Конспект НОД с детьми 2 младшей группы
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Нимаева Дарима Гармаевна

Конспект НОД с детьми 2 младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма»

Цель: познакомить детей с бурятским национальным костюмом. Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность.

Задачи: вызвать интерес к бурятскому костюму, его элементам. Научить называть предметы костюма, обратить внимание детей головной убор, обувь бурят, Мужской и женский дэгэл,  традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений. Обогащать словарный запас детей новыми словами дэгэл (зимний халат, тэрлиг (летний халат), уужа (безрукавка) малгай (шапка). Побуждать проявлять самостоятельность и активность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект НОД с детьми 2 младшей группы

                     «Рассматривание бурятского народного костюма»

                               

Цель: знакомство детей с бурятским национальным костюмом; развитие эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.

Задачи: вызвать интерес к бурятскому костюму, его элементам.

Научить называть предметы костюма, обратить внимание детей на головной убор, обувь бурят, мужской и женский дэгэл,  традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений.

Обогащать словарный запас детей новыми словами дэгэл (зимний халат, тэрлиг (летний халат), уужа (безрукавка), малгай (шапка).

Побуждать проявлять самостоятельность и активность.

Ход занятия

Дети рассаживаются в кружок. Раздается стук, появляется гость - кукла Баярма в бурятском костюме.

Воспитатель: Ребята, давайте пригласим гостью в наш кружок и познакомимся.

Игра:  « Ты да я.»

               Взялись за руки друзья

               И сказали: «Ты да я – это мы!

               Я – Баярма, я – Таня,

               Я - (каждый ребенок называет свое имя).

Восп.: А вы заметили, ребята, как необычно одета наша гостья? Посмотрите на Баярму. На ней надет бурятский национальный костюм. А из каких частей состоит этот костюм? Кто мне скажет?

Дети: Из халата, головного убора и украшений.

Восп.: Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была, как правило, прямоспинной. Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и после того, как они отрастали, заплетали в две косы на висках. Это было первое явное отличие девочки от мальчика. В 15-16 лет девушкам одевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься. Ребята, а чтобы костюм были красивым, чем их украшали?

Дети: Костюм украшали орнаментами и  нагрудными украшениями.

Восп.: Молодцы! Вы внимательно рассмотрели костюм Баирмы. Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. Ребята, а вы заметили, что Баярма пришла к нам не с пустыми руками?

Дети: Да!

Восп.: Давайте заглянем в короб и посмотрим, что там.

Рассматривают вещи из короба, комментируют, называя предметы костюма.

Ребята, посмотрите какой красивый головной убор. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод - тэнгэри, красные кисточки - лучи солнца - наран, нижняя часть – землю - газар. Чем он украшен?                        

Дети: Из бус и серебра.

Восп.: Правильно, молодцы! Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын hиихэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (hиихэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Молодцы! Давайте теперь все аккуратно сложим на место (складывают предметы в короб).

Что-то мы с вами засиделись ребята. Давайте немного разомнемся и поиграем в бурятскую народную игру, которая называется «Зүн, утаһан, зангилаа» переводится «Иголка, нитка и узелок»».

Восп.: Хорошо поиграли, молодцы! Ребята, вам понравилась наша гостья?

Дети: Да, очень!

Восп.: А что вам больше всего понравилось в костюме Баярмы?

Дети: Костюм и головной убор.

Восп.: Ну что ж, пришла пора прощаться. Давайте скажем Баярме спасибо и до свиданья. Будем Баярму ждать еще в гости.

Подготовила воспитатель Нимаева Дарима Гармаевна  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми младшей группы "Нос и уход за ним"

НОД с детьми младшей группы "Нос и уход за ним"...

Конспект НОД с детьми младшей группы «Рассматривание русского народного костюма»

Познакомить детей с русским народным костюмом. Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность....

Конспект занятия с детьми младшей группы "Я здоровье берегу,сам себе я помогу"

Цель:*Формирование у детей элементарных знаний о здоровье,безопасности организма,как беречь и защищать все органы и системы человека.Привитие навыков личной гигиены,соблюдение определенного распорядка...

Конспект прогулки с детьми младшей группы "Путешествие куклы Маши"

Подробный конспект прогулки с детьми, направленный на ознакомление со свойствами снега...

конспект занятия с детьми младшей группы на тему "День Победы"

Целью моей работы стало сформировать знания детей о празднике "День Победы", дать знания о том, что давным- давно 70 лет назад была Великая Отечественная война и народ победил врага....