Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Лексические упражнения. Волшебница-вода»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ковалёва Ангелина Владимировна

Программное содержание:

  1. Активизировать словарь детей по теме «Вода (существительные: океан, фильтр, источник; прилагательные: прозрачная, солёная, проточная; глаголы: беречь).
  2. Упражнять в подборе определений, синонимов и антонимов, составлении распространённых предложений.
  3. Развивать умение точно характеризовать предмет, строить предложения с причинно-следственными связями.
  4. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование:

  • Иллюстрации с изображением моря, реки, озера.
  • Стакан с чистой водой, стакан с мутной водой.
  • Соль, сахар.
  • Ложки, прозрачные стаканы для экспериментов.
  • Камни, песок (для эксперимента).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_uprazhnenie_voda.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Лексические упражнения. Волшебница-вода»

Программное содержание:

  1. Активизировать словарь детей по теме «Вода (существительные: океан, фильтр, источник; прилагательные: прозрачная, солёная, проточная; глаголы: беречь).
  2. Упражнять в подборе определений, синонимов и антонимов, составлении распространённых предложений.
  3. Развивать умение точно характеризовать предмет, строить предложения с причинно-следственными связями.
  4. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование:

  • Иллюстрации с изображением моря, реки, озера.
  • Стакан с чистой водой, стакан с мутной водой.
  • Соль, сахар.
  • Ложки, прозрачные стаканы для экспериментов.
  • Камни, песок (для эксперимента).

Ход занятия

1. Вводная часть. Организационно-мотивационный момент (5 минут)

  • Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Сегодня у нас необычное занятие! Отгадайте загадку: «В морях и реках обитает, Но по небу не летает. Начинается на «В», Без неё мы есть не в силах!» (Вода)
  • Дети: Вода!
  • Воспитатель: Правильно! Сегодня мы будем говорить о воде, о том, какая она волшебная, будем учиться красиво и точно описывать её, подбирать нужные слова. Посмотрите, у меня есть два стакана. В одном вода чистая, а в другом? (Показывает стаканы с водой).
  • Дети: Грязная, мутная.
  • Воспитатель: Сегодня мы узнаем, что делает воду такой особенной.
  • Деятельность детей: Отгадывают загадку, рассматривают воду, настраиваются на занятие.

2. Основная часть (25 минут)

  • Лексическое упражнение «Опиши море» (5 минут)
  • Воспитатель: Посмотрите на эти иллюстрации (показывает иллюстрации с изображением моря). Что на них изображено?
  • Дети: Море!
  • Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?». Подберите как можно больше слов-признаков к слову «море».
  • Море какое? (Глубокое, синее, бурное, тёплое, солёное, бескрайнее, тихое, спокойное, освежающее, лазурное, безбрежное)
  • Воспитатель: А теперь подберите слова-действия:
  • Что делает море? (Шумит, волнуется, плещется, бушует, сверкает, успокаивает, кормит, дарит, зовет, уносит).
  • Воспитатель: Молодцы! А теперь составьте предложение о море, используя эти слова.
  • Пример: «В солнечный день ласковое море тихо плещется о берег».
  • Деятельность детей: Подбирают определения и глаголы к слову "море", составляют распространённые предложения.
  • Эксперименты с водой (7 минут)
  • Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему воду называют волшебницей? Сейчас мы с вами это и узнаем. У нас на столах есть стаканы с водой. Давайте попробуем добавить в один стакан соль, а в другой сахар и посмотрим, что произойдет. (Раздает стаканы и соль с сахаром).
  • Дети: Добавляют соль и сахар в стаканы с водой и перемешивают ложками.
  • Воспитатель: Что вы видите? Что произошло?
  • Дети: Соль и сахар растворились в воде!
  • Воспитатель: Правильно! Вода обладает волшебным свойством - она может растворять в себе разные вещества. Теперь давайте попробуем положить в стакан с водой камушки и песок. Что произойдет?
  • Дети: Кладут камушки и песок в стакан с водой.
  • Воспитатель: Растворились ли камушки и песок?
  • Дети: Нет!
  • Воспитатель: Все верно! Вода не может растворить все вещества. Поэтому важно беречь воду от загрязнений!
  • Вода прозрачная чистая без вкуса и запаха, вода растворитель, можно провести опыты с добавлением разных ингридиентов и пронаблюдать что станет с водой
  • Беседа воспитателя о бережном отношении к воде (5 минут)
  • Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему воду называют «волшебницей»? (Она нужна всему живому).
  • Воспитатель: А всегда ли у людей есть чистая вода? (Нет, во многих странах её не хватает).
  • Воспитатель: Почему воду нужно беречь?
  • Без воды не могут жить люди, животные, растения.
  • Чистой воды на Земле совсем немного — меньше, чем солёной.
  • Если мы будем тратить воду зря, её может не хватить всем.
  • Воспитатель: Как мы можем беречь воду? (Показывает картинки-подсказки):
  1. Закрывать кран, когда чистим зубы или намыливаем руки.
  2. Быстро чинить протекающие краны.
  3. Мыть посуду в миске, а не под струёй воды.
  4. Рассказывать друзьям и родным, как важно экономить воду.
  • Воспитатель: Что будет, если мы не будем беречь воду?
  • Реки и озёра обмелеют.
  • Растения засохнут, животные погибнут.
  • Людям будет нечего пить.
  • Деятельность детей: Слушают, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
  • Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (5 минут)
  • Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо». Я буду говорить предложение, а вы исправляйте его, если оно неправильное.
  1. Воду нужно расходовать зря. (Нет, воду нужно беречь!).
  2. Грязная вода полезна для рыб. (Нет, рыбы в чистой воде живут).
  3. Если кран течёт, его нужно закрыть. (Да, чтобы вода не утекала).
  • Воспитатель: А теперь придумайте свои предложения о воде, используя слова «потому что».
  • Пример: «Воду нужно беречь, потому что без неё не могут жить растения, животные и люди».
  • Деятельность детей: Исправляют ошибки, составляют сложные предложения с причинно-следственной связью.
  • Физкультминутка «Ручеёк» (3 минуты)
  • Воспитатель: Представим, что мы капельки! Капля раз, капля два, (прыжки на месте) Капли медленно сперва. А потом быстрей, быстрей, (ускоряют движения) Ручеёк бежит скорей! (бег на месте)
  • Деятельность детей: Выполняют движения по тексту.

3. Заключительная часть. Рефлексия (5 минут)

  • Воспитатель: Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? (Говорили о воде, подбирали слова, проводили эксперименты)
  • Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
  • Воспитатель: Закончите предложения:
  • «Сегодня я узнал, что вода бывает…»
  • «Теперь я буду…» (беречь воду, говорить красиво о природе).
  • Деятельность детей: Делятся впечатлениями, завершают предложения.

Итог:

Занятие способствовало активизации словаря, развитию умения точно характеризовать предметы, строить грамматически правильные предложения и формировать бережное отношение к водным ресурсам. Эксперименты повысили познавательный интерес к теме.

Дидактическое упражнение «Сокровища морского словаря»

Цель: Выявить и активизировать словарный запас детей по теме «Море» через ответы на вопросы Кто? Что? Какой? Что делает?

Ход упражнения:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – не по морю, а в мир слов! Я хочу выяснить, какой у вас богатый и красивый словарный запас. Давайте вместе вспомним все возможные слова, которые живут в теме "Море". А помогут нам в этом наши верные помощники – вопросы.

(Воспитатель рисует на доске таблицу с четырьмя колонками, можно с символами-подсказками)

Кто? (Живое)

Что? (Предмет, явление)

Какой? (Признак)

Что делает? (Действие)

...здесь будут слова детей...

...здесь будут слова детей...

...здесь будут слова детей...

...здесь будут слова детей...

1. ЭТАП: «КТО живёт в море?»

Воспитатель: «Давайте начнём с самых главных обитателей. КТО это живёт в морских глубинах и плавает в воде? Кого мы можем там встретить?»

  • Дети предлагают: кит, дельфин, акула, осьминог, медуза, морской конёк, краб, морская звезда, рыба (камбала, скат, рыба-клоун), морж, тюлень, чайка, альбатрос, кальмар.
  • Воспитатель активизирует мысль: «А кто ещё? Кто ползает по дну? А кто летает над волнами?»

2. ЭТАП: «ЧТО есть в море?»

Воспитатель: «Прекрасно! А теперь давайте подумаем, ЧТО ещё, кроме живых существ, есть в море? Какие предметы, явления?»

  • Дети предлагают: волна, корабль, лодка, парус, остров, скала, водоросли, песок, ракушки, галька, жемчуг, солнце, луна, шторм, штиль, бриз, дно, берег, маяк, якорь.
  • Воспитатель уточняет: «А какие природные явления бывают на море? А что создал человек?»

3. ЭТАП: «КАКОЕ оно, море?»

Воспитатель: «Молодцы! Столько всего назвали! А теперь давайте опишем море. КАКОЕ оно бывает? Давайте подберём слова-признаки».

  • Дети предлагают: синее, глубокое, солёное, тёплое, холодное, бурное, спокойное, прозрачное, мутное, бескрайнее, огромное, ласковое, грозное, красивое, таинственное, бездонное.
  • Воспитатель помогает: «А какое оно на рассвете? (розовое, золотое). А во время шторма? (тёмное, свинцовое, серое)».

4. ЭТАП: «ЧТО ДЕЛАЕТ море?»

Воспитатель: «Наше море оживает! Давайте подумаем, а ЧТО ДЕЛАЕТ море? Какие действия, что происходит с ним и в нём?»

  • Дети предлагают: шумит, волнуется, плещется, бушует, штормит, сверкает, отражает (солнце), спит, шуршит (галькой), накатывает (волны), уходит (отлив), приходит (прилив), бороздят (корабли), плавают (рыбы), ныряют (ныряльщики), светит (солнце над морем).
  • Воспитатель стимулирует: «А что делают волны? (бьются, разбиваются). А что делает корабль? (плывёт, качается)».

5. ЭТАП: Итог и рефлексия (словесная игра «Морской узелок»)

Воспитатель: «Посмотрите, какой богатый у нас получился словарь! Вы знаете очень много красивых и точных слов. Давайте поиграем. Я бросаю вам мяч и говорю слово, а вы должны быстро определить, на какой вопрос оно отвечает – Кто? Что? Какой? Что делает?»

  • Воспитатель: «Волна!» -> Ребёнок, ловя мяч: «Что?».
  • Воспитатель: «Синее!» -> Ребёнок: «Какой?».
  • Воспитатель: «Дельфин!» -> Ребёнок: «Кто?».
  • Воспитатель: «Плещется!» -> Ребёнок: «Что делает?».

Воспитатель (заключительное слово): «Я очень рада, что ваш словарный запас такой богатый! Вы смогли назвать столько слов, и это значит, что вы внимательные и любознательные. Теперь мы сможем составлять очень красивые рассказы о море!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах» Программное содержание: - закрепить представление детей о книжной граф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста

тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ(на примере работы со словом-доминантой «Печь») ...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема занятия: «Коли хорош, не хвастай: тебя и так заметят»

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: игра «Путешествие в Страну Правильной Речи»

Образовательная  область: речевое развитиеЦель: обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1.     Закрепить и обобщить знания детей...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в Страну Красивой Речи»

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)Форма проведения: игровая ситуация, путешествие. Цель: Развитие связной, грамматически правильной речи детей через активизацию словаря и совершенствов...