Технологическая карта ООД "Составление рассказа по картине на тему "Весна""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с применением кейс-иллюстрации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 421.91 КБ | |
| 876.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Теремок»»
воспитатель: Петелина Наталья Сергеевна
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
Тема занятия | «Составление рассказа по картине на тему «Весна» |
Возрастная группа: | Старшая группа |
Культурная практика | Игровая деятельность, коммуникативная деятельность, музыкальная деятельность, двигательная деятельность |
Культурно смысловой контекст | Составление описательного рассказа, решение кейс-иллюстрации на тему «Весна» |
Цель: | Формирование умений составлять связный рассказ по картине. |
Задачи | Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. |
Способствовать развитию связной речи детей, внимания, памяти, мышления, воображения. | |
Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе | |
Используемые технологии | Кейс-технология, мнемотехника |
Оборудование | ладошки-символы для приветствия, кисть, мультимедийное оборудование, кейс-иллюстрация «Весна», сюжетная картина на тему «Весна»; мнемотаблица «Весна», колонка МР3, музыкальная игра «Весенние ручейки», мелодия «Волшебные звуки природы», доска, магниты, стулья по количеству детей |
Ход занятия:
Этапы занятия, методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемые результаты |
1. Вводный этап - 2 мин. | |||
Организационный момент: Приветствие символами. Сюрпризный момент: на столе лежит «волшебная» кисть Мотивация к основной деятельности Решение кейс -иллюстрации Словесный метод Наглядный метод Практический метод | Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга, выбрав любой способ, который показан на ладошках (Приложение 1) Обращает внимание на кисть, лежащую на столе. Беседует с детьми (Приложение 2) Предлагает кейс-иллюстрацию (Приложение 3) Хвалит детей | Дети заходят в зал. Приветствуют воспитателя. Дети рассуждают о предмете, для чего он нужен. Дети знакомятся с ситуацией, Решают кейс | Настрой детей на совместную деятельность. Привлечение внимания. Возникает момент для коммуникации и общения. Внутренняя мотивация на деятельность. Решение кейса |
2. Основной этап - 15 мин | |||
Актуализация, расширение имеющихся представлений Рассматривание картины Словесный метод (беседа по картине) Словарная работа Наглядный метод | Предлагает присесть на стулья и рассмотреть картину ближе (на доске). Обращает внимание на посадку детей. Проводит беседу по картине, словарную работу (Приложение 4) Просит детей отвечать полными предложениями. Хвалит детей | Слушают воспитателя, рассматривают картину, участвуют в беседе | Развивается зрительное восприятие и память, Развивается слуховое восприятие, память, мышление, воображение |
Динамическая пауза музыкально-ритмическая игра «Ручейки» | Предлагает отдохнуть и поиграть игру «Ручейки» (Приложение 5) | Участвуют в игре, выполняя движения под музыкальное сопровождение вместе с воспитателем | Смена статической позы, отдых и двигательная активность |
Составление рассказа по картине Словесный метод | Предлагает присесть на стулья и свой вариант рассказа (Приложение 6) (фоном звучит весенняя мелодия) Дает установку на самостоятельное составление рассказа | Слушают рассказ воспитателя | Развивается слуховое восприятие, память, мышление, воображение |
Практическая работа Рассказы детей по картине Словесный метод Практический метод | Предлагает детям составить рассказ, используя мнемотаблицу. (Приложение 7) Помогает при затруднении. Хвалит детей. | Составляют рассказ | Развивается связная речь, грамматический строй речи, память, мышление. Овладевают умениями выполнять связный рассказ по мнемотаблице. |
3. Заключительный этап – 3 мин. | |||
Итог. Рефлексия. | Проводит заключительную беседу, выясняя, отношение к занятию (Приложение 8) Дарит цветные бумажные кораблики. | Участвуют в беседе, реагируют на похвалу, высказывают о своем эмоциональном состоянии. | Дети научились работать с кейсом, закрепили навык по составлению рассказа по картине. Осознали себя как участника познавательного творческого процесса. |
Приложение 1.
«Выбери приветствие»
Дети приветствуют воспитателя, выбрав любой способ, который показан на ладошках («помаши рукой», «дай пять», «кулачок о кулачок»)
Приложение 2.
Сюрпризный момент
Воспитатель обращает внимание на кисть, лежащую на столе.
- Что это? Что можно делать с помощью кисти? Кому она нужна для работы?
- Ребята, сегодня мы будем составлять рассказ по картине о весне. А где же картина? Вы не видели?
- Открою вам секрет, это кисть не простая – волшебная. И сейчас она нарисует для нас картину.
(взмах кистью и на экране появляется картина с изображением пейзажа «Ранняя весна»).
Приложение 3.
Кейс-иллюстрация - Вот чудеса!
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Все ли верно? Вас ничего не удивляет? Как же нам исправить ошибки? (убрать, стереть с картины не правильные картинки). А поможет нам в этом волшебная кисточка.
- Что мы можем стереть, чтобы картина стала соответствовать действительности? (исправляют ошибки, стирая кисточкой каждое несоответствие (картинки с изображением грибов, ягод, ребенка в купальнике, осеннего дерева). Объясняют, почему так думают.
- Сейчас всё верно, получилась картина о весне?
- Нравится она вам?
- А сейчас мы будем с вами составлять рассказ о весне по этой замечательной картине (целеполагание)
Приложение 4.
Беседа по картине - Давайте ближе рассмотрим картину (взмах кисти и на экране чистый слайд, воспитатель вывешивает картину на доску)
- Присаживайтесь на стулья.
- Итак, мы определили, что на картине изображена весна.
- Почему вы так думаете?
- Что мы видим на картине?
- Что изображено на переднем плане? (Деревья, кустарники, снег)
- Какого цвета снег? (серого, снег тает, становится рыхлым, темнеет. Там, где снег стаял, появились проталины)
- Что такое проталины? (Проталина - место, где стаял снег, и открылась земля)
- Какие деревья вы видите на картине? (березы, сосны, ели)
- Что изображено в центре? (река)
- Какие изменения произошли с рекой с наступлением весны?
- Что изображено вдали?
- Какое небо?
- Как можно назвать картину? Придумайте название.
- С наступлением весны природа пробуждается, всё возвращается к жизни после долгого зимнего сна: солнце светит ярче, весело поют птицы, тает снег, бегут ручейки.
Приложение 5
Музыкально-ритмическая игра « Весенние ручейки»
«Ручейки бегут, бегут
Ручейки зовут, зовут
Всех ребяток поиграть
И в кружочки встать»
На слова «Ручейки бегут, бегут…» дети в рассыпную бегают по залу. После слов «И в кружочек встать» объединяются и встают в круги по количеству детей (воспитатель называет количество): В один круг, по двое, по пятеро, в один круг. Игра продолжается, пока не будет пропета вся песенка.
Приложение 6.
Рассказ-образец
- Предлагаю составить рассказ о весне по картине, а поможет нам такая таблица (выставляю мнемотаблицу)
- Послушайте, какой рассказ получится у меня, и приготовьтесь составить свой рассказ (включаю тихо весеннюю мелодию)
«Наступила весна. Солнышко своими яркими, теплыми лучами стало пригревать сильнее. Снег начал таять, и на земле появились первые проталины. На реке растаял лед. Березки стоят пока еще голые, но на них уже скоро появятся почки, сосны и ели стоят зеленые. Из-под снега пробивается первая травка.
- А сейчас я предлагаю вам немного подумать, и составить свой рассказ.
- Кто готов поделиться своим рассказом? (2-3 чел)
Хвалит детей.
Приложение 7.
Мнемотаблица
Приложение 8.
Итог. Рефлексия
- Ребята, вы большие молодцы!
- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. А что понравилось вам? Что было легко? Сложно?
На память о нашей встрече, я хочу подарить вам вот такие кораблики, которые вы сможете запускать, когда побегут ручейки.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта: "Обучение рассказыванию по картине "Таня не боится мороза"
Для воспитателей...

Технологическая карта составления рассказа по набору игрушек
Технологическая карта составления рассказа по набору игрушек Тема занятия: «Рассказывание по набору игрушек»...
Технологическая карта составление рассказа по картине "Весна"
конспект разработан для старшей группы...

Технологическая карта ОД (Формирование целостной картины мира) «Птицы нашего края»
для старшей группы...

Технологическая карта занятия "Рассказ о маме"
Занятие рекомендовано для детей старшей группы с ТНР....

Технологическая карта по рассказу Драгунского В.Ю "Друг детства"
Технологическая карта занятия, с продуктивной деятельностью "пластилинография"...





