Главные вкладки

    Статья "Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов"
    статья на тему

    Донец Светлана Леонидовна

    Статья "Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автор: 

    Донец Светлана Леонидовна, заместитель заведующего

    по воспитательно – методической работе

    МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

    e-mail: teremok-215@mail.ru

    Аннотация статьи:

    В статье рассматриваются проблемы духовно – нравственного воспитания в обществе, задачи духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте, возможности использования особенностей культурных традиций русского и бурятского народов в духовно-нравственном воспитании.

    Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского и бурятского народов.

    Проблема низкого уровня духовно – нравственного воспитания у достаточно большого количества не только молодёжи, но и взрослых остро волнует представителей старшего поколения, тех,  кто понимает будущие последствия утраты духовности  на данном этапе развития не только российского, но мирового общества в целом.  Духовность, на наш взгляд, определяется главным образом не только образованностью и интеллектуальной развитостью, а предполагает постоянное переосмысление себя в окружающем мире, изменениях происходящих вокруг, стремление к преобразованию и совершенствование в первую очередь своего собственного внутреннего мира. Нравственность рассматривается как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить и совершать свои действия с общественными нормами. В тесной связи с духовно – нравственным воспитанием рассматриваем гражданско–патриотическое воспитание. Без знания истории и культуры своей страны, своего народа,  нельзя воспитать  полноценного человека, гражданина.

    В чём причина снижения нравственных, духовных начал? Современное общество, на данном этапе развития человечества, ориентировано на максимальное удовлетворение своих материальных потребностей. Желание обладать, как можно большими возможностями потребления материальных благ  растёт из поколения в поколение.  Акцентирование в развитии детей на раннюю интеллектуализацию,  не способствуют их духовному развитию, из вида упускается их нравственное и духовное развитие и воспитание,  и как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелая личность.  Появляется особый тип личности:  личности интеллектуально развитой, но  неспособной к истинно человеческим отношениям, или эти отношения носят избранный характер (разделение на высшее и низшее сословие, богатых и бедных), духовно и нравственно обеднённой, лишенной чувства ответственности перед будущим и долга перед другими. Последствия данных явлений проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе сегодняшних дней, внутреннем конфликте самой личности.  

    На сегодняшний день решение этой проблемы становится одним из приоритетов государственной образовательной политики. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве и объединении усилий государства, общественности, системы образования и представителей разных конфессий. Здесь важно отметить несколько моментов.

    Не стоит забывать, что образование у нас носит светский характер, поэтому религиозный аспект необходимо затрагивать очень тонко, не навязывая, а воспитание духовно – нравственных начал у детей в образовательных учреждениях необходимо проводить на основе знакомства с историей, традициями, культурой русского и других народов, проживающих на территории России.

    Важно чтобы это не стало делом формальным. Духовно – нравственное преобразование должно проходить на всех уровнях: государственном, общественном, личностном. Большую роль в нравственном становлении личности  играют тенденции происходящие в обществе: если мы говорим о духовно – нравственном преобразованиях, то должны пройти преобразования собственного духовного мира, т.к самое лучшее воспитание возможно только на личном примере. Здесь возникает вопрос: а мы сами являемся духовно – нравственными личностями, способны ли мы стать духовным наставником личности ребёнка, способного к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности? Важно, чтобы система воспитания стала ориентирована не на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а  на становление и развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания.

    Наша страна, в силу своей истории, является многонациональной, на её территории проживают рядом представители разных национальностей, а в связи с этим и разных вероисповеданий. «С целью обеспечения в России свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры» и подчеркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», провозглашает «равенство перед законом» всех конфессий».[1] В соответствие с этим, при планировании мероприятий по духовно-нравственному воспитанию в конкретном образовательном учреждении, необходимо учитывать региональную специфику его местонахождения.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) трактует, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

    Дошкольный возраст - это важнейший период в жизни ребенка, когда формируются первоначальные нравственные ценности, идёт духовное становление, ребёнок получает основные представления о семье, о Родине, об их ценности. Воспитание духовно-нравственных чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается хорошим или плохим, злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от того кто его воспитывает, как его воспитывают и что вкладывают в воспитание, какими впечатлениями обогатят.

    Внедрение ФГОС ДО обязывает образовательные организации обеспечить приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учитывать этнокультурную ситуацию развития детей.

    «Стандарт направлен на решение следующих задач:

    - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».[2]

    В дошкольном образовании духовно – нравственное воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование у воспитанников позитивного отношения к жизни, обеспечивающего развитие  ценностно-смысловой сферы личности,  понимание основополагающих ценностей в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, соблюдение общественно принятых принципов и норм. Воспитание и формирование духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоциональных, ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе, что в принципе и составляет духовность, должно проводится через систему воспитания нравственных принципов и качеств личности. Здесь важно понимать, что воспитание нельзя разложить на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), его необходимо рассматривать как единый, целостный процесс становление человека и его духовного мира, который проходит каждодневно, систематически, постоянно.  

    Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют[3] следующие высшие духовные ценности:

    • индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
    • семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
    • национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
    • общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

    В условиях дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания:

    • Формирование начал патриотизма и гражданственности.
    • Воспитание положительных нравственных качеств личности.
    • Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.
    • Уважение к своей нации, к культурному наследию своего народа и понимание своих национальных особенностей.
    • Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей.

    Воспитание - это целый комплекс задач, стоящими перед взрослыми: воспитывать у ребенка любовь, привязанность и уважение к семье, родному дому, детскому саду, родной земле, городу; формировать в нем чувства ответственности - бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение ко всем людям.

    Город Северобайкальск – это малый северный город в Республике Бурятия находится на берегу озера Байкал. Его местонахождение определяет особую специфику взаимоотношений жителей. Здесь в дружелюбии соседствуют две культуры (русская и бурятская), две религии (православие и буддизм). Эта специфика диктует поиск особых путей духовно – нравственного воспитания детей, жителей Северобайкальска, и в первую очередь это возможно сделать через знакомство с народной культурой.  Знакомство с традициями и обычаями народов помогает воспитывать взаимоуважение, толерантность, помогает сохранить прошлое разных народов и будущее в добрососедстве. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на общее развитие детей, формирует общую духовную культуру.

    Педагоги используют различные виды детской деятельности и формы работы по реализации содержания духовно-нравственного воспитания в различных образовательных областях при знакомстве с культурой русского и бурятского народов:

    - игровая деятельность: проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр;

    - продуктивная деятельность: рисование к народным праздникам, знакомство с народным орнаментом, рисунки по мотивам народных сказок;

    - театрализованная деятельность: фестиваль народных сказок, фестиваль народов мира, инсценировка народной сказки;

    - чтение народных литературных произведений, знакомство с народными героями;

    - знакомство с календарными и народными праздниками (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица, Сагаалган, Степные игры);

    - тематические выставки детского творчества;

    - экскурсии на природу;

    - слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей.

    Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

    Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.[4]

    Список литературы:

    1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    2.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.


    [2] Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384 

    [4] См. Концепция, определение «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа

    Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

    Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

    Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

    Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

    Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

    Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

    Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....