Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование "Использование развивающих игр и современного дидактического материала в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Цель работы:

    воспитание юного петербуржца;

    развитие познавательно-творческих способностей детей.

     

    Задачи:

    1. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.

    2. Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.

    3. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.

    4. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.

    5. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

    6. Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Воспитание юного петербуржца77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование «Использование развивающих игр и современного дидактического материала в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом»

    Цель работы:

    воспитание юного петербуржца;

    развитие познавательно-творческих способностей детей.

    Задачи:

    1. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.

    2. Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.

    3. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.

    4. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.

    5. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

    6. Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.

    Возрастная группа детей: 6 - 7 лет

    Воспитатель: Калинова Ирина Николаевна, ГБДОУ детский сад № 17 Кировского района города Санкт-Петербурга

    Этап

    работы

    Продолжительность

    Задачи, которые решаются

    на протяжении этапа

    Методы и приёмы, с помощью которых решаются поставленные задачи

    Средства, примеры

    I – Вводный

    «Люблю тебя, Петра творенье!»

    1 месяц

    Сентябрь

    1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.

    2. Способствовать формиро-ванию эмоционального отношения к родному городу и горожанам.

    3. Обогатить словарный запас детей: горожанин, петербуржец, культура, вежливость, гостеприимство.

    4. Совершенствовать воображение и творческое мышление детей.

    5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.

    Методы: наглядный, словесный, игровой.

    Приёмы: художественное слово, рассматривание, показ способа действия.

    Формы: беседа, чтение и обсуждение литературного произведения, рассматривание и обсуждение иллюстраций, развивающие и дидактические игры.

    Сентябрь

    * Слушание аудиозаписи песен о Санкт-Петербурге (Ленинграде).

    * Чтение и заучивание наизусть стихотворений о родном городе.

    * Чтение книги Л.К. Ермалаевой и И.М. Лебедевой «Чудесный город».

    * Презентация «Люблю тебя, Петра творенье!».

    * Игры Б. Никитина «Разные дома».

    II – Основной

    «Знай и люби свой город»

    7 месяцев

    Октябрь

    1. Развивать познавательный интерес к изучению архитек-турных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.

    2. Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

    3. Обогатить словарный запас детей: остров, кре-пость, куртины, бастионы, собор, колокольня, куранты, ботик, ботный домик, архитектор.

    4. Совершенствовать внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

    5. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

    Познакомить детей с происхождением названия «Заячий остров», с началом строительства крепости.

    6. Развивать пространствен-ное мышление, умение согласовывать свои действия, сравнивать с образцом, пользоваться схемами.

    Показать детям отличитель-ные признаки крепости.

    7. Побуждать родителей знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

    Ноябрь

    1. Продолжать развивать познавательный интерес к истории первых построек города на примере Домика Петра I.

    2. Поддерживать интерес детей к художественной литературе.

    3. Обогатить словарный запас детей: набережная, черепица, лунное стекло, лодка-верейка, дом в футляре, бюст, артиллерист.

    4. Упражнять детей в умении составлять разные домики из имеющихся фигур по образ-цу и замыслу.

    5. Развивать творческое и конструктивное мышление.

    6. Закрепить знания детей о значении цвета в палочках Кюизенера (соответствие определённому числу и цифре).

    7. Побуждать родителей знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

    Декабрь

    1. Обогащать представления детей об архитектурном сооружении «Адмиралтей-ство», его назначении и главном символе – кораблике.

    2. Развивать способности устанавливать связи между художественным убранством и назначением сооружения.

    3. Развивать воображение детей за счёт воссоздания истории строительства первых русских кораблей для военного флота.

    4. Активизировать познавательную активность детей путём включения в проблемные ситуации.

    5. Обогатить словарный запас детей: адмирал, владыка на море, «Адмиралтейство», здание, фасад, колонны, скульптуры, шпиль, символ, парусник.

    6. Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.

    7. Совершенствовать развитие тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.

    8. Учить ориентироваться на клетчатой бумаге, закрепить представление о внешнем виде Адмиралтейства и символе города – кораблике.

    Январь

    1. Развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность узнать новое из истории города.

    2. Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и чувство сопереживания жителям блокадного Ленинграда.

    3. Развивать музыкальный вкус, чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

    4.Воспитывать чувство гордости за великое прошлое жителей города, в котором живёшь.

    5. Обогатить словарный запас детей: блокада, голод, обстрел, снаряды, зажигалки, «Дорога жизни».

    6. Развивать у детей произвольность, концентри-рованность внимания, совершенствовать память, элементы логического и пространственного мышления, творческого воображения.

    7. Продолжить знакомить с физическими свойствами квадрата: прозрачность и гибкость.

    8. Учить ориентироваться на клетчатой бумаге, упражнять в рисовании контуров.

    9. Побуждать родителей знакомить детей с памятни-ками, посвящёнными блокадному Ленинграду.

    Февраль

    1. Обогащать представления детей об архитектуре Санкт-Петербурга на примере зда-ний первого проспекта горо-да (Невского проспекта).

    2. Развивать эстетическое восприятие исторических зданий и их окрестностей.

    3. Развивать способности устанавливать связи между художественным убранством здания и его назначением.

    4. Обогатить словарный запас детей: «першпектива»,

    проспект, монастырь, Александр Невский, собор, Гостиный двор, памятник, музей.

    5. Развивать монологичес-кую речь детей.

    6. Совершенствовать аналитические способности, умение мысленно составлять целостный образ предмета из частей и соотносить его с существующей моделью.

    7. Развивать внимание и его свойства: объём, концентри-рованность, произвольность, тренировать словесно-логическую слуховую и зрительную память.

    Март

    1. Познакомить с ансамблем

    Дворцовой площади.

    2. Развивать способности устанавливать связи между художественным убранством и назначением сооружения.

    3. Обогатить словарный запас детей: ансамбль, пло-щадь, главный штаб, арка, колесница, богиня Славы, римские воины, столп, дво-рец, музей.

    4. Совершенствовать логическое и творческое мышление детей.

    5. Совершенствовать умения понимать пространственные характеристики, сортировать предметы по цвету и прост-ранственному расположе-нию, конструировать по образцу и замыслу.

    6. Формировать у детей волевые усилия при выпол-нении заданий, закрепить знание букв, умение сливать их в слоги и слова.

    7. Учить ориентироваться на клетчатой бумаге.

    8. Побуждать родителей знакомить детей с красотой и историей родного города.

    Апрель

    1. Обогащать представления детей о функциональном назначении и архитектурно-скульптурном убранстве Стрелки Васильевского острова.

    2. Развивать способности устанавливать связи между декоративным убранством и назначением скульптуры.

    3. Активизировать познавательную активность детей путём включения в проблемные ситуации.

    4. Развивать умения отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

    5. Обогатить словарный запас детей: остров, «стрелка», порт, биржа, таможня, «Нептун», пакгауз, маяк, ростры, якорь, ростральные колонны.

    6. Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь, осущесвлять интеллектуаль-но-творческое развитие детей, психологическую, подготовку их к школе.

    Методы: наглядный, словесный, игровой.

    Приёмы: художественное слово, рассматривание, показ способа действия.

    Формы: беседа, чтение и обсуждение литературного произведения, рассматривание и обсуждение иллюстраций, развивающие и дидактические игры.

    Октябрь

    * Презентация «Петропавловская крепость».

    * Чтение рассказа «Крепость или «Точно как из пушки» из книги А Смирновой и

    В. Пянкевича «Как найти счастье на улице».

    * Заучивание наизусть стихотворения «Петропавло-вский шпиль».

    * Лабиринт «Помоги художнику попасть в Петропавловскую крепость.

    * Разгадывание ребусов: «Заячий остров», «Собор», «Пушка», «Музей».

    * «Танграм» - «Зайчик» 2 сп.

    * Игры В. Воскобовича – «Прозрачный квадрат» («Топорик ОП-ОП»),

    «Чудо-крестики» («Строим крепость»),

    «Геоконт» («Многоугольни-ки»), «Чудо-соты» («Шестиугольник»).

    * Игры Б. Никитина «Сложи узор» («Пушка»), «Кубики для всех» («Крепостная стена – куртина»).

    * Автобусная экскурсия в Петропавловскую крепость.

    Ноябрь

    * Чтение рассказа «Дворец в футляре…» из книги

    А Смирновой и В. Пянкеви-ча «Как найти счастье на улице».

    * Рассматривание иллюстраций к книге «Домик Петра».

    * «Танграм» - «Домик».

    * Игры В. Воскобовича – «Прозрачный квадрат» («Домик ДО»), «Квадрат Воскобовича (2-х цветный)» («Лодочка», «Маленький дом»), «Прозрачная цифра» («Сложи цифры – номер дома»).

    * Блоки Дьенеша «Построй дом».

    * Палочки Кюизенера «Построй домик» (по образцу – сложи в соответствии с цифрой).

    * Автобусная экскурсия в Домик Петра.

    Декабрь

    * Презентация «Адмиралтейство. Тайны адмиралтейского кораблика»

    * Легенда о «Маленьком кораблике».

    * Чтение рассказа «Власти-тели моря или кем были прапрадедушки» из книги

    А Смирновой и В. Пянкеви-ча «Как найти счастье на улице».

    * Заучивание наизусть стихотворения «Кораблик Адмиралтейства».

    * Разгадывание ребусов: «Символ»

    * Д/и «Собери главное здание Адмиралтейство», «Угадай по описанию».

    * «Танграм» - «Кораблик».

    * Игры В. Воскобовича – «Квадрат Воскобовича» («Кораблик»), «Геоконт» («Парусники»).

    * Игры Б. Никитина

    «Сложи узор» («Пушка», «Кораблик»), «Кубики для всех» («Крепостная стена»).

    * Палочки Кюизенера («Придумай свой парусник»)

    * «Срисовывание предметов по точкам», «Контур в зеркальном отображении: дорисуй кораблик, дорисуй здание Адмиралтейства»

    (программа К. Шевелёва).

    Январь

    * Презентация «Мы помним, мы гордимся!»

    * Презентация «Памятники обороны Ленинграда»

    * Чтение рассказов из книги «900 дней мужества»

    * Заучивание наизусть стихотворений о блокаде: «Поэзия блокадного Ленинграда».

    * Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.

    * Слушание классической музыки: 7-я симфония Д.Шостаковича («Ленинградская»)

    * Игры Б. Никитина

    «Сложи узор» («Медаль»).

    * Игры В. Воскобовича –

    «Прозрачный квадрат» («Свечка ВЕЧ», «Самолётик ТИК»), «Квадрат Воскобовича» («Конверт», «Самолёт», «Звезда»), «Чудо-крестики» («Строим новые дома» - по замыслу).

    * Палочки Кюизенера – «Кростики» («Военная техника»)

    * Блоки Дьенеша – «Лабиринт» («Доставка продовольствия в блокадный город»).

    * «Монгольская игра» - «Цветок жизни».

    * «Рисование контуров: танк, самолёт, корабль, трамвай»

    (программа К. Шевелёва).

    * Автобусная экскурсия «По местам памяти. Блокада Ленинграда.».

    Февраль

    * Презентация «Прогулка по Невскому проспекту»

    * Заучивание наизусть стихотворения «Ночью на Невском».

    * Составление рассказов из опыта: «Когда я был на Невском проспекте», «На Невском вечером», «На Невском в праздничные дни».

    * Д/и «Сложи и узнай», «Найди лишнее», «Отгадай слово».

    * Разгадывание кроссворда: «Музеи»

    * Игры Б. Никитина

    «Сложи узор» («Фонари»).

    * Игры В. Воскобовича –

    «Цифра-Домино» («Собери цифру», подумай, что связано с этими цифрами).

    * Палочки Кюизенера – «Кростики» («Транспорт»)

    * Блоки Дьенеша – «Транспорт».

    * «Монгольская игра», «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Сфинкс» - «Громады стройные теснятся…».

    Март

    * Презентация «Дворцовая площадь»

    * Чтение рассказа «Дворцовая площадь» из книги Н.А. Гурьевой «Детям о Санкт-Петербурге».

    * Д/и «Сложи и узнай», «Продолжи ряд», «Собери Александровскую колонну».

    * Игры Б. Никитина

    «Сложи узор» («Паркет»).

    * Игры В. Воскобовича –

    «Игровизор. Лабиринты букв» (Слова: площадь, дворец, колонна, столп, музей)

    «Геометрик» («Коврики»)

    * Палочки Кюизенера – «Кростики» («Цветные коврики»)

    * Блоки Дьенеша – «Дворец. Колонна».

    * «Монгольская игра» - «Разные колонны».

    * «Простейшие контуры», «Найди дорогу в музей»

    (ориентировка на клетчатой бумаге).

    Апрель

    * Презентация «Стрелка Васильевского острова».

    * Чтение рассказа «Стрелка Васильевского острова» из книги Н.А. Гурьевой «Детям о Санкт-Петербурге».

    * Игры Б. Никитина

    «Сложи узор» («Маяк»).

    * Игры В. Воскобовича –

    «Прозрачный квадрат» («Парусник АРУС»).

    * Палочки Кюизенера – «Строим Биржу»

    * Блоки Дьенеша – «Баржи на Неве».

    * «Монгольская игра», «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Сфинкс» - «Ростральная колонна», «Кораблик».

    * «Рисование контуров: биржа, корабли на Неве, ростральная колонна»

    (программа К. Шевелёва).

    III – Заключительный

    «Я много знаю и многое умею»

    1 месяц

    1. Закрепить представления детей о родном городе.

    2. Способствовать формиро-ванию эмоционального отношения к родному городу.

    3. Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни.

    4. Продолжить развивать композиционные умения, учить располагать изображе-ние по всему листу.

    Закрепить разные техники в изобразительной деятельности.

    5. Способствовать индиви-дуальному самовыражению детей в игре, процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.

    6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

    7. Побуждать родителей знакомить детей с красотой и историей родного города.

    Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.

    Приёмы: художественное слово, рассматривание, показ предметов, образца, способа действия.

    Формы: беседа, развивающие и дидактичес-кие игры, самостоятельная изобразительная деятельность.

    * Викторина «Знай и люби свой город»

    * Вечер досуга «Прогулка по Петербургу, используя развивающие игры»

    * Выставка творческих работ детей «Люблю тебя, Петра творенье!»

    * Экскурсии детей и родителей в музеи Санкт-Петербурга.

    * Совместное составление рассказов детей и родителей о понравившемся музее, оформление книжек-малышек и презентаций.

    * Рассказывание о музее или памятнике Санкт-Петербур-га для детей в группе, используя свои книжки-малышки и презентации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...

    учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....

    Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....

    Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.

    В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобран...

    Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    Санкт-Петербург — город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Этот город обладает особой притягательной силой. Откуда бы вы ни приехали и каким бы с...