ПРОЕКТ «ЮНЫЙ БЛОГЕР», КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Тагаева Елена Юрьевна

В статье отражена роль культурной практики «Юный блогер», как средство развития связной речи дошкольников. Современные гаджеты и социальные сети, что это – враги «нормального детства», а может помощники, в решении важнейшей образовательной задачи-речевом развитии детей. Ведь главное, кто, зачем и как использует оказавшиеся в распоряжении могучие силы…

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ БЛОГЕР», КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Иова Марина Александровна

Тагаева Елена Юрьевна

воспитатели

АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад 134 «Веснушки»

Самарская область город Тольятти

Аннотация. В статье отражена роль культурной практики «Юный блогер», как средство развития связной речи дошкольников.  Современные гаджеты и социальные сети, что это –  враги «нормального детства», а может помощники, в решении важнейшей образовательной задачи-речевом развитии детей. Ведь главное, кто, зачем и как использует оказавшиеся в распоряжении могучие силы…

Modern gadgets and social networks are the enemies of "normal childhood", and maybe helpers in solving the most important educational task-the speech development of children. After all, the main thing is who, why and how uses the powerful forces at their disposal…

Ключевые слова: блогер, гаджеты, речевое развитие, дошкольное воспитание, методы развития речи.

Keywords: blogger, gadgets, speech development, preschool education, methods of speech development.

  Наблюдая за детьми можно заметь, что традиционные методы развития речи, такие как, речевые упражнения, дидактические и словесные игры, рассматривание картины, составление описательного рассказа по картинке, пересказ художественного произведения не вызывают у детей былой активности, современным детям неинтересны традиционные формы обучения: занятия, игры, наблюдения, экскурсии, прогулки. А вот что повышенный интерес у детей  вызывают различные гаджеты, компьютерные технологии и социальные сети, ни  для кого не секрет. Многие дошкольники регулярно записывают видеоролики о семейных буднях, где делятся впечатлениями со своими друзьями.

Работая в детском саду, где приоритетным направлением является, развитие  речи,  наши педагоги находится в постоянном поиске новых и интересных способов  овладения детьми связной  речью. Применение культурной практики «Юный блогер» позволило  нам усилить  стремление дошкольников к развитию связной речи, к  самостоятельности,  умению высказываться и рассуждать.

 Работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению связной речи, умению строить диалог, а также развивает культуру общения и речи. Культурная практика «Юный блогер» способствует умению связно повествовать (составлять описательный и повествовательный рассказ), пользоваться различными типами предложений.

 Помимо коммуникативных задач решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка.                                                

Культурная практика  позволяет решать  многие  педагогические  задачи, которые касаются не только формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Дети становятся уверенными в себе и в своих способностях. Что же такое блог и кто такой блогер?

Блог-веб-сайт, основное содержание которого-регулярно добавляемые человеком записи, содержащие текст, изображения и мультимедиа.

Блогер- любой человек, ведущий свой собственный дневник в электронном виде, который он сам и администрирует.

Блог, как речевой жанр интернет- коммуникации, в настоящее время используется довольно активно. Поэтому возникла идея изменить подход к  работе с детьми. Так появился проект «Юные блогеры » - где мы с детьми записываем  видеоролики о жизни и мероприятиях проходящих в детском саду и размещаем их в блогах на сайте детского сада и социальных сетях.

За основу проекта мы взяли обучение детей старше дошкольного возраста создавать качественный, информативный контент о жизни детского сада ; развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала ребёнка, как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, педагогами, родителями и гостями детского сада посредством детской игры .

На первый взгляд, работа с детьми в рамках проекта может показаться развлечением. Однако такой формат обучения позволяет педагогам решать разные задачи познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей.

Целью нашего проекта мы поставили: формирование творческой , социально активной личности владеющей навыками социально-коммуникативного взаимодействия.

Ключевые задачи проекта:                                                                                                                1. Овладение связной диалогической и монологической речью через создание видеороликов.                                                                                                              2.  Организация инновационной образовательной деятельности с детьми, педагогами и родителями.                                                                                                               3. Развитие творческого потенциала детей, ораторского искусства, социальной компетенции, стимулирование познавательной мотивации.                                                                                                              4. Обеспечение дифференцированного подхода к каждому ребенку.                                  5. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессией блогер.  6.Формирование положительных эмоций от общего, творческого дела.                          7. Укрепление системы взаимодействия «Детский сад - родители-дети».

Участники  проекта - дети подготовительной группы; воспитатели и родители.

Предполагаемые результаты:

  1. Сформированное представление о профессии блогер.

2.Высокий уровень развития связной диалогической и монологической речи, как обязательной составляющей успешного общения.

3.Вовлеченность родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.

4.Открытие талантов детей.

Этапы работы над проектом:

На подготовительном этапе :

- составилен тематический план видеороликов по итогам совместных обсуждений и бесед с родителями дошкольников;

- подготовка наглядного, демонстрационного материала;

- подобраны атрибуты, игры для самостоятельной игровой деятельности;

- подобран материал для продуктивной деятельности;

- составилен план мероприятий;

-подготовлены конспекты  образовательной деятельности.

На основном этапе приступили к реализации основных задач:

- Наблюдение за событиями, происходящими в детском саду.

- Просмотр  видеороликов  блогеров- детей дошкольного возраста.

- Бесед на тему «Юные блогеры».

- Знакомство  детей с профессиями, связанными с блогерством (журналист, репортер и т.д.) Рассказали о том, что блогер должен иметь красивую, правильную речь, а для этого необходимо ее развивать.

Ребята учились,  составляли описательные и повествовательные рассказы, заучивали скороговорки, выполняли различные речевые гимнастики. Познакомились с понятиями: дикция, темп речи, тембр голоса, со способами и манерой подачи информации в кадре (артикуляцией, мимикой, жестикуляцией), с приемом интервьюирования. Поработали над словарем, активизировали речь детей словами: видео, ролик, блогер- сценарист , режиссер. Способствовали расширению и уточнению знаний детей, побуждая детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, стремиться к речевому общению между собой.  Рисовали рисунки на тему: «Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей», делали аппликацию «Моя любимая телепередача», лепили  «Орудия труда маленького блогера».    

Развивая потребность в творческой деятельности, развивали творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках. Способствовали тому, чтобы дети фантазировали и воплощали в реальности свои фантазии, оценивали свою деятельность. Закрепляли навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Играли в сюжетно-ролевые игры  «Маленький блогер», «Моя видеокамера» , для того чтобы помочь усвоить правила поведения в той или иной ситуации.

На этапе работы с родителями :        

1.  Разместили информацию в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

2. Предоставили справочную информацию по тематике бесед и занятий с детьми.

3. Предложили родителям принять участие в конкурсе «Семейный видеоролик».

Родители с удовольствием откликнулись на просьбу воспитателей, тем самым   удовлетворили потребность детей в познании, помогли  детям освоить знания о том как снимать видеоролики.

На итоговом этапе - мы начали составлять с детьми короткие рассказы, опираясь на шаблон. Для того, чтобы научить детей правильно вести свой рассказ и не терять нить повествования, мы разработали схему- алгоритм ведения блога. И приступили к записи рассказов детей на видео. У ребят не сразу получалось работать перед камерой. Благодаря проделанной работе по снятию эмоционального напряжения, ребята научились справляться со своим волнением.

Записанные видеоролики были отредактированы и мы их разместили на различных интернет ресурсах.  Видеоролики юных блогеров  педагоги используют в деятельности с детьми, на совместных мероприятиях с родителями.

На заключительном этапе, можно сказать, что в детском саду есть  «Юные блогеры», которые регулярно освещают самые яркие и интересные события детского сада и размещают их на страницах в социальных сетях.

При проведении мониторинга мы отметили положительную динамику в развитии связной речи дошкольников.

Подводя итог, можно отметить, что детское блогерство, как новый вид деятельности, вызывает у дошкольников большой интерес, а также способствует:

-развитию связной монологической и диалогической речи;

-преодолению робости, стеснительности, повышению самооценки;

-развитию коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками;

-повышению познавательного интереса;

-развитию творческих способностей;

-активному внедрению в образовательный процесс современных технологий.

Список литературы

  1. Агафонина Г., Уроки развития речи: Москва, 2001 –175 с.

2.Богданова М., Школа контента. -Альпина Паблишер, 2019 –256 с.

3.Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] -Ярославль: Академия развития, 2011 -240 с.

4.Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр //

Дошкольное воспитание. -2009 -No 1 -С.19.

5.Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 2008 -28 с.

6.Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию

Творческой активности дошкольников. -СПб.: Детство-пресс,2009. -160 с.

7.Соколовский А., Ограбление Instagram. Минимум бюджета, максимум прибыли. –Бомбора, 2019 –34



Предварительный просмотр:

УДК 37

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ БЛОГЕР», КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Иова Марина Александровна

Тагаева Елена Юрьевна

воспитатели

АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад 134 «Веснушки»

Самарская область город Тольятти

Аннотация. В статье отражена роль культурной практики «Юный блогер», как средство развития связной речи дошкольников.  Современные гаджеты и социальные сети, что это –  враги «нормального детства», а может помощники, в решении важнейшей образовательной задачи-речевом развитии детей. Ведь главное, кто, зачем и как использует оказавшиеся в распоряжении могучие силы…

Modern gadgets and social networks are the enemies of "normal childhood", and maybe helpers in solving the most important educational task-the speech development of children. After all, the main thing is who, why and how uses the powerful forces at their disposal…

Ключевые слова: блогер, гаджеты, речевое развитие, дошкольное воспитание, методы развития речи.

Keywords: blogger, gadgets, speech development, preschool education, methods of speech development.

  Наблюдая за детьми можно заметь, что традиционные методы развития речи, такие как, речевые упражнения, дидактические и словесные игры, рассматривание картины, составление описательного рассказа по картинке, пересказ художественного произведения не вызывают у детей былой активности, современным детям неинтересны традиционные формы обучения: занятия, игры, наблюдения, экскурсии, прогулки. А вот что повышенный интерес у детей  вызывают различные гаджеты, компьютерные технологии и социальные сети, ни  для кого не секрет. Многие дошкольники регулярно записывают видеоролики о семейных буднях, где делятся впечатлениями со своими друзьями.

Работая в детском саду, где приоритетным направлением является, развитие  речи,  наши педагоги находится в постоянном поиске новых и интересных способов  овладения детьми связной  речью. Применение культурной практики «Юный блогер» позволило  нам усилить  стремление дошкольников к развитию связной речи, к  самостоятельности,  умению высказываться и рассуждать.

 Работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению связной речи, умению строить диалог, а также развивает культуру общения и речи. Культурная практика «Юный блогер» способствует умению связно повествовать (составлять описательный и повествовательный рассказ), пользоваться различными типами предложений.

 Помимо коммуникативных задач решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка.                                                

Культурная практика  позволяет решать  многие  педагогические  задачи, которые касаются не только формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Дети становятся уверенными в себе и в своих способностях. Что же такое блог и кто такой блогер?

Блог-веб-сайт, основное содержание которого-регулярно добавляемые человеком записи, содержащие текст, изображения и мультимедиа.

Блогер- любой человек, ведущий свой собственный дневник в электронном виде, который он сам и администрирует.

Блог, как речевой жанр интернет- коммуникации, в настоящее время используется довольно активно. Поэтому возникла идея изменить подход к  работе с детьми. Так появился проект «Юные блогеры » - где мы с детьми записываем  видеоролики о жизни и мероприятиях проходящих в детском саду и размещаем их в блогах на сайте детского сада и социальных сетях.

За основу проекта мы взяли обучение детей старше дошкольного возраста создавать качественный, информативный контент о жизни детского сада ; развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала ребёнка, как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, педагогами, родителями и гостями детского сада посредством детской игры .

На первый взгляд, работа с детьми в рамках проекта может показаться развлечением. Однако такой формат обучения позволяет педагогам решать разные задачи познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей.

Целью нашего проекта мы поставили: формирование творческой , социально активной личности владеющей навыками социально-коммуникативного взаимодействия.

Ключевые задачи проекта:                                                                                                                1. Овладение связной диалогической и монологической речью через создание видеороликов.                                                                                                              2.  Организация инновационной образовательной деятельности с детьми, педагогами и родителями.                                                                                                               3. Развитие творческого потенциала детей, ораторского искусства, социальной компетенции, стимулирование познавательной мотивации.                                                                                                              4. Обеспечение дифференцированного подхода к каждому ребенку.                                  5. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессией блогер.  6.Формирование положительных эмоций от общего, творческого дела.                          7. Укрепление системы взаимодействия «Детский сад - родители-дети».

Участники  проекта - дети подготовительной группы; воспитатели и родители.

Предполагаемые результаты:

  1. Сформированное представление о профессии блогер.

2.Высокий уровень развития связной диалогической и монологической речи, как обязательной составляющей успешного общения.

3.Вовлеченность родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.

4.Открытие талантов детей.

Этапы работы над проектом:

На подготовительном этапе :

- составилен тематический план видеороликов по итогам совместных обсуждений и бесед с родителями дошкольников;

- подготовка наглядного, демонстрационного материала;

- подобраны атрибуты, игры для самостоятельной игровой деятельности;

- подобран материал для продуктивной деятельности;

- составилен план мероприятий;

-подготовлены конспекты  образовательной деятельности.

На основном этапе приступили к реализации основных задач:

- Наблюдение за событиями, происходящими в детском саду.

- Просмотр  видеороликов  блогеров- детей дошкольного возраста.

- Бесед на тему «Юные блогеры».

- Знакомство  детей с профессиями, связанными с блогерством (журналист, репортер и т.д.) Рассказали о том, что блогер должен иметь красивую, правильную речь, а для этого необходимо ее развивать.

Ребята учились,  составляли описательные и повествовательные рассказы, заучивали скороговорки, выполняли различные речевые гимнастики. Познакомились с понятиями: дикция, темп речи, тембр голоса, со способами и манерой подачи информации в кадре (артикуляцией, мимикой, жестикуляцией), с приемом интервьюирования. Поработали над словарем, активизировали речь детей словами: видео, ролик, блогер- сценарист , режиссер. Способствовали расширению и уточнению знаний детей, побуждая детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, стремиться к речевому общению между собой.  Рисовали рисунки на тему: «Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей», делали аппликацию «Моя любимая телепередача», лепили  «Орудия труда маленького блогера».    

Развивая потребность в творческой деятельности, развивали творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках. Способствовали тому, чтобы дети фантазировали и воплощали в реальности свои фантазии, оценивали свою деятельность. Закрепляли навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Играли в сюжетно-ролевые игры  «Маленький блогер», «Моя видеокамера» , для того чтобы помочь усвоить правила поведения в той или иной ситуации.

На этапе работы с родителями :        

1.  Разместили информацию в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

2. Предоставили справочную информацию по тематике бесед и занятий с детьми.

3. Предложили родителям принять участие в конкурсе «Семейный видеоролик».

Родители с удовольствием откликнулись на просьбу воспитателей, тем самым   удовлетворили потребность детей в познании, помогли  детям освоить знания о том как снимать видеоролики.

На итоговом этапе - мы начали составлять с детьми короткие рассказы, опираясь на шаблон. Для того, чтобы научить детей правильно вести свой рассказ и не терять нить повествования, мы разработали схему- алгоритм ведения блога. И приступили к записи рассказов детей на видео. У ребят не сразу получалось работать перед камерой. Благодаря проделанной работе по снятию эмоционального напряжения, ребята научились справляться со своим волнением.

Записанные видеоролики были отредактированы и мы их разместили на различных интернет ресурсах.  Видеоролики юных блогеров  педагоги используют в деятельности с детьми, на совместных мероприятиях с родителями.

На заключительном этапе, можно сказать, что в детском саду есть  «Юные блогеры», которые регулярно освещают самые яркие и интересные события детского сада и размещают их на страницах в социальных сетях.

При проведении мониторинга мы отметили положительную динамику в развитии связной речи дошкольников.

Подводя итог, можно отметить, что детское блогерство, как новый вид деятельности, вызывает у дошкольников большой интерес, а также способствует:

-развитию связной монологической и диалогической речи;

-преодолению робости, стеснительности, повышению самооценки;

-развитию коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками;

-повышению познавательного интереса;

-развитию творческих способностей;

-активному внедрению в образовательный процесс современных технологий.

Список литературы

  1. Агафонина Г., Уроки развития речи: Москва, 2001 –175 с.

2.Богданова М., Школа контента. -Альпина Паблишер, 2019 –256 с.

3.Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] -Ярославль: Академия развития, 2011 -240 с.

4.Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр //

Дошкольное воспитание. -2009 -No 1 -С.19.

5.Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 2008 -28 с.

6.Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию

Творческой активности дошкольников. -СПб.: Детство-пресс,2009. -160 с.

7.Соколовский А., Ограбление Instagram. Минимум бюджета, максимум прибыли. –Бомбора, 2019 –34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

В презентации подробно представлено  использование  интерактивных технологий  как средства развития  связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....

Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема:  "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....

Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема за­нимает видное место в исследованиях.Изучение развития связной речи по...

Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...