Главные вкладки

    Статья на тему:
    Литературное образование младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей

    Калинкина Юлия Анатольевна

    Материал будет полезен для педагогов, которые своей ииновационной деятельностью считают патриотическое воспитание, любовь к родному краю и своей малой родине

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_kalinkina.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературное образование младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей

    Калинкина Ю.А.

    Структурное подразделение

     «Детский сад №4 комбинированного вида»

    МБДОУ «Детский сад «Радуга»

    комбинированного вида» (Рузаевка)

    Перспективы развития современного образования, определённые, в частности, в государственных федеральных образовательных стандартах, связаны с воспитанием саморазвивающейся, функционально грамотной личности – человека деятельного, культурного, проявляющего себя субъектом бытия, свободно реализующего себя в динамичном мире.

    Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с художественной литературой. Художественная литература веками служила средством выстраивания личности, раскрытия высших потенциалов человека. Её можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.

    В условиях активизации процесса национального возрождения народов в России резко возрос интерес к национальной культуре, которая в современных условиях несет основную этническую нагрузку.

    Влияние национально–регионального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщение детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается на основе изучение материала устно-поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии.

    Исследования по ознакомлению детей дошкольного возраста с мордовской художественной литературой и мордовским фольклором нашли свое отражение в трудах Е. Н. Киркиной, Н. Н. Щемеровой, О. В. Бурляевой,  О. И. Максимкиной и др. [4; 1].

    Вместе с тем до настоящего времени не существует разработанной системы литературного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе использования мордовской художественной литературы.

    Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости многоаспектного рассмотрения литературного развития детей младшего дошкольного возраста в контексте национальной культуры.

    Материал статьи свидетельствует об актуальности выбранной  мною темы исследования: «Литературное образование младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей».

    Целью исследования является  определение педагогических условий литературного образования младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей.

    Гипотеза исследования заключается в том, что процесс литературного развития детей младшего дошкольного возраста будет протекать более успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

    – художественное содержание произведений мордовских писателей должно быть доступно восприятию;

    – использование книжных иллюстраций в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей;

    – литературный образ произведений мордовских писателей достаточно определенный;

    – подбор художественной литературы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детской книге.

    В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

    1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме литературного образования детей младшего дошкольного возраста.

    2. Определить влияние произведений мордовских писателей на литературное развитие младших дошкольников.

    3. Выявить уровень литературного развития детей младшего дошкольного возраста.

    4. Разработать методическую систему литературного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей.

    5. Апробировать эффективность разработанной системы литературного развития младших дошкольников.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что были определены и проверены педагогические условия литературного образования в процессе использования произведений мордовских писателей. В ходе опытно-экспериментальной работы условия, выдвинутые  мною в гипотезе, подтвердились, уровень литературного развития младших дошкольников повысился.

    Художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности младших дошкольников. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших дошкольников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Дошкольники знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера - несправедливости, грубости и жадности.

    В группах младшего дошкольного возраста ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

    Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

    Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей [2, c. 136].

    «Художественные произведения, читаемые детям, – это важнейшее (если не сказать единственное) методическое средство создания искусственной речевой среды с оптимальным развивающим потенциалом в области синтаксиса: ведь из живой разговорной речи дети могут усвоить только разговорный синтаксис» [3, с. 106].

    Использование различных приёмов работы воспитателя помогает детям усваивать нормы устной речи, обеспечивает их речевое и литературное развитие, а именно:

    – способность воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

    – готовность и умение использовать в речи разнообразные речевые средства;

    – понимание смыслового богатства слова;

    – развитие эмоциональной сферы психики.

    Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор дошкольников и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на дошкольников; в-третьих, способствует обогащению языка и развитию речи дошкольников.

    Целью регионального компонента литературного образования является обогащение духовного мира дошкольников путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова о родном крае и на основе творческой деятельности формирования гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям национальной культуры, развитие читательской культуры, потребности в чтении художественных произведений писателей и поэтов мордовского края.

    Образовательная область «Чтение художественной литературы» в разработанном модуле «Мы в Мордовии живем»( авторы: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина и др.)  включает в образовательный процесс мордовский фольклор (народные сказки, легенды, мифы, калядки, заклички, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки), а также произведения мордовских писателей и поэтов (переводы произведений устного народного творчества, стихи, рассказы, повести, сказки).

    Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

    Ознакомление детей с мордовской литературой, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, закличек, рассказов, работа по развитию образности и выразительности речи, и начальных форм словесного творчества – все это способствует решению следующих задач:

    – развитие умения слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;

    – научить воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними; понимать разнообразные жанровые особенности произведений, изобразительно-выразительные средства;

    – научить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сравнение и т.д.) в определенном жанре; выразительно исполнять произведения, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонацией, регулируя силу голоса и темп чтения;

    – развитие эмоциональной отзывчивости на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма;

    – знакомство дошкольников с национальной культурой, языком, верованиями мордвы, средствами мордовской литературы и национального фольклора;

    – воспитание  любви к родному краю; желание изучать культуру, быт, традиции, художественную литературу, фольклор мордовского народа;

    – воспитание чувство гордости и уважения к людям, живущим на нашей земле [5, c. 127].

    Мордовская детская художественная литература открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в сказках раскрывается меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа; в стихах – улавливают музыкальность, напевность, различность мордовской речи.

    Таким образом, при проведении работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» перед педагогами стоят сложные, многоплановые задачи. Этнокультурное литературное образование предусматривает воспитание детей дошкольного возраста в среде с национальным колоритом, формирование личности ребенка в контексте родной культуры и языка. На сегодняшний день приоритетным является ознакомление дошкольников с произведениями родной художественной литературы, фольклора, традициями и обычаями своего народа. Следовательно,  при ознакомлении младших дошкольников с мордовской художественной литературой, перед педагогами стоят сложные, многоплановые задачи.

    Национальная художественная литература несет в себе черты  национальных традиций,  а также содержит много информации о родном крае, дарованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять их словарный запас.

    Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как мордовская художественная литература, с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

    При систематической работе по литературному развитию детей младшего дошкольного возраста в процессе реализации непосредственно образовательной деятельности можно добиться положительных результатов.

    Литература

    1. Бурляева, О. В. Проектирование регионального модуля общеобразовательной программы дошкольного образования Республики Мордовия / О. В. Бурляева // Современный детский сад. – 2011. – № 6. – С. 34-41.
    2. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников: учебник/ З. А. Гриценко. – М. : Академия, 2012. – 352 с.
    3. Данилова, И. В. Литературное образование в дошкольном возрасте/ И. В. Данилова // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 10. – С. 106-110.
    4. Киркина, Е. Н. Знакомство с национальной литературой/ Е. Н.Киркина, Е. С. Ошкина // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. – С. 19-25.
    5. Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. научно-метод. статей / ред. кол. Е. Н. Киркина. – Саранск : Морд. гос. пед. ин-т, 2010. – 297 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

    Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации   родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....

    «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»

    В работе с детьми  используются новейшие педагогические технологии. Работаем по программе «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, используем в образовательном процессе парциальные  программы:...

    Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

    Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

    Статья: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

    Сегодня нам  предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по ...

    Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

    Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

    Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

    ЗадачиПознакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...