бабочки. Хотелось вам какое-нибудь темное дельце сделать — вот я и спрятала книги!

_______________

(Читает другой ребенок)

Но книги можно спасти, выполнив пять моих заданий».

(В письме прикреплены пять конвертиков под номерами с заданиями)

Проявляют желание выполнить от нее задания, чтобы вернуть книги

Ответы детей

*****************

Дети сплоченно и дружно правильно отгадывают загадки

;Снежная Королева»

;Принцесса на горошине».

3. «Дюймовочка».

4. «Оловянный солдатик»

5. «Сказка о Гадком утенке»

Дети радуются успешному выполнению задания.

***************

Внимательно и с желанием слушают следующее задание:

«Принцесса на горошине»

«Снежная королева»

«Оловянный солдатик»

«Гадкий утенок»

«Дюймовочка»

***************

Дети выполняют физ. упражнения в соответствии с текстом

***************

-Маленькая, красивая, добрая, отзывчивая, благодарная, упорная.

-Некрасивый, скромный, застенчивый, добрый, отзывчивый, неуверенный, одинокий

-Злая, холодная, жестокая, властная, могущественная.

Стойкий, мужественный, сильный…

Дети радуются, выполненным заданиям.

***************

Внимательно слушают следующее задание

Дети выкладывают из конверта фрагменты сказки «Дюймовочка», выкладывают их в правильной последовательности, называют сказку и пересказывают ее дополняя друг друга.

***************

Дети внимательно и слушают отрывки и дают правильные ответы, соотнося их со сказкой:

-«Принцесса на горошине».

-«Дюймовочка».

-«Гадкий утенок».

-«Снежная королева».

Находят сундук с книгами, читают волшебное заклинание

Тук, тук, тук, тук

Открывайся наш сундук,

Снежинку на него кладу,

Три раза вокруг обойду,

Крибле-крабле -бумс

Чок, чок чок, чок

Открывайся сундучок!

и открывают его, достают оттуда книги и оформляют вместе выставку книг.

Внимательно слушают рассказ педагога о писателе из Дании

Правильно отвечают на поставленный вопрос педагога.

*******************

Обращают внимание на пустой стеллаж

Заинтересовываются появлением конверта, оставленного сказочным персонажем; знают, из какой сказки персонаж.

Внимательно слушаю, что написано в письме.

Проявляют желание выполнить задания от Снежной королевы.

*******************

Знают ответы на загадки. Отвечают правильно и четко

*******************

Правильно соотносят предмет к сказке. Дают полные сформулированные ответы.

*******************

Выполняют движения в соответствии с текстом.

*******************

Обогащён словарный запас прилагательными.

*******************

Правильно собирают пазл, соотносят к сказке и связно пересказывают нужную сказку

Радуются положительному результату.

*******************

Правильно соотносят отрывок прочитанного со сказкой.

Дают полные сформулированные ответы.

3.

Рефлексивно–корригирующий

(заключительный) этап

Продолжать развивать умение делится своими впечатлениями

Воспитывать бережное отношение и любовь к художественной литературе

В-ль: - А вас ребята, я приглашаю подойти к нашей выставке и поставить книги на свое место.

(У выставки напоминаю ребятам:

где родился Андерсен каким было его любимое занятие (рисовал иллюстрации к своим сказкам и вырезал фигурки), рассказываю о медали Андерсена).

-Ребята, посмотрите- новая сказка Г.Х. Андерсена, которую мы еще не читали.

Хотите ее прочитать?

-Обязательно прочитаем сказку «Соловей».

В-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, вы прошли все испытания, открыли сундук со сказками Андерсена, большое вам за это спасибо.

-Интересно ли Вам было сегодня на занятии?

-Что вам понравилось больше всего?

-Какие задания показались легкими?

Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.

Словесно-наглядный

Оформление выставки Г.Х. Андерсена

Вопросы детям

Подведение итогов

Дети проявляют желание оформить выставку книг

Во время оформления слушают дополнение педагога

Делятся впечатлениями о занятие

Ответы детей

Проявление положительных эмоций от проделанной работе и от полученных положительных результатов. Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом.

Четко и сформулировано отвечают на поставленные вопросы педагога

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ – «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».

1. Холод в замке изо льда.

В нём живет совсем одна

Повелительница вьюги.

Тянет ледяные руки…

Сердца нет, и нет души.

Кто же это подскажи? (Снежная Королева)

2. Что сказать на самом деле,

Сто перин на той постели.

Но красавице-девице -

Тёмной ноченькой не спиться.

Не сомкнула глаз ни разу…

Принц влюбился в неё сразу.

Королевой хитрой брошена,

Всему виной горошина! (Принцесса на горошине)

3. Мама мечтала о маленькой дочке.

Ячменное зернышко посадила в горшочке.

Вырос прекрасный, красивый цветочек.

Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка

4. А этот сказочный герой

Знаком с игрушечной войной

Как все - в коробочке лежал.

Как все - ружье в руках держал (стойкий оловянный солдатик)

5. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ:

«Найдите предмет из сказки и назовите из какой сказки может быть этот предмет».

На полочке располагаются

1)Горошина - (Принцесса на горошине)

2)Снежинка (Снежная королева)

3) Бумажный кораблик (оловянный солдатик)

4) Лебедь (Гадкий утенок)

6) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

7) Танцовщица (Оловянный солдатик)

8) Олень (Снежная королева)

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ – «ОТВЕТЬ – КАКАЯ (КАКОЙ)?»

1. ДЮЙМОВОЧКА (какая?) –

#1043;АДКИЙ УТЁНОК (какой?) –

3. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (какая?) –

4. ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (какой?) -

ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ:

СОБЕРИ И РАССКАЖИ СКАЗКУ «Дюймовочка».

Сказка представлена в виде аленьких фрагментов (два фрагмента из другой сказки).

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ – «НАЗОВИ СКАЗКУ ПО ОТРЫВКУ»

- У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса.
- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше.
- Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой!

- Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Сказки – сказочки»

На данном занятии закрепляем знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызываем у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему....

Открытое занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Слог».

Цель: формировать умение делить слова на части, продолжать развивать фонематическое восприятие.Задачи:- развивать диалогическую речь, фонематический слух; психические процессы: внимание...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Зимние виды спорта»

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада. Тема: «Зимние виды спорта»...

"На планете Буквозвук" конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Закрепить и обобщить знания детей об антонимах.Обучение умению составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса. Развивать фонематический слух, быстроту мышл...