Региональный компонент
календарно-тематическое планирование на тему
Региональный компонент нашего детского сада посвящен истории Дергачевского района, Саратова, Саратовской области, нашей столице-Москве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
2.3. Региональный компонент
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Национально-региональный компонентПримерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Дергачевским районом.
Цели: Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностяхнашей страны, района и области, знакомство с традициями, праздниками, бытом народов, проживающих на территории города Саратова, района и села.
Тема | Программное содержание | Предварительная работа | Материалы | |||||||||
Россия - Родина моя | ||||||||||||
СЕ Н Т Я Б Р Ь | Наша Родина- Россия | Формировать простейшие географические представления о своей стране, о её красоте и богатстве. Воспитывать у детей любовь к своей родине, национальную гордость. Развивать познавательные интересы. | Рассматривание репродукций пейзажных картин русских художников, чтение стихотворений о Родине | Конспект занятия «С чего начинается Родина» Географическая карта | ||||||||
Государственная символика России | Познакомить с элементарными сведениями истории происхождения Государственного герба, флага и гимна нашей страны.Сформировать начальные представления о символическом значении изображений на гербе, цветов на флаге России. Развивать образное мышление и эстетическое восприятие. Воспитывать патриотизм, | Рассматривание символики РФ | Иллюстрации герба, флага, запись гимна, конспект занятия «Российская символика» Е.К Ривина | |||||||||
Столица нашей Родины - Москва | Расширить знания детей об истории нашей страны, закрепить знания детей о Москве (символика, место положения на карте, достопримечательности) Воспитывать чувство любви к столице нашей Родины | Рассматривание иллюстраций о Москве. Беседы с детьми. Чтение стихов о Москве. Слушание песни О Газманова «Москва» Заучивание стихов о Москве | конспект занятия «С чего начинается Родина?» стр.102, карта России, герб Москвы, иллюстрации достопримечательностей Москвы, запись боя курантов. | |||||||||
Интегрированное занятие «Москва златоглавая» | Обобщить и закрепить знания детей о столице нашей Родины, | Рисование флага РФ | Макет флага РФ | |||||||||
Край Саратовский | ||||||||||||
ОКТЯБРЬ | Саратов- областной город | Продолжать знакомить с родным краем, начать знакомить с городами саратовской области, с достопримечательностями и историей города Саратова. Дать представление о местонахождения города на карте России. Закреплять навыки работы с географической картой. | Рассматривание иллюстраций в книге «Саратовская область» | Фотоэксскурсия по Саратову (на компьютере) Стихи о Саратове | ||||||||
Символика Саратовской области | Познакомить с символикой Саратовской области. Развивать интерес и любовь к родному краю. | Рассматривание Флага и герба Саратова | Иллюстрация флага и герба Саратова | |||||||||
« О, Волга- колыбель моя» | Расширить знания детей о больших и малых реках Саратовской области Развивать любознательность, расширять кругозор. Воспитывать интерес к морским и речным профессиям | Рассматривание карты «Реки Саратовской области» | Слушание песни Л. Зыкиной «Издалека долго, течет река Волга» | |||||||||
Заповедные уголки Саратовской области. (игра – путешествие) | Обобщать и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах родного края. Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций. Воспитывать умение видеть красоту природы, формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины. | Беседы об охраняемых растениях и животных нашего края. Рассматривание карты Саратовской области. | Рассматривание фотографий и иллюстраций заповедных мест Саратовской области Карта саратовской области | |||||||||
НОЯБРЬ | Красная книга Саратовской области | Развивать познавательный интерес к флоре и фауне родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседы об охраняемых растениях и животных нашего края. Рассматривание карты Саратовской области. | Красная книга | ||||||||
Историческое прошлое Саратова | Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения. | Экскурсия к памятнику героям- землякам в деревне. Выставка детского творчества | Фотографии ветеранов. | |||||||||
Саратовские писатели и художники поэты - детям | Развивать интерес к художественной литературе. Развивать интерес к эстетической стороне окружающей действительности Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Приобщение к изобразительному искусству. | Чтение стихов и сказок поэтов и писателей Саратова. Рассматривание иллюстраций саратовских художников | Хрестоматия «Саратовские писатели-детям» Иллюстрации В.Э. Борисова-Мусатова, К.С. Петрова-Водкина | |||||||||
Интегрированное занятие «Край наш саратовский» | Обобщить знания детей о флоре и фауне Саратовской области, закрепить знания детей о национальном женском костюме, кружевоплетении; совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о предметах народного быта, закрепить знание русских пословиц и поговорок. Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивое внимание; обогащать словарь детей. Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду жителей. | Рассматривание народного костюма Саратовской области, знакомство с малыми фольклорными формами и народными играми Саратовской области. Знакомство с народными праздниками. | Предметы домашнего обихода: туесок, вышивка, ухват, кочерга и т. д. Иллюстрации костюмов народов Саратовской области | |||||||||
Мой край – поселок Дергачи. | ||||||||||||
ДЕКАБРЬ | Мой край – поселок Дергачи. | Познакомить с п.Дергачи как районным центром Дергачевского района. Уточнить и расширить знания о достопримечательностях поселка. Воспитывать чувство гордости за родной край, желание знать его историю. | Рассматривание буклетов, фотографий поселка Дергачи | Фотографии административ-ных зданий, карта Дергачевскогорайона. | ||||||||
Символика Дергачей | Познакомить с символикой Дергачей Развивать интерес и любовь к родному краю. | Рассматривание Флага и герба Дергачей | Иллюстрация флага и герба Дергачей | |||||||||
Занятия населения Дергачевско го района | Познакомить с основными предприятиями Дергачевского района, с трудом людей в производстве Воспитывать уважение к людям разных профессий. | Беседы с детьми о предприятиях и учреждениях Дергаческого района | Иллюстрации профессий | |||||||||
Культура района | Познакомить с культурным достоянием района, с очагом культуры райцентра- библиотека, музыкальная школа, дом детского творчества и т.д. Закреплять представления о традициях русского народа. Воспитывать интерес и уважительное отношение к славянской культуре. Знакомство с основами праздничной культуры. Продолжать знакомить с традициями празднования нового года в России. | Народные игры, хороводы, беседа о предстоящем празднике | Выставка детского творчества | |||||||||
ЯНВАРЬ | Животный и растительный мир Дергачей | Развивать познавательный интерес к флоре и фауне родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы | Беседа о животном и растительном мире Дергачевского района | Фотографии растений и животных, обитающих в Дергачевском районе | ||||||||
Достопримечательности Дергачей | Познакомить с основными достопримечательностями Дергачей. Воспитывать чувство гордости за родной край, желание знать его историю. | Рассматривание иллюстраций церкви Михаила архангела, | Иллюстрации церкви | |||||||||
ФЕВРАЛЬ | Первая Мировая война в жизни Дергачевского района | Приобщать к русской истории. Формировать у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. | Чтение рассказа Н. Шолохова «Нахаленок» | Е.В. Черкасова «Радуга над полем» стр. 91 | ||||||||
Историческое прошлое Дергачевского района | Расширять представления детей о Российской армии, воспитывать в них дух патриотизма и любовь к Родине. | Беседа о вкладе жителей Дергачевского района в Великую Победу Рассматривание иллюстраций памятника воинам- освободителям. | Иллюстрации памятника | |||||||||
Поэты Дергачей | Развивать интерес к художественной литературе. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. | Заучивание стихотворения о Дергачах. | Стихи поэтов Дергачей | |||||||||
Народы, населяющие Дергачевский район | Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов Дергачевского района | Рассматривание народного костюма Саратовской области, знакомство с малыми фольклорными формами и народными играми Саратовской области. Знакомство с народными праздниками | Предметы домашнего обихода: туесок, вышивка, ухват, кочерга и т. д. Иллюстрации костюмов народов Саратовской области | |||||||||
С чего начинается Родина? | ||||||||||||
МАРТ | «Я живу в деревне | Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина- это то место, где он родился, где прошло его детство. Прививать любовь к родным местам, вызвать желание больше узнать о своём крае. Воспитывать чувство привязанности к родным местам. | Прогулка по улицам деревни. Рассматривание домов. Чтение стихотворения «Родная деревня» | План – схема пос. Васильевка Летопись села. | ||||||||
Культурно-досуговая деятельность жителей поселка | Продолжать знакомство детей с культурным достоянием с. Васильевка. Развивать интерес и любовь к родному краю. | Экскурсия в СДК | Чтение стихов и пение песен, посвященных Международному женскому дню | |||||||||
Народная культура и традиции поселка | Продолжать знакомить детей с казахским народным праздником «Наурыз». Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мусульман Дергачевского района. | Экскурсия в СДК | Участие в национальном празднике «Наурыз» | |||||||||
«Масленица пришла!» | Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народно- декоративным прикладным искусством (гжель, хохлома). Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов Дергачевского района | Участие в празднике Масленницы. | Иллюстрации гжельской и хохломской росписей. | |||||||||
АПРЕЛЬ | Экскурсия «Старое и новое деревни» | Познакомить с прошлым и настоящим нашей деревни, с её самобытной культурой, рассказать о том, что было на месте современных улиц раньше. Воспитывать любовь к родной деревне. | Посещение фотовыставки в библиотеке «История в лицах», рассматривание плана –схемы. | Художественное слово, цветы для возложения к памятнику героям-землякам. | ||||||||
МАЙ | Животный и растительный мир Дергачей | Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц. | Беседа о животном и растительном мире с. Васильевка | Фотографии растений и животных, обитающих в с. Васильевка | ||||||||
Путешествие по речке Камышлейка | Продолжать знакомить с рекой, показать, откуда она берёт своё начало, где заканчивается. Закрепить представления о роли реки в жизни людей. Учить находить и показывать на карте реку | Целевые прогулки к реке в разные времена года. Участие в конкурсе рисунков Чтение сти- | Карта Саратовской области и Дергачевского района, иллюстрации обитателей реки, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
из опыта работы по использованию регионального компонента
данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....
Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан
региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....