Главные вкладки

    Дидактические игры по региональному компоненту Картотека дидактических игр для детей 5-7 лет
    картотека на тему

    Кулаченко Татьяна Васильевна

    Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

    В дошкольном возрасте большое значение для умственного развития, нравственного, патриотического  и эстетического воспитания дошкольников отводится ведущему виду детской деятельности – игре. Именно дидактическая   игра  представляет  собой  многоплановое, сложное  педагогическое  явление: она является и игровым методом обучения детей  дошкольного возраста, и формой  обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами  находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

    Разработанная мной картотека дидактических   играх по региональному компоненту способствует формированию  познавательной  деятельности детей. Дети решают самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы,  сравнивают их признаки, устанавливают сходство и различие, обобщают, делают выводы, рассуждают. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. При этом развивается самостоятельность мышления, находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения поставленной задачи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

    Дидактические игры по региональному компоненту

    Картотека дидактических игр для детей 5-7 лет

                                                                             Воспитатель:  

                                             

                                       Кулаченко Татьяна Васильевна.

                                                                               

    г. Лесосибирск  2018г.

    Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

    В дошкольном возрасте большое значение для умственного развития, нравственного, патриотического  и эстетического воспитания дошкольников отводится ведущему виду детской деятельности – игре. Именно дидактическая   игра  представляет  собой  многоплановое, сложное  педагогическое  явление: она является и игровым методом обучения детей  дошкольного возраста, и формой  обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами  находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

    Разработанная мной картотека дидактических   играх по региональному компоненту способствует формированию  познавательной  деятельности детей. Дети решают самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы,  сравнивают их признаки, устанавливают сходство и различие, обобщают, делают выводы, рассуждают. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. При этом развивается самостоятельность мышления, находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения поставленной задачи.

    Название игры, цель

    Описание игры

    Усложнение (вариант)

    «Мой детский сад»

    Цель: Ознакомление детей  с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.

    Предварительно проводится экскурсия по детскому саду. Педагоги делают фотографии помещений, и персонала на рабочем месте.

    Затем дети по фотографиям рассказывают о назначении помещений запечатленных на фотографиях, о профессиях персонала, их трудовых обязанностях.

    1.Из фотографий помещений изготавливаются пазлы, которые дети собирают и рассказывают о назначении помещений детского сада запечатленных на фотографиях.

    2.Дети подбирают соответствие назначения помещения детского сада с профессией тех, кто там работает, рассказывают о профессиональных обязанностях.

    Игра-лото «Мой город»

    Цель: Активизировать знания детей о достопримечательностях города, архитектурных сооружениях, памятниках, промышленных и культурных объектах города Лесосибирска.

    Дети берут карты, на которых нарисованы городские объекты, на каждой карте объекты различаются (по типу лото). Водящий из колоды берет карточку с изображенным объектом города и называет его. Дети закрывают на своих картах названный объект (если он есть на карте) фишкой. Игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все объекты на карте, считается победителем.

    1.Водящий не называет объект, а говорит о его назначении, дети, перед тем как закрыть изображение, угадывают объект, кто угадал первым, получает бонус (дополнительное очко или возможность угадать следующий объект первым). Набравши максимальное количество очков, становится водящим.

    Игра-лото «Животный мир Красноярского края»

    Цель: Систематизация знаний детей с фаун Красноярского края, закрепление умений классифицировать животных.

    Дети берут карты, на которых изображены животные, населяющие территорию Красноярского края. На каждой карте животные различаются (по типу лото). Водящий берет карточку с изображенным животного и называет его. Дети закрывают на своих картах названного животного (если он есть на карте) фишкой. Игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все животные на карте, считается победителем.

    1.Водящий не называет животное, а только его вид, дети, перед тем как закрыть изображение, угадывают животное, кто угадал первым, получает бонус (дополнительное очко или возможность угадать следующий объект первым). Набравши максимальное количество очков, становится водящим.

    2.Водящий не называет животное, а загадывает о нем загадку описательного характера.

    «Мой любимый город»

    Цель: воспитание ценностного отношения к родному городу, расширение словарного запаса

    Игра проводится в виде соревнования. Детям предлагается придумать как можно больше красивых слов, которые бы описывали родной город. Водящий задает вопрос: «Я люблю свой  город, потому что он …», игроки по очереди отвечают. Повторяться нельзя. Кто не может придумать выходит из игры. Выигрывает тот, кому удалось придумать больше всех аргументов.

    1.Вариант вопроса: «Что я видел в городе Лесосибирске».

    2. Вариант вопроса: «Мои любимые места города Лесосибирска».

    3. Вариант вопроса: «Что я люблю больше всего в моем городе» и др.

    «Найди одинаковые»

    Цель: развитие умений ориентироваться в пространстве городских улиц и объектов.

    Детям предлагаем фотографии городских объектов, улиц с разных ракурсов. Надо найти на фотографиях один и тот же объект города Лесосибирска.

    1.Усложнение: на фотографиях много объектов, надо найти те, что заданы.

    2.Найти объекты и описать их.

    3.Найти объекты, описать и рассказать где находятся.

    4. Найти объекты, описать и рассказать где находятся, их назначение.

    «Сказочное произведение» (моделирование)

    Цель: развитие воображения, совершенствование умений составлять связный рассказ по воображению.

    Педагог предлагает детям рассмотреть, выставленные на фланелеграфе (магнитной доске) фотографии пейзажей окрестностей Лесосибирска, городских улиц ближайшего к детскому саду окружения, объектов достопримечательностей города. И «заселить» их сказочными персонажами. Например, в реке Енисей будет жить «Золотая рыбка», а «Лягушка-квакушка» где может жить? Почему? Расскажите, где кто поселился.

    1.Вариант усложнения: персонажи должны быть вымышленные.

    2.Составить сказку с вымышленным персонажем, которая произошла в нашем городе.

    «Чья это шубка»

    Цель: закрепление представлений о характерных чертах животных и птиц, опираясь на некоторые признаки внешнего вида.

    Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо. Участник игры берет карточку (мехом вверх), трогает, гладит кусочек меха или перо и отгадывают, чья это шубка.

    После того, как ребёнок назвал птицу или животное, карточка переворачивается.

    1. Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида угадываемого животного или птицы.

    2.Использование загадок при описании животного или птицы.

    «Мой адрес…»

    Цель: закрепить знания детей о своем домашнем адресе, умение называть его.

    Дети встают в круг, воспитатель передаёт мяч и говорит: Я живу в городе Лесосибирске, улица Победы 12, квартира  7», следующий ребенок говорит свой адрес и т.д.

    1.Вариант усложнения: назвать, сколько этажей в твоем доме.

    2.Сколько комнат в квартире.

    3.Описать, что стоит в твоей комнате.

    «Наш детский сад»

    Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

    На ватмане изображена схема детского сада без обозначений. На фотографиях изображены помещения детского сада. Детям надо правильно разложить фотографии на схеме соответственно тому, как расположены помещения в детском саду. Предварительно проводится экскурсия по детскому саду, устанавливается соответствие фотографий с помещениями.

    1.Вариант усложнения: объяснить, как называется помещение и для чего оно.

    2.Кто работает в этом помещении.

    3.Профессиональные обязанности того, чью профессию называют.

    «Наш край»

    Цель: расширение представлений детей о родном Красноярском крае.

    Воспитатель показывает иллюстрации и картины и фотографии достопримечательностей Красноярского края, дети запоминают и в дальнейшем припоминают при демонстрации.

    1.Дети отвечают на вопросы воспитателя о достопримечательностях Красноярского края (предварительно воспитатель рассказывает о них, демонстрирует видеосюжеты, презентации из фондов мини-музея ДОУ «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой»).

    «Малая Родина»

    Цель: расширение представлений детей о родном городе Лесосибирске.

    Воспитатель показывает иллюстрации и картины и фотографии достопримечательностей города Лесосибирска, дети запоминают и в дальнейшем припоминают при демонстрации.

    1.Дети отвечают на вопросы воспитателя о достопримечательностях города Лесосибирска (предварительно воспитатель рассказывает о них, демонстрирует видеосюжеты, презентации из фондов мини-музея ДОУ «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой»).

    «Расскажи о своей семье»

    Цель: расширение представлении о себе как о члене семьи. Стимулирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими.

    Рассматривание фотоальбома с семейными фотографиями воспитанников группы, составленного предварительно совместно с родителями. Рассказывание о своей семье.

    1.Вариант усложнения: рассказать, где и кем работают родители.

    2.Рассказать о любимом совместном отдыхе.

    «Найти флаг Красноярского края»

    Цель: закрепить знания флага своего края, его основные цвета, что они обозначают.

    Среди предложенных флагов найти флаг Красноярского края.

    1.Вариант усложнения: рассказать, что обозначают цвета флага.

    2.Рассказать каким территориям России принадлежат другие флаги.

    «Вежливые слова»

    Цель: воспитывать культуру поведения в общественных местах.

    Воспитатель показывает карточку, на ней изображен городской объект (автобус, магазин, кинотеатр, музей и т.д.) надо рассказать правила поведения на этом объекте.

    1.Повторение правил безопасности на улице, в лесу, на берегу реки и др.

    «Путешествие по городу Лесосибирску»

    Цель: совершенствование изобразительных умений, составления описательных рассказов.

    Дети изображают дом, в котором они живут, рассказывают о нем в описательной форме.

    1.Вариант усложнения: пригласить в гости друга, чтобы он мог добраться, рассказать, как дойти или доехать до дома из детского сада.

    «Назови по имени отчеству»

    Цель: закрепить знания детей имени и отчества своего, родителей, дедушек, бабушек и других членов семьи.

    Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют свою фамилию, имя, отчество.

    1.Вариант усложнения: называют фамилию, имя, отчество мамы, папы, дедушки, бабушки и других членов семьи.

    «Где находится»

    Цель: закрепить умения ориентироваться в родном городе.

    Воспитатель демонстрирует детям фотографии городских достопримечательностей и других объектов города, дети описывают, где находится объект.

    1.Вариант усложнения: называют адрес объекта.

    «Узнай по описанию»

    Цель: закрепить знания детей о животных Красноярского края.

    Воспитатель описывает животное, обитающее в Красноярском крае, дети называют его.

    1.Вариант усложнения: загадывает загадку о животном, дети угадывают.

    2.В роли водящего выступает ребенок.

    «Чей дом?»

    Цель: закрепить, зная детей о животном мире Красноярского края.

    Изображения животных и их домов, нужно установить соответствие. Например, медведю – берлога, белке – дупло и т.д.

    1.Вариант усложнения: назвать детенышей животных, чем питается животное.

    «С какого дерева листок»

    Цель: закрепить знания детей о растениях родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый и т. д.)

    Предварительно дети совместно с родителями собирают листья различных деревьев, произрастающих на территории Красноярского края. Оформляют гербарий. Дети рассматривают гербарий, называют с какого дерева лист, образовывают прилагательное, отвечая на вопрос: лист какой?

    1.Вариант усложнения: описание внешних признаков листа.

    2.Описание дерева, с которого лист.

    «Зеленая аптека»

    Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

    Предварительно, используя видео сюжеты и презентации мини-музея ДОУ «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой», знакомятся с лекарственными растениями Красноярского края. Воспитатель показывает изображение растения, дети называют лекарственное растение, рассказывает о его целебных свойствах.

    1.Вариант усложнения: предварительно дети совместно с родителями собирают гербарий лекарственных растений, произрастающих на территории Красноярского края. Дети рассматривают гербарий, называют лекарственное растение, рассказывает о его целебных свойствах.

    «Красная книга»

    Цель: ознакомление детей с « Красной книгой», воспитание чувства ответственности.

    Предварительно, используя видео сюжеты и презентации мини-музея ДОУ «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой», дети знакомятся с понятием «Красная книга», и с её содержанием. Воспитатель показывает изображения животных, внесенных в «Красную книгу», дети называют их.

    1.Вариант усложнения: назвать детенышей животных, чем питается животное, какой его дом.

    2.Дети рассказывают правила поведения в лесу.

    «Из чего построен дом»

    Цель: совершенствовать знания детей о строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, закреплять умение образовывать имена прилагательные.

    Изображения различных домов, одно- и многоэтажных, деревянных, панельных, кирпичных. Дети рассказывают, из чего построен дом.

    1.Вариант усложнения: из чего элементы дома (окна, двери, крыша, крыльцо).

    2.Из каких материалов внутренняя отделка.

    3.Из чего построен мой дом.

    «Я люблю… »

    Цель: воспитание уважительного, заботливого отношения к близким людям, друг к другу, развитие коммуникативных навыков.

    Воспитатель рассказывает детям о том, как люди заботятся друг о друге, о своих детях, родителях, близких. Дети рассказывают о своем опыте проявления заботы по отношению к близким, к товарищам.

    1.Вариант усложнения: рассказать о заботе других по отношению к ним.

    «Подбери наряд кукле»

    Цель: ознакомление с национальной одеждой, воспитание интереса к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.

    Дети называют национальность, ориентируясь на национальный костюм куклы.

    1.Вариант усложнения: одежда кукол перепутана, надо правильно одеть куклу в национальную одежду, назвать национальность.

    «Мир предметов»

    Цель: обобщить представление детей о материалах природного или искусственного происхождения, из которых состоят окружающие предметы. Закрепить умение образовывать имена прилагательные.

    Картинки с изображением различных предметов быта. Дети называют материал, из которого они состоят.

    1.Вариант усложнения: рассказать о назначении предметов.

    2.Предметы сложные, состоящие из различных материалов.

    «Собери узор»

    Цель: расширить представления детей о народных промыслах, активизировать интерес к традициям разных народов.

    Дети называют виды народных промыслов изображенных на картинках.

    1.Вариант усложнения: дети собирают картинки из разрезных фрагментов, изображающих народные промыслы.

    2.Описание промысла.

    «Какие праздники ты знаешь?»

    Цель: совершенствовать знания детей о традиционных праздниках (народных, государственных, календарных).

    По сюжетным картинкам, изображающим тот или иной праздник, который отмечается традиционно на территории Красноярского края, дети определяют название праздника.

    1.Вариант усложнения: рассказать, что знаешь о празднике, изображенном на картинке.

    Список используемых источников:

    1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ЦГЛ, 2008.

    2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М.: просвещение 1985.

    3. Материалы мини-музея ДОУ «Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

    Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

    Дидактические игры по региональному компоненту с использованием приемов социо-игровой педагогики.

    Дидактические игры по ознакомлению с родным городом, краем, его природой, направленные на воспитание любви к малой родине, патриотических чувств с использованием приемов социо-игровой педагогики....

    Дидактические игры по региональному компоненту

    Дидактические игры по региональному компоненту...

    Дидактические игры по региональному компоненту.

    Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. Реализация регионального компонента предъявляет особ...

    Реализация регионального компонента средствами дидактической игры «Якутская посуда».

    В данном материале содержится дидактическая игра своими руками с региональным компонентом "Якутская посуда"...

    Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

    Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

    Дидактическая игра с региональным компонентом Тема: «Собери кубики»

    Расширить ,закрепить,уточнить представления дошкольников о:1.С башкирским национальным жилищем –юрта2.С гербом Башкортостана3.С башкирским национальным духовным инструментом – курай4.С баш...