Главные вкладки

    Выступление на V педагогической конференции работников ДОУ г. Канска и округа. Тема выступления: " Создание предметно - пространственной развивающей среды в направлении реализации национально – регионального компонента основной образовательной программы"
    презентация по теме

    Хабарова Светлана Валерьевна

    1 Слайд

    Здравствуйте , уважаемые коллеги. Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: «Создание пространственной предметно- развивающей среды в направлении реализации национально-регионального компонента образовательной программы».

    Актуальность данной темы обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  реализация которого основана, в том числе, на принципах «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития ребёнка».

    Реализация регионального компонента в нашем ДОУ происходила стихийно и без концентрации знаний дошкольников на истории и традициях родного города, его культуры. Следовательно, нам была необходима целенаправленная работа по реализации регионального компонента.

    Проанализировав её, мы поняли, что у нас недостаточно методических и дидактических возможностей для реализации НРК, а мы должны реализовать образовательную программу, региональный компонент, в том числе и через образовательную среду, без неё мы ничего не можем сделать.

    Работая в проекте парциальной программы «Мой любимый город Канск»

    мы начали решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

    Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характера. Этим опытом мы с вами и хотим поделиться.

    2 Слайд

      Одним из способов взаимодействия ребёнка с окружающей средой – является метод проектов.

    И те проекты, которые мы начали нарабатывать в прошлом  учебном  году, пополняются всё новыми и новыми материалами. Например:  проект «Почему так  улицу назвали» дорабатывается  до сих пор, и с приходом каждого  нового ребёнка  будет пополняться новым материалам.

    Начали мы с улиц  нашего микрорайона и изучили историю при помощи фотографий.

    3 Слайд

    Дети с родителями подготовили  материал  о своей  улице, на которой  живут. И у нас получилась вот такая итоговая работа, где на карту микрорайона ребёнок наклеивая изображение своего дома чувствует себя частью малой  Родины.

    4 Слайд

    Так же хочется сказать о проекте « Моя родословная». Одним из  итогов

    этого проекта являются совместные работы ребёнка с родителями.

    Родители с творчеством  подошли к делу.

    5 Слайд

    Все, что делается с детьми в рамках проекта, имеет для них практическую значимость. Так в процессе знакомства с историей родного города у детей возникла необходимость в машине времени, и помогла им отправиться в прошлое,  чтобы познакомится с бытом коренных жителей города Канска, с  первопроходцами, жившими в Канском остроге.  Это была  целая серия путешествий во времени с костюмами  того времени и предметами быта. Благодаря этому наша развивающая среда пополнилась национальными костюмами, макетом Канского острога, изготовленного в совместном творчестве сотрудников, детей и родителей детского сада.

    6 Слайд

    Дети усваивали новые знания не потому, что это запланировал педагог, а потому что это было необходимо для игры и создания творческих работ. При помощи машины времени дети усвоили временные понятия : прошлое, настоящее, будущее. Для этого используем дидактическую игру «Прошлое и настоящее г. Канска, где дети сами находят отличая между прошлым и настоящим.

    Краеведческий материал мы также используем фрагментарно в работе по обучению грамоте («Составь предложение о г. Канске», «Подбери подлежащее  к слову г. Канск», «Знатоки города», «Так бывает»). Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети расширяют свой словарный запас.

    7 Слайд

     

    Для закрепления знаний детей о родном городе, его достопримечательностей и развитие математических способностей используем дидактическую игру «Путешествие по городу  от автобусной остановки до театра», где дети кинув кубик делают определённое количество ходов. Для развития мышления и для ориентации в пространстве мы используем разрезные картинки достопримечательностей нашего города.

    8 Слайд

    Проходя лабиринты и прокладывая дорожки фасолью дети, развивают мелкую моторику, развивают умение ориентироваться в пространстве, находить дорогу до предметов, формировать пространственные представления.  В дидактической игре «Собери кубики» мы использовали двенадцать старых кубиков. В которой старым кубикам дали новую жизнь, обклеив их стороны фрагментами фотографий. Дети по образцу собирают из них изображения памятников города Канска. Получилась увлекательная игра, которая развивает внимание, мышление, усидчивость.

    9 Слайд

    Очень часто применяем игру «Экскурсовод», когда сами дети выступают в роли экскурсоводов по г. Канску. При помощи экскурсовода выставляются достопримечательности города с описанием и месторасположением каждой достопримечательности на макет местности. Для этой игры мы также использовали старые кубики, обклеенные фотографиями достопримечательностей города Канска и использовали карту местности.

     

    Применяем  на первых этапах работы прием «подсказок» на заданный детям вопрос.

    Например: показываю рисунок (коромысло) и задаю вопрос

    «для чего нужен этот предмет?» и даю 4 варианта ответа

    1.для игры в хоккей.

    2.для переноса воды.

    3.для выбивания ковров.

    4.для строительства моста.

    Дети высказывают свои мнения, каждый ответ анализируем.

     

    Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки  в Краеведческий  музей,

    на площадь  Коростелева,   на Соборную площадь к памятнику погибшим Войнам. Проводим экскурсии по улицам нашего города.

    Обращаем внимание детей на уникальность улиц.

    На то ,что каждое здание  индивидуально с интересной  архитектурой. Дети знают, что на некоторых  зданиях находятся мемориальные таблички Героям Советского союза.

    10 Слайд

    Мы не  ищем специального места для занятий по краеведению в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Мы можем провести беседу утром или на участке д.сада. Подобрали материал, и  используем в свободной деятельности «Поэтапное рисование» животных, птиц, деревьев Красноярского края.

    11 Слайд

    Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний 

    12 Слайд

    мы начали создавать банк видеофильмов и презентаций по краеведенью, дидактические и сюжетно ролевые игры.

    13 Слайд

    Обновлён различным материалом патриотический уголок.

    14 Слайд

    Реализации задач краеведческого характера способствует процесс взаимодействия с социальными партнерами. Что в конечном итоге ведёт к повышению качества дошкольного образования. Были заключены договора с Канским краеведческим музеем, с библиотекой им. Чехова (филиал №2), с музыкальной школой №1 (филиал по Н. Буды).

    Мы сотрудничаем с коллекционером Шапиным Валерием Евгеньевичем, который помогает  нам в создании музея и предоставляет экспонаты по тематике непосредственно образовательной деятельности. Наверняка в каждом городе есть такие увлечённые люди, которые будут рады  вам помочь.

     

    15 Слайд

    В заключении  хотелось бы сказать: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» В.Г. Белинского.

                               Спасибо за внимание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_konferentsii_vospitateli.pptx1.36 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Создание предметно - пространственной развивающей среды в направлении реализации национально – регионального компонента основной образовательной программы. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 32 «Ёлочка»

    Слайд 2

    Проект «Почему так улицу назвали?»

    Слайд 3

    Итоговая работа.

    Слайд 4

    Проект «Моя родословная»

    Слайд 5

    Путешествие в прошлое.

    Слайд 7

    Путешествие по городу от автобусной остановке до театра .

    Слайд 8

    Дидактические игры.

    Слайд 9

    Экскурсовод.

    Слайд 10

    Свободная деятельность.

    Слайд 14

    В сотрудничестве с Канским коллекционером. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»

    Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей   5-6  лет в рамках ФГОС....

    Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

    Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

    Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса

    выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса»  на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развив...

    Форум управленческих практик "Организация методической работы направленная на успешную реализацию национально-регионального компонента основной образовательной программы ДОО"

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает наличие в основной образовательной программе дошкольного учреждения вариативной части, которая разрабатывается...

    Создание предметно - пространственной развивающей среды для реализации музыкально - игровой деятельности В ДОУ

    В буклете представленна крвткая информация о предметно-пространнсвенной среды в ДОУ для реализации музыкально-игровой деятельности....