Главные вкладки

    Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию дошкольников Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»
    проект (старшая группа) по теме

    Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию дошкольников

    Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_bogatyri.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детско-родительский проект по патриотическому вопитанию дошкольников

    Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»

                                                                                                        Подготовила

    Абрамова Т.Н.

    Актуальность:

            Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.

            «Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.

            Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.

            Патриотические чувства, правильно и вовремя сформированные, способны повлиять на мотивацию дальнейших поступков ребенка уже во взрослой жизни, такой человек не будет называться «Иваном, не помнящем родства», человеком «без рода, без племени» и будущее России наверняка будет в надёжных руках.

    Интеграция образовательных  областей:

    • Познавательное развитие
    • Речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие.

    Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский, детско-родительский.

    Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

    Участники: инструктор по физической культуре, воспитатель, дети старшей группы, родители.

    Цель: Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и ее истории.

     Задачи:    

    • Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю
    • Расширять представления детей о защитниках России — богатырях
    • Обогащать активный словарь дошкольников, кругозор и эрудицию
    • Привлечение родителей к воспитанию патриотизма в семье
    • Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия.

    Активизация словаря:

    Богатырь, доспехи, снаряжения, славяне, руссичи, былины, меч, булава, лук, стрелы, ножи, гусли.
    Методы и  приёмы:

    • Наглядные: подбор иллюстраций, сбор информации.
    • Словесные: чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей, разучивание стихотворения «Русский богатырь», беседы о русских богатырях, проведение викторины.
    • Практические: изготовление поделок русских богатырей из пластилина,  спортивное развлечение с участием родителей.

    Материалы и оборудование:  

          Иллюстрация с изображением русских богатырей, материал для лепки (пластилин, стека, доска, вода, тряпочка для вытирания рук), два комплекта картинок с доспехами богатырей, пустая корзина и корзина с маленькими мячами, кегли, воздушные шарики, дротики,  канат, 20 капсул от киндер-сюрприза, 2 ложки, 4 блюдца, 2 скамьи, 2 арки, 2 гимнастические палки, подобранное  к развлечению музыкальное сопровождение.                  

    Детская  деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Двигательная

    Спортивное развлечение «Богатыри земли Русской»

    Игровая

    Режиссерская игра « Богатырь»

    Коммуникативная

    Беседы, словесные игры, вопросы, рассматривание картин, викторина.

    Музыкальная

    Прослушивание музыки, песен.

    Продуктивная

    Лепка «Богатырь в доспехах»

    Восприятие (художественной литературы и фольклора)

    Чтение былин, пословиц,  заучивание стихотворения.

                                               

    Предварительная работа 

    в группе:

    • чтение отрывков из былин о русских богатырях;
    • рассматривание репродукций, иллюстраций В. Васнецова, И. Глазунова , И.Репина о богатырях;
    • просмотр мультипликационных фильмов о богатырях;
    • прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Глинки;
    • толкование пословиц и поговорок о богатырях.

    в семье:

    • просмотр кинофильмов о богатырях в кругу семьи («Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Добрыня Никитич», «Финист — ясный сокол»).

    Ожидаемый результат:

    • дети имеют представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
    • умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
    • проявляют чувство гордости за богатырскую силу России.

    План реализации проекта

    День недели

    Деятельность детей

    Деятельность воспитателя

    Деятельность родителей

    Понедельник

    Чтение отрывков из былин о русских богатырях: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» .
    Режиссерская игра по мотивам жизни русских богатырей. 

    Беседа: «Кто такие богатыри русские?»

    Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри» 

    Привлечь родителей к изготовлению атрибутов по теме проекта -  костюмы богатырей для кукол, подбор иллюстративного материала по теме, в том числе карточек с изображением оружия богатырей (меч, булава, палица, копьё, секира,  топор, лук  и стрелы, ножи, кинжал). Приобретение богатырских доспехов (щит и меч) для мини-музея. Участия в создании «Книги народной мудрости» - дети вместе с родителями выражают в рисунках содержание русских народных пословиц  о силе и мудрости русского народа. Порекомендовать родителям  посетить с детьми
    памятные места нашего города Самара, посвященные защитникам Родины.

     

    Участие в итоговом спортивном развлечении.

    Вторник

    Рисование на тему «На заставе богатырской». Дидактическая игра «Да — нет»

    Разучивание пословиц о богатырях

    Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глинки, песни Пахмутовой «Богатырская сила» Организация выставки рисунков.

    Знакомство с пословицами о богатырях

    Среда

    Разучивание стихотворения  Т.Лаптевой «Русский богатырь». 

    Дидактическая игра «Воины Руси»

    Разучивание стихотворения  Т.Лаптевой «Русский богатырь». 

    Четверг

    Изготовление поделки из пластилина «Богатырь русский».

    Участие в викторине «Богатырская»

    Изготовление поделки из пластилина «Богатырь русский».

    Организация выставки поделок.

    Проведение викторины «Богатырская»

    Пятница

    Участие в итоговогом спортивном развлечении.

    Проведение итогового спортивного развлечения.


    Дидактическая игра «Да — нет»

    Наша Родина сильна. (да)
    И у нас она одна. (да)
    На Руси богатыри есть. (да)
    Им всегда хвала и честь. (да)
    Илья Муромец — герой. (да)
    Он был самый молодой. (нет)
    Соловья он победил. (да)
    Из автомата подстрелил. (нет)
    Алёша Попович — тоже герой. (да)
    Он сильный, смелый, молодой. (да)
    Он в Киеве граде дружинником был. (да)
    Карабаса в бою победил. (нет)
    На танках боролись богатыри с врагом. (нет)
    Они воевали с мечом и копьём. (да)
    Добрыня Никитич был слабым и хилым. (нет)
    Он змея сумел победить своей силой. (да)
    Гордимся мы нашими богатырями. (да)
    Хотим ли быть такими же сами. (да) 

    Дидактическая игра «Воины Руси»

    Закрепить знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии. 


    Викторина «Богатырская»

    - Назовите богатырей, которых вы знаете.
    - Как называется одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
    - Главное оружие Соловья-Разбойника? (свист)
    - Главное оружие богатыря? (меч, палица, копье)
    - Головной убор богатыря? (шлем)
    - Разбойничья цифра? (сорок)
    - Богатырская цифра? (три)
    - Ведьмолет? (метла)
    - Змей по батюшке? (Горыныч) 


    Стихотворение для разучивания

    Т.Лаптева «Русский богатырь»

    Течет речка, речка полноводная,
    Необъятна взором её ширь.
    Ой ты песня, песенка народная,
    Как за Русь сражался Богатырь.

    Шёл ступая по земле уверенно,
    Развевались кудри на ветру
    И его словцом было заверено:
    -"Не отдам я Русь врагу, хоть и умру!"

    Не на жизнь, а на смерть бился с ворогом,
    Меч булатный крепок и тяжел.
    Нечисть вражья закружилась вороном,
    Захотела Русь забрать в полон.

    Богатырь расправил грудь широкую,
    Плечи распрямил и поднял меч,
    Взглядом Русь окинул синеокую
    И рубить он начал нечисть сплеч.

    Поросло быльем, ушло все в прошлое
    И в легендах смелый Богатырь,
    Нам оставил силушку не сношенной,
    Да на поле брани монастырь. 

    Пословицы и поговорки для детей о богатырях:

    Не родом богатырь славен, а подвигом.
    Головой думай, а силой борись.
    Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
    Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
    Богатыря узнаешь на поле брани.
    Славна богатырями земля Русская. 

            Сценарий итогового дня — спортивное развлечение «Русь богатырская»

    Звучит песня «Богатырская сила»,  дети и взрослые входят в физкультурный зал и делятся на две команды – «Богатыри» и «Витязи».

    Ведущая:  Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи — хазары и монголы -татары часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри — защитники нашей Родины в древности.

    Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

    Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

    Дети:-Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

    Ведущая: - Правильно, а кем они были?

    Дети:- Богатырями.

    Ведущая:- Богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. А вы бы хотели пройти путь богатырей, узнать про их подвиги?

    Дети: -Да.

    Ведущая:-Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

    Дети:- Дорогу.

    Ведущая: - Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

    Пойдёшь направо — Деньги и слава,
    Пойдёшь налево — Друзей потеряешь и будешь не смелым.
    Двинешься прямо — Ждет опасность и богатырская застава.

    - Так какую мы с вами выбираем дорогу?

    Дети:- Дорогу, которая идет прямо.

    Ведущая:- Молодцы. Я вижу среди вас много богатырей, покажите мне вашу удаль молодецкую и силу богатырскую.

    Дети двух команд представляют себя: название команды и девиз.

    «Витязи»:

    - Витязи в строю едином
    Всех дружнее и храбрей!
    И на честный поединок
    Мы зовем богатырей!

    «Богатыри»:

    - Победить желает каждый,
    И в команде слабых нет!
    От богатырей отважных
    Славным витязям – привет!

    Ведущая:- За вашу смекалку, ум, быстроту вы будете получать баллы. И в конце состязания определим, какая команда богатырей выиграет.

    - Что ж, богатыри, внимание!
    Начинаем состязание.
    Для начала разомнитесь.

    1. Динамическая игра «Мы богатыри» (речь с движением).

    Дружно встанем раз-два-три – (шагают на месте)
    Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)
    Мы ладонь к глазам представим, (руку правую подносят козырьком к глазам)
    Ноги крепкие расставим, (ноги в стороны)
    Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво, (поворот вправо)
    И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, (поворот налево)
    Наклонились влево-вправо (руки на поясе наклон влево-вправо)
    Получается на славу! (руки вверх)

    Ведущая:— Предлагаю богатырям умом поразмяться.

    1. «Состязание в смекалке».

    Что ж, богатыри, внимание,
    Начинаем состязания.
    Но, смотрите, не зевайте,
    На вопросы отвечайте.

    Викторина
    1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
    2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
    3. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
    4. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
    5. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
    6. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
    7. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
    8. Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог) (в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")
    9. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
    10. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)
    11. Назовите оружие богатырей. 

    Подводится итог викторины.

    Ведущая:— А сейчас хочу узнать, какой должен быть богатырь.

    1. Игра «Собери доспехи».

    Для игры нужны два комплекта картинок с доспехами богатырей (кольчуга, щит, шлем, меч, палица), два нарисованных богатыря без доспехов. Команды соревнуются, кто быстрее оденет богатыря.

    Подводится итог игры.

    Ведущая:— Славилась русская земля мужественными и сильными людьми-богатырями. Народ слагал о них легенды и передавал их друг другу, из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые дошли до наших времен.

    Ребенок:

    - Богатырское наше правило:
    Надо другу в беде помочь,
    Отстоять в борьбе дело правое,
    Силой силушку превозмочь.
    (Н. Добронравов)

    Ведущая: — Ну-ка, выходите, богатыри, силушкой померяться!

    1. Игра «Перетягивание каната».

    Участвуют взрослые.

    Подводится итог игры.

    Ведущая:

    - У кого тут хмурый вид?
    Снова музыка звучит.
    Собирайся, детвора!
    Ждет вас русская игра!

    1. Игра «Где работа – там еда».

    Для игры требуется 20 капсул от киндер-сюрприза, 2 ложки, 4 блюдца.

    Под музыку по одной капсуле нужно перенести из одного блюдца в другое.

    Подводится итог игры.

    Ведущая:

    Вот и речка на пути
    Не проехать, не пройти -
    Соловей, разбойник злой,
    Мост сломал здесь над рекой.

    Игра «Калинов мост»

    Детям нужно пройти по скамье, проползти через тоннель.

    Подводится итог игры.

    Ведущая: Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно.

    Игра «Скачки на богатырских конях»

    Дети по сигналу «скачут» на палках до стойки, огибают её и возвращаются обратно. Передают эстафету другому участнику.

    Подводится итог игры.

    Ведущая:

    А теперь я хочу проверить вашу меткость.

    Игра «Попади в цель»

    Игроки по очереди подбегают к корзине, берут мяч и пытаются им сбить кегли. Выставленные в линию на небольшом расстоянии. 

    Подводится итог игры.

    Ведущая: Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ну-ка, ребята, кто это такие? (дети называют).

    1. Игра «Одолей Змея Горыныча» (для пап).

    Для игры нужны два рисунка Змея Горыныча, вместо голов – по три воздушных шарика. С помощью дротиков нужно попасть в «головы» (воздушные шарики) Змея Горыныча.

    Подводится итог игры и называется общий счет.

    Ведущая: Ну вот, дорогие ребята и взрослые. Подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И в конце мы должны вспомнить, какой завет оставили нам богатыри?
    Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

    Выходит ведущая с караваем хлеба (или пирогом).

    Вот он хлебушек душистый,
    Вот он теплый, золотистый.
    В каждый дом, за каждый стол
    Он пожаловал, пришел.

    В нем здоровье, наша сила,
    В нем чудесное тепло.
    Сколько рук его растило,
    Охраняло, берегло.

    В нем – земли родимой соки.
    Солнца свет веселый в нем…
    Уплетай за обе щеки.
    Вырастай богатырем!

    Список использованной литературы:

    1. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.
    2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир людей. Ярославль: Академия развития. – 2000. – 304 с .
    3. http://www.chitalnya.ru/work/807578/
    4. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5384-proekt-istoricheskoe-proshloe-rossii.html
    5. http://www.deti-club.ru/muzykalno-rechevojj-dosug-dlya-detejj-starshejj-gruppy-rus-bogatyrskaya
    6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/09/istoriko-patrioticheskiy-issledovatelskiy-tvorcheskiy-proekt-rus-silna
    7. http://www.deti-club.ru/zanyatie-pro-bogatyrejj


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Богатыри Земли русской"

    Развлечение обогащает представления детей об обществе, истории России, через отражение в народном фольклоре, былинах, пословицах. Дети совершенствуют двигательные умения и навыки, развивают физические...

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской"

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской" Цели:1.      Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с ...

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

    Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о богатырях....

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"

    Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

    Методическая разработка. Проект (с презентацией для детей) по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»

    Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской» «Гордиться славою предковне только можно, но и должно»А.С.Пушкин.1. Поя...