Главные вкладки

    Методическое пособие
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Ярцева Зоя Сергеевна

    П а т р и о т и ч е с к и е чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их сред, природе и культуре своей страны. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodichk_1a_dlya_raspechatki.docx164.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЖИВОТИННОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

    Парциальная программа «Россия – Родина моя»

    по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального искусства

    Методическое пособие

    Картинки по запросу новоживотинное

    Воронеж 2018

    «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
    Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого –

    с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,

    к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

    Академик Д.С. Лихачев

    Разработчик: воспитатель ВКК МКДОУ Новоживотинновский детский сад

    Ярцева Зоя Сергеевна


    ВВЕДЕНИЕ

    П а т р и о т и ч е с к и е чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их сред, природе и культуре своей страны. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

    В условиях реформирования системы дошкольного воспитания, все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становления дошкольника как личности, формирования его гражданской позиции, патриотических чувств, усвоения национальных традиций и социокультурных норм.

    От того, в каких условиях находится и развивается ребенок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

    Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

    Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

    Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

    Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

    Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

    В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

    В дошкольной организации всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу.

    Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

    Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

    В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

    В данных методических рекомендациях представлен мой опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

    В нашем детском саду сложилась определенная система по ознакомлению детей с родным краем с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторических и современный город; а также природное окружение: экологические тропы на территории детского сада, Зеленая Гостиная, экологические тропы в группах. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности и неразрывно она связана с музыкой.

    Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы «возвращаются» вновь увиденным кадрам.

    Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение пожарной части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

    Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. С детства, наши дети стараются быть похожими на своих старших братьев, отцов, дедов. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.

    Праздничные марши, перестроения, танцы и игры на военную тематику тоже создают определенный бодрый настрой у детей, формирует устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им. В музыкальной деятельности у детей формируются представления о воинском долге.

    Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательство сопровождается музыкой.

    Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями в ДОУ: «День рожденье в детском саду», «Край Веневский», «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы», « Я-сын Руси! Здесь край моих отцов!».            Каждый год наши ребята участвуют в ежегодном смотре детского  творчества детей. Концертная программа «О, Родины моей солдаты!» является своеобразным подведением итогов творческих дней Фестиваля. Воспитанники ДОУ с удовольствием поют, танцуют, рассказывают стихи о родном крае.

    Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

    С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.  


    4. Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте на 2017-2018 год

    № п/п

    Месяц

    Тема

    Цель и содержание мероприятия

    1

    Сентябрь

    «Мой дом – моя семья»

    Беседа «Моя семья».

    Цель: воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами ее семьи.

    Целевая прогулка «Дом, в котором я живу».

    Цель: рассмотреть близлежащие дома.

    Музыкальная сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».

    Цель: умение распределять обязанности по дому: убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.д. (Приложение Б)

    2

    Октябрь

    «Мой детский сад»

    Прогулка «По территории детского сада».

    Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

    Вечер воспоминаний «История детского сада».

    Цель: познакомить детей с историей детского сада.

    Художественный труд. Тема: «Подарки сотрудникам детского сада».

    Цель: закреплять умение создавать из бумаги объемные открытки-сувениры для сотрудников детского сада

    3

    Ноябрь

    «Мое родное село Новоживотинное»

    Беседа «Из истории села Новоживотинное – село Рамонского района Воронежской области».

    Цель: познакомить детей с историей поселка, его названия; вызвать интерес к своим родным местам, прививать чувство гордости за него.

    Музыкально-тематический досуг «Наше село Новоживотинное – село Рамонского района Воронежской области» с презентацией.

    Цель: развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. (Приложение А)

    4

    Декабрь

    «Алексей Кольцов – поэт Воронежский»»

    Музыкальное занятие

    Цель: вызвать у детей интерес к знаменитым людям земли Воронежской. (Приложение В)

    5

    Январь

    «Город и село» (сравнение)

    Беседа «Город Воронеж».

    Цель: закрепить знания о различиях между городом и поселком.

    Выставка фотографий города и поселка.

    Цель: привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателем по организации фотовыставки

    6

    Февраль

    «Архитектура Новоживотинного – село Рамонского района Воронежской области»

    Цель: закрепить представления детей о современных и исторических архитектурных сооружениях поселка, обратить особое внимание на главный памятник архитектуры – Храм на Ивановой горе

    7

    Март

    «Достопримечательности родного края»

    Презентация «Знакомимся с достопримечательностями села».

    Цель: закреплять и пополнять знания детей о достопримечательностях родного поселка (памятники, стадион, храмы, фабрика, дом культуры, спортивный центр и др.).

    Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство».

    Цель: продолжать учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений

    8

    Апрель

    «Мастера художественного промысла»

    Образовательная деятельность. Рисование. Тема: «Любимые узоры».

    Цель: закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, познакомить с народными промыслами Серпуховского района и нашего поселка.

    9

    Май

    «Этот День Победы…!»

    Образовательная деятельность. ФЦКМ. Тема: «Ваш подвиг будет жить в веках!».

    Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

    Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в ВОВ.

    Цель: рассказать детям о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину

    li


    Сценарии занятий с детьми 5-6 лет по патриотическому воспитанию средствами музыкального искусства

    «Посиделки у самовара»

    Цель:

    • Формирование представлений о традициях русского гостеприимства.

    Задачи:

    • повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух  времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет;
    • формировать ведущие качества личности в рамках  компетентностного образования: способность к сотрудничеству, знание культурологических основ семейных, социальных,  общественных явлений и традиций;  
    • приобретение опыта в бытовой и культурно-досуговой сфере;
    • дать детям и посетителям возможность взглянуть на чудо-самовар  по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей  страны;
    • пробуждать у детей интерес к творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее.
    • Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, игру на ложках.

    Предварительная работа:

    • беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций, посещение выставки самоваров, просмотр презентации.

    Оборудование:

    • музейные экспонаты - самовары;
    • русские народные костюмы для детей и ведущих, павлопасадские шали;
    • памятка “Рецепт приготовления чая”;
    • выставки: “В мире самоварных профессий”, “Встреча у самовара” (творческие работы детей);
    • 3 коромысла с вёдрами
    • колодец
    • 3 веника, мячи, кегли

    Ход развлечения:

    Под музыку дети в народных костюмах, пританцовывая, входят в зал.

    Ведущий 1 (ребенок):   Добрый день, уважаемые гости!

    Очень часто за событиями
    И за сутолокой дней
    Старины своей не помним,
    Забываем мы о ней.
    И хоть более привычны нам полеты на Луну,
    Вспомним русские обычаи,
    Вспомним нашу старину!

    Ведущий 2 (ребенок):   Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

    Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

    Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.

    Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

    Ведущий 1 (ребенок): Отдых - это не безделки.

    Ведущий 2 (ребенок): Время игр и новостей,

    Ведущий 1 (ребенок): Начинаем посиделки,

    Ведущий 2 (ребенок): Открываем посиделки.

    Вместе: Для друзей и для гостей.

    (Выходят мальчик и девочка с караваем).

    Мальчик. Нам начинать досталась роль,
    Не путайте с нагрузками,
    Мы принесли вам хлеб и соль
    На посиделки русские.


    Девочка. Жива та память старины
    От поколенья старшего
    Важны обряды и слова
    Из прошлого из нашего.
    И потому принять изволь
    Тот, кто пришел на посиделки,
    На этой праздничной тарелке
    Из наших рук и хлеб и соль!

    Мальчик : Каравай мы вам подносим.

    Поклоняясь, отведать просим!

     Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

    (Пускают хлеб, соль по кругу)

    Песня «К нам гости пришли»

    . 1хозяйка: В старые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать.

    2хозяйка: А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией. Без чайка не обходились ни одни посиделки.

    1хозяйка: Вот и мы с вами собрались на чайные посиделки. Будем с вами петь песни, частушки, танцевать, в игры играть, о чае говорить и, конечно, пить чаёк из самовара. Ну а пока начнём наши посиделки со звонкой песни.

    Песня «В дом заходите»

    Ребенок:

    Чай горячий ароматный
    И на вкус весьма приятный
    Он недуги исцеляет
    И усталость прогоняет
    Силы новые даёт
    И друзей за стол зовёт
    С благодарностью весь мир
    славит чудо — эликсир

    Хозяйка2: Родиной чайного дерева принять считать Китай.

    Хозяйка 1: Одна из старинных легенд так рассказывает о происхождении чая.
    Давным — давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев зелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили использовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая прилив сил.
    В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как и производство шелка, фарфора и бумаги.
    В древности китайцы считали чай противоядием от 72 ядов и применяли только для лечения больных.

    2 Хозяйка: А знаете ли вы как чай попал в Россию?

    Хозяйка 1. Да, действительно. Это историческое для России событие произошло в 1638 году. Мы сейчас с вами перенесемся в далекий 1638 год, когда еще были цари. Я приглашаю вас в наше маленькое путешествие. Вот как это было.

    Драматизация силами детей.

    В зал заходит царь Михаил Федорович Романов с послом. Царь садиться на трон посол становится рядом.

    Царь.

     Ты посол мой, иди,

     К Алтын-хану попади,

     Одари соболями.

     Чёрно – бурыми лисами

     Да каменьев драгоценных

     Захвати непременно.

    автор.

     Посол с приказом согласился

     И с поклоном удалился.

     Царь же стал, как всем понятно,

     Ожидать посла обратно.

     Дни и месяцы прошли…

     Возвращается посол.

     Царь и кормит и поит,

     И ответ держать велит.

    Царь.

    Чем ответил Алтын – хан?

     Что же мне прислал он в дар?

     Послы.

     В чужих странах мы бывали,

     Много дива повидали,

     Посетили Алтын – хана.

     Вроде всё в нём без изъяна.

     Но с чудинкой он, однако…

     Вот смотри подарок, на-ка! На подносе, горка чая с надписью «Чай».

     автор.

     Как увидел царь-отец

    Что принёс ему гонец,

     В гневе начал он кричать

     И послов хотел прогнать.

     Царь берет поднос с чаем у посла и идет к зрителям.

     Царь.

     Посмотрите вы, бояре!

     Ведь смеётся хан над нами!

     Что же это? Не пойму?

    Горка листьев…. Почему?

     автор.

     Но, смягчившись на сей раз,

     Слугам дал такой наказ:

     Чудо - листья заварить .

     Да боярам подносить.

     Царь.

    Чтоб не страшно было вам,

     Перву чашу выпью сам.

     Царь подходит к столу и берет чашку с чаем и начинает пить.

    автор.

    Глотнул раз … Потом второй …

     Вкус понравился

    Царь. Крутой.

     Воспитатель. Царь-то наш дивиться чуду.

    Царь.

     Если только жив я буду,

     Буду устали не знать,

    Каждый день чаи гонять.

     Хозяйка 2: Благодарю вас ребята за это маленькое путешествие в прошлое. Теперь мы будем знать, с каких пор в России полюбили чай.

     Ребенок: Мы за чаем не скучаем,

                       Мы частушки сочиняем.

                       Частушки не случайные,

                       Частушки тоже «чайные».

                                                     ЧАСТУШКИ

     1.Мы на чайных посиделках        

    Очень рады побывать.                        

    Только вы не забывайте                    

    Чай нам чаще подливать.                  

    2.Самовар поёт, гудит,                  

    Только с виду он сердит.              

    К потолку пускает пар                      

    Наш красавец самовар.                      

     

    3.Мама чаю, мама чаю                      

    С голубого чайника.                                      

    Не пойду я за простого,                                

    Пойду за начальника.                                  

    4.Много чая я пила-

    Самоварничала.

    Всю посуду перебила-

     Накухарничала!

    5.Ой, чай, крепкий чай,

    Пейте чай-чаёчек,

    Чтобы радость приносил

    Каждый день-денёчек.

    А сейчас послушайте загадку - и, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

    Хояйка1:   Стоит толстячок,  

    подбоченившись бочок,

    Шипит и кипит-  всем пить чай велит.

     (Самовар)

    Хозяйка 1 (презентация) Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печка-матушка да самовар-батюшка».

    Самовар - исконно русское изобретение. Родился я на самоварной фабрике в середине 19 века в городе Туле. Тогда на Руси много мастеров - самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки. Шапочки резные. Есть самовары, похожие на вазы, бокалы,

    колонны, на круглые шары. А есть - похожие на сундучок, паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делались совсем маленькими - это самоварцы, а другие -великанами - это самоварища. С виду разные, а вот воду грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло свое воде отдают.

    Дети:

    Самовар пыхтит, искрится-

    Щедрый, круглый, золотой.

    Озаряет наши лица

    Он своею добротой.

    Посидеть за самоваром

    Рады мы наверняка,

    Ярким солнечным пожаром

    У него горят бока.

    Исполняется танец  «Самовар» на песню «Пых-пых, самовар» в исполнении театра-студии «Непоседы», слова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова.

    Ребенок:

    Надо чаю настояться,

    Водой нам нужно запасаться.

    Только где ж набрать водицы?

    Эй, девчата, на криницу!

    Коромысла с ведрами берите,

    Нам воды для чая принесите!

    Хозяйка1: Егорушка Катюше помог набрать водицы, а наши самовары-то пусты.

    Скорее к колодцу – воды набирайте,

    Бегите к столу – самовар наливайте!

    Игра “Наливаем самовар»

    Дети делятся на две-три команды: встают в две-три шеренги, возле каждой команды стоит коромысло с ведрами. Звучит музыка. Ребёнок зачёрпывает воду из колодца(имитация) и, аккуратно несут «воду»-наливают в самовар, затем передают коромысло следующему игроку.

    Ведущий:   Вот уже струится пар,

                         Закипает самовар!

                         Посиделки хороши!

                         От души и для души!

                         Всем на удивленье  -

                         Большое представленье.

    Мальчик:    Я — удалый молодец,

                          На ложках вам сыграю.

                          Братцы, выходите,

                          Девчат повеселите.

    Песня-игра «Ложки», Д. Рытов,  

    «Русская ложка» Музыкально-игровая энциклопедия

    Ведущий:

    Молодцы у нас ребята!

    Наши гости и девчата!

    Ну, ни в чем не уступали,

    Очень весело плясали!

    А теперь на чай зовем,

    И чайку мы всем нальем.

    Сверху — пар, снизу — пар,

    Вот он, русский самовар.

    Милости просим на чашку чая!  

    Дети:

    Я хочу открыть секрет,

    И полезный дать совет:

    Если хворь с кем приключится,

    Чаем можете лечиться.

    Чай в жару нас освежает,

    А в морозы согревает.

    И сонливость переборет,

    И с усталостью поспорит.

    Сокрушит любой недуг,

    Чай здоровью – лучший друг!

    Ведущий:  И то верно! Очень полезен для здоровья травяной чай! И сейчас для знатоков и любителей чая мы проведём конкурс “Определите на вкус, что добавлено в чай”

    (чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком, чай с мёдом, чай чёрный байховый, чай с сахаром, лимонниковый, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др.)

    Ведущий:   Чай у нас не простой,

                         А с лечебною травой.

                         Пейте, не разливайте.

                         Да на вкус определяйте.

    (Дети и гости называют, с чем заварен чай.)

    Конкурс «Знатоки чая»

    Ведущий 1 (ребенок).  Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение  – Пряник-разгоняй! 

     Ведущий 2 (ребенок):

    Посиделки – вечеринки,

    У кого ты не спроси,-

    Это – русские картинки

    Нашей жизни на Руси.

    Мы делились новостями,

    Мы старались вас развлечь,

    Мы прощаемся с гостями.

    Говоря: до новых встреч!

    Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!

    (Ведущие ставят перед гостями поднос с пряниками)

    1 Хозяйка.

    Хоть закончен разговор
    Приглашаем всех за стол
    Чашка чаю ждёт гостей
    Приглашаем всех друзей

    2 Хозяйка: Приглашаем всех участников нашего праздника за широкий, богатый русский стол на традиционное чаепитие.

    Сценарий праздника, посвящённого 8 марта

    для детей старшего дошкольного возраста

    «ПРАЗДНИЧНАЯ ЯРМАРКА»

    Под русскую народную музыку в зал вбегают 4 скомороха-ребенка

    1скоморох: Люди добрые! Народ честной!

    Поздравляем всех с весной!

    2 скоморох:  А с весной приходит к нам –

    Праздник бабушек и мам!

    3 скоморох: А подарки все купили?

    Ничего не позабыли?

    4 скоморох:  Коль забыли – не беда!

    Ждет вас ярмарка, друзья!

    1 скоморох:      Мы гостей к себе позвали!

                               На Ярмарку всех приглашаем,

                               Все скоморохи: И праздник – начинаем!

     2 скоморох:               Ярмарка огневая, яркая!

                                      Ярмарка плясовая, жаркая!

     3 скоморох:            Гляньте налево — лавки с товаром!

                                      Гляньте направо — веселье даром!

    Под музыку дети заходят парами (через центр)

    Через перестроение образуют круг

    4 скоморох:                Так что ж, погуляем на празднике нашем…

    Все дети:                  Нигде не найдёте вы праздника краше!

    Ведущий:                 Слушайте, люди добрые!

                                       Сообщаю сей же час!

                                       Чтоб было всё, как подобает:

                                       Ярмарке - шуметь, горожанам – песни петь!

                                       Веселью, шуткам быть! Повелеваю ярмарку отрыть!

    Танец общий

    Садятся за прилавки-столы лицом к зрителям

     Мальчик:                Налетайте, налетайте!

                                        Покупайте, покупайте,

                                        Мы ребята удалые,

                                        Мы ребята озорные,

                                        Всех на ярмарку зовём,

                                        И платочки продаём!

     Девочка:                 Я платочки покупаю,

                                        Приглашаю всех сплясать.

                                        С праздником всех поздравляю,

                                        Где подружки? Не видать!

     Девочка:              Здесь мы, здесь, давно стоим!

                                        На товары всё глядим.

                                        Как платочки заберём,

                                        Сразу танцевать начнём.

    Девочки исполняют танец с платками (8 девочек)

     Мальчики встают у своего прилавка и показывают музыкальные инструменты.

    1ребенок: Посмотри какой товар!

    2ребенок: Я такого не видал!

    3ребенок: А как весело звучат,

    Песню все начнут сейчас

    Оркестр

    Встает у своего прилавка мальчик, берет со стола книгу.

    Ребенок: Вот лучший подарок на все времена,

    В книге стихи вы найдете, друзья!

    Мамы и бабушки любят стихи,

    Я думаю счастливы будут они!

    1.Солнце светит за окном,

       Снега стало меньше.

       Поздравляем с женским днем

       Всех любимых женщин:

     2.Маму, бабушку, подружек,

        Всех соседок и старушек,

        Теть, сестер  и воспитателей!

        Всех поздравим обязательно.

     3.8 марта – сладкий праздник,

        Душевной радости свирель,

        Всё так легко и так прекрасно

        В Международный Женский День!

      4.Пусть трели соловьёв певучих

         Повсюду весело звенят,

         Пусть радужным теплом накроет

         Цветов весенних аромат!

      5.Вам наши песни и улыбки

         И солнца вешнего тепло.

         Звенит капель, играют скрипки

         Зиме завистливой назло.

                                                    Песня

    Ребенок :                 Песнями да плясками сыт не будешь!

                                      Продаётся угощенье – пряники да печенье,

                                      Вафли да конфетки – кушайте, детки!

    ВЕДУЩИЙ:             Так много сладостей на свете,

                                      Ребятам нравятся вот эти:

                                     «Карамельки», «Леденцы»

                                      Очень вкусные они.

    Берет поднос с конфетами , готовит к игре (3 стула для мамы, 1 стул для подноса,3 степлера и 3 ленты)

    ВЕДУШИЙ:  мамам нашим предлагаем играть, будем вместе с детьми вашими бусы собирать.

    Игра: «Сладкий подарок маме». Играет парное количество мам со своими детьми. Мамам дается степлер и лента,на которую будут крепиться конфеты. Дети носят по одной конфете маме, а та в свою очередь соединяет их степлером. У кого быстрее получатся бусы из конфет

    Ведущая:

    Вы, друзья, скажите прямо, есть у вашей мамы мама?

    Сварит кто для вас компот?  Платье к празднику сошьет,

    Испечет оладушки – ну конечно…

    Все: Бабушка! 

    1.С бабушкой моей вдвоем

    Очень дружно мы живем!

    Вместе ходим мы гулять,

    Вместе мы ложимся спать

    2.Вместе моем мы посуду -

    Правда, правда! Врать не буду!

          Мы не любим унывать,

    Можем спеть и станцевать-

    3.Будет бабушка мне хлопать,

    Ну, а я – кружиться, топать!

    Не капризничать стараюсь,

    Слез не лью, а улыбаюсь -

    С ней большие мы друзья,

    Потому что мы – СЕМЬЯ!

    Мальчик: Поглядите какой товар!(показывает шарманку)

    У меня шарманка есть, пусть играет и песней бабушек наших позабавит.

    ПЕСНЯ ДЛЯ БАБУШКИ

    Ребенок:  Посмотрите мой товар.

    Это русский самовар.

    Всех на чай я приглашаю (наливает чашку чая отдает воспитателю)

    С 8 марта поздравляю.

    ТАНЕЦ «САМОВАР с чашками» (1 мальчик- самовар, 4 мальчика-чашки, 4девочки чашки)

                                                                                                                                                          Ведущий:                  Вот какой у нас базар,

                                        Разный есть у нас товар!

                                        А теперь позвольте, гости дорогие,

                                        Поздравить с женским днем,

     Примите в этот день весенний подарок самый дорогой.                                    

    Ребенок: Дорогие наши мамы, мы и сами признаем 
    Что, конечно, не всегда мы хорошо себя ведем. 

    Ребенок: Мы вас часто огорчаем, что порой не замечаем, 
    Ребенок: Мы вас очень, очень любим!  Будем добрыми расти, 
    Ребенок: И всегда стараться будем хорошо себя вести. 

    Все дети:Мы вас любим!

    Под музыку дарят подарки мамам

     

    Ведущий: Отдаем мы вам свое почтение                

                      И благодарим за посещение

                       


    Приложение 1

    История села Новоживотинное

     Новоживотинное – село Рамонского района Воронежской области. Расположено в 27 километрах к северу от областного центра на левом берегу реки Дон, невдалеке от автомобильной трассы Воронеж – Москва.

    Расстояние до районного центра, рабочего села Рамонь,- 17 километров. Является одним из крупнейших сел района. В народе говорят: «Россия – матушка, Дон-батюшка». И это не случайно, так как история села тесно связана с историей страны. 

    Новоживотинное – административный центр Новоживотинновского сельского Совета, на территории которого расположены также село Хвощеватка, деревни Медовка, Моховатка и Репное.

    Территория Новоживотинновского сельского Совета граничит: на севере – с землями Скляевского и Горожанского, на востоке и юго-востоке – Айдаровского, на юге – Яменского, на западе и юго-западе – Русско – Гвоздевского сельских Советов того же Рамонского района. На западе на небольшом расстоянии проходит граница с территорией Семилукского района Воронежской области.

    По физико – географическому районированию Новоживотинное относится к левобережному придолинно – террасовому району типичной лесостепи, располагаясь в ее центральной части. Для территории, которую занимает село и населенные пункты, входящие в Новожйвотинновский сельский Совет, характерны преимущественно пойменные, надпойменно – террасовые ландшафты, которые были сформированы в условиях Окско – Донской низменности. Имеются здесь и так называемые зандры-пространства, сложенные галечниками и песками, примыкавшие некогда к краю ледников. Такие ландшафты широко развиты на равнинах, подвергавшихся в древности материковому оледенению. Этот район тянется не очень широкой полосой в два – три десятка километров, занимая террасированные территории левобережий Дона и Воронежа на довольно значительной длине от северных границ Центрального Черноземья до отрезка Дона в районе Лисок.

    Рисунок БВ1 – Река Дон

    Поверхность района постепенно понижается к поймам рек Дона и, Воронежа – с востока на запад – и имеет вид слаборасчлененной равнины.

    Научные исследования показывают, что в основании территории этого района лежат породы, заложенные от 350 до 410 миллионов лет тому назад – в тот исторический период Земли, который называется девонским. Эти породы характеризуются известняками с прослоями глин, песчаников.

    Климат района, в котором расположено село, характеризуется теплым, умеренно влажным летом. Устойчивая зима с морозами ниже 5 градусов начинается здесь в первых числах декабря и только в январе средняя температура снижается до 10 градусов. Средний абсолютный минимум температуры находится в пределах (26 – 30 градусов мороза. Вместе с устойчивыми температурами ниже 5 градусов устанавливается и устойчивый снежный покров. 15-18 сантиметров – такова его средняя глубина, достигающая в защищенные местах 25 сантиметров. Средняя же глубина промерзания почвы, по многолетним наблюдениям 60 – 70 сантиметров.

    Самый теплый месяц в этом районе – июль. Его средняя температура колеблется в пределах от 19 до 20 градусов. Количество осадков в районе Новоживотинного – в пределах 470-490 мм. Это на 20-40 мм больше, чем в южной части района Окско-Донскюй низменности, что связано с наличием поблизости крупного Усманского лесного массива. Климатические, почвенные и гидрологические условия этих мест благоприятны для земледелия, произрастания деревьев и трав. На этих землях выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, картофель, овощи, бахчевые культуры. Их урожаи, как правило, высокие.

    Новоживотинное возникло в 70-х годах XVII века. Название связано с возникновением в конце XVI века в глубине леса, у ручья Животинного, села, которому этот ручей дал название. В отличие от него новое село, основанное крестьянами Животинного, стали называть Новоживотинным, а Животинное со временем превратилось в Староживотинное. 

    Рисунок В.2 – Деревня Новоживотинное

    В 1585 году последний из Рюриковичей Федор Иоаннович отдает указ на постройку крепости на реке Воронеж. Она станет: «…Руси щитом перед кочевой ордой Востока…».

     Кочевники пришли на нашу землю и уничтожили здесь жизнь полностью. 200 лет на этом плодородном месте живут дикие звери и дикие птицы. И только со строительством крепости Воронеж станет оживать эта земля. Недалеко от Воронежа в лесу протекал ключ, воду которого знали, как живительную, животворную. Со всей Руси шли ходки в лаптях и онучах к этому ключу, чтобы поправить свое здоровье. Вода помогала при глазных болезнях. Многие, получив облегчение, оседали, строя дома, рубя хаты, по берегам ключа. Так возникло у ключа сельцо, что люди стали называть Животинное, по живительной воде.

    Это село сейчас называют Староживотинное. «Сельцо Животинное на Животинном колодези; в селе часовня, нареченна церковь на имя Архангела Михаила, а церковь срублена, стоит в струбце, древена клетухи, а тое часовни поп во дворе Данило Клементьев…». Эта запись в писцовых книгах Воронежской губернии относиться к 1615 году – самому началу 17 века.

    В Воронеже разворачивались работы большого государственного значения – строительство российского флота. Появился указ государя об отчуждении для корабельного строения всех окружных лесов.

    В 1703 году из Староживотинного перевели сюда церковь Михаила Архангела – до этого в селе была небольшая православная часовня.

    С переводом Староживотинновской деревянной церкви Новоживотинное становилось уже селом. В 1780 году была построена новая церковь – каменная.

    Начало 19 века отмечено особой датой, как для рода Веневитиновых, так и в истории Новоживотинного. А в 1803 году родители будущего поэта – Владимир Петрович и Анна Николаевна покупают дома в Москве и переезжают туда на постоянное место жительство. А в 1805 году в доме № 4 в Кривоколенном переулке у них родился Дмитрий, который прославил род Веневитиновых как поэт – романтик, основатель русской философии. Этот дом в Москве знаменит еще тем, что частым гостем в нем бывал

    А. С.Пушкин. Он по матери Дмитрию приходился четвероюродным братом, то есть бабушки Пушкина и Веневитинова были кузинами. Сблизились братья только тогда когда тот и другой стали поэтами, дружба их станет крепкой и профессиональной: издают журнал, Дмитрий рецензирует первые главы «Евгения Онегина», много пишут в стихах и прозе, посещают одни гостиные, заводят общих друзей.

     В семье у Дмитрия были еще брат Алексей и сестра Софья, но самым одаренным ребенком был Дмитрий. К 16 годам он знал 5 языков, писал музыку, пел арии из опер, рисовал маслом, писал стихи. В 16 лет он поступил в МГУ, который закончил уже через 2 года, причем все четыре факультета, существующие там. В университете Веневитинов создает литературно – философский кружок «Любомудров», что позднее перерастает в общество, которым будет руководить Веневитинов и Одоевский.

    Возможно, эти восторженные юношеские образы природы Новоживотинного, и сделают Дмитрия певцом природы. Он станет называть природу храмом.

    …Открой глаза на всю природу,-

    Мне тайный голос отвечал,-

    Но дай мне выбор и свободу.

    Твой час еще не наступал:

    Теперь гонись за жизнью дивной

    И каждый миг в ней воскрешай,

    Но каждый звук ее призывный-

    Отзывной песнью отвечай!.

     Или еще. На призыв Друга (« Поэт и Друг») довериться мудрой природе, не презирать ее дарами. Поэт отвечает:

    «… Природа не для всех очей.

    Покров свой тайный поднимает:

    Мы все равно читаем в ней,

    Но кто, читая, понимает?

     Дмитрий Веневитинов в наших сердцах навсегда останется молодым. Он прожил очень короткую жизнь. Он сам себе пророчил короткий век:

    «…Судьба сказала мне давно:

    Ты в мире молнией промчишься!

    Тебе все чувствовать дано,

    Но жизнью ты не насладишься».

     В историю Новоживотинного вошло и еще одно литературное имя. В 1887 году здесь, в имении Веневитиновых, жила и работала гувернанткой автор знаменитого романа «Овод», английская писательница Этель Лилиан Войнич. Э.Л. Буль родилась 11 мая 1864 года в Корке (Ирландия). Ее отец – видный английский математик, положивший начало математической символической логике, рано ушел из жизни и оставил жену с четырьмя детьми без средств к существованию. А Этель с 1882 года учится в Берлине в Королевской консерватории по классу фортепиано. Вскоре она получает наследство, которое дает ей возможность закончить музыкальное образование и получить гуманитарное. Но вскоре ее поражает недуг: болит позвоночник, и немеют руки, и уже по 6-8 часов она не может посвящать себя инструменту. И тогда русский революционер, живущий в изгнании в Англии, С.М.Стеняк-Кравчинский, близко знавший Этель, заставляет ее заняться писательством.

    В апреле 1887 года, она вместе с Веневитиновыми выезжает в их родовое имение на реке Дон, где пробудет все лето. «Многое из того, что я видела и слышала, испытала в России, описала в романе «Оливия Летэм», – позднее признает Этель. В России она проживет два года, а по возвращению, связи с этой страной не будут прерваны. Этель была знакома с Плехановым, переводила на английский язык Гоголя, Островского, Достоевского, Салтыкова – Щедрина, Лермонтова, Тараса Шевченко.

     В 1890 году в Англии, Этель Буль встречает польского революционера Михаила Войнич, а в 1892 они поженились. В 1895 году, уже под фамилией Войнич выйдет первое издание романа «Овод».

     В бывшем СССР роман был очень популярен. Он выдержал 180 изданий, его тираж превысил 11 млн. экземпляров. Не одно поколение воспитывалось на подвиге Артура. Роман издан на 24 языках мира. По его сценарию сняты многие фильмы, поставлены оперы и балеты. Хотя есть еще книги, написанные Этель, но мировую известность Этель Лилиан Войнич принес этот роман.

     В 1920 году Войнич переезжает в Америку, живет в Нью-Йорке на семнадцатом этаже в бесславии и бедности. Слава пришла к ней в России, где этот роман читали и зачитывали до дыр, книга переходила из рук в руки. Но в России считали, что Войнич – это мужчина, который был свидетелем событий, произошедших в Италии. И тогда в конце 50-х годов, Евгения Таратура решила найти автора «Овод». И, идя по следам, находит Войнич, живущую в Америке, где роман почти не знаком читателям и был издан всего один раз.

     Впервые ее посещают дипломаты, литературные и пионерские делегации. Весь мир вновь говорит об «Оводе» и об Этель. Борис Полевой, побывал у Войнич, называет ее женщиной – легендой, роман получил титул « Книги ХХ столетия». Воспоминания Войнич о пребывание в России, Полевой опишет в одной из новелл, в книге «Силуэты». В ней Этель вспоминает: «В родовом имении Веневитиновых, на берегу Дона, я давала детям уроки английского и по вечерам, когда собирались гости, должна была играть на пианино…»

    А. И. Шингарев. Этому человеку Новоживотинное тоже обязано широкой известностью в России и за ее пределами. В 1901 году на Воронежской земле вышла книга Шингарева «Вымирающая деревня». Она дала повод журналистам последующих лет рассказывать, анализировать и сравнивать жизнь села до и после революции. Материал этой книги использовал и

    1917 год круто изменил историю России и села. Летом в 1917 году в помещичьем имении Веневитиновых возник рабочий комитет. Он стал полным хозяином положения. К осени напряжение в селе достигло наивысшего предела. Советская власть в селе была установлена в декабре 1917 года. Крестьяне получили 2860 гектаров земли, конфискованной у помещиков. Весной 1919 года в селе была организованна сельскохозяйственная коммуна «Искра». Ее организатором был Василий Андреевич Павельев.

     А впереди у села Новоживотинного были еще более трудные испытания. В 1919 году Новоживотинное захватили войска Мамонтова. Село оказалось на самой линии фронта и подвергалось налетам белогвардейцев неоднократно. Окопы проходили прямо по крестьянским усадьбам, по огородам. Несколько раз белые взрывали мост через Дон. И каждый раз новоживотинновцы восстанавливали его. Новоживотинное было освобождено конницей С. М. Буденного.

     После разорительной гражданской войны село медленно налаживало жизнь. Окончание гражданской войны вселяло надежды на спокойную жизнь. Но вслед за войной на село наступала засуха 1921 года. Ее результатом стал голод, вспышки эпидемий. Они унесли немало жизней новоживотинновцев. В 1924 году новоживотинновцы организовали сельское потребительское общество. Большую организаторскую работу проводил в те годы сельский Совет. Одним из первых председателей был бывший батрак веневитинского имения Гавриил Алексеевич Гончаров. В сентябре 1929 года было создано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) под названием «Красный Октябрь». В апреле 1930 года оно стало базой, на которой возник колхоз «Великий Октябрь». Председателем колхоза был избран И. С. Дорохич, которого сменил затем К. Е. Дьяков.

     1 мая 1931 года 462 жителя Новоживотинного и других населенных пунктов, расположенных на территории сельского Совета, подписали письмо с требованием закрыть церковь. В 1932 году Архангельская церковь была превращена в колхозное зернохранилище.

    Начало тридцатых годов знаменательно для села и целым рядом других событий. В апреле 1931 году начал строиться филиал научно-исследовательского института детского труда при Академии педагогических наук РСФСР. Осенью того же года он уже действовал. Название он получил позднее несколько иное – филиал НИИ общего политехнического образования. В его состав входили неполная средняя школа, детский сад на 80 детей, подсобное учебное хозяйство. Известно, что в 1932 году, когда это подсобное хозяйство было создано, оно имело 4 лошади, 17 свиней, 14 овец, а также довольно крупную пасеку. Посевная площадь подсобного хозяйства составляла 33 гектара. Директором филиала был А. И. Ряжских.

     В 1932 году новоживотинновцы начали строить новое здание школы. Инициативу проявил Е. С. Кутузов – первый директор средней школы,

     А. И. Ряжских, а также Фролов – учитель физики в составе первого коллектива средней школы и Булгаков. Школа играла важную роль в росте грамотности односельчан. Если в 1927 году она составляла среди взрослого населения 57,6 процентов, то в 1936 году уже 84,2. Кроме общеобразовательной школы в селе была открыта и школа музыкальная.

     Колхоз «Красный Октябрь» первым в районе в 1931 году произвел, сев сахарной свеклы. Площадь в 19 гектаров дала на первых порах меньше 100 центнеров с гектара. К 1935 году урожайность повысилась до 133,6 центнера, а еще через два года – до 225. За работу на свекличном поле колхозники получали 30-70 килограммов сахара. Новоживотинновцы стали в районе лучшими мастерами свеклосеяния.

     В 1933 году в селе открыты детские ясли, а в январе 1936-го – роддом. В 1937 году в селе были кирпичные здания склада-амбара, конюшни, скотного двора, свинарника, ветряная мельница, кузница. Строилось картофелехранилище. К концу 30-х годов колхоз «Красный Октябрь» Был крупным многоотраслевыми хозяйствами. На новоживотинновских полях появлялись и такие редкие до той поры культуры, как гречиха и конопля. Стремительно росло производство пшеницы. Только в 1935-1937 гг. объем ее посевов вырос с 22 до 114 гектаров. 16 сентября 1935 года колхоз «Красный Октябрь» получил государственный акт на вечное пользование землей. За колхозом закреплялось в бесплатное и вечное пользование 1335 гектаров земли.

     Но на пороге уже была Великая Отечественная…

     Близкий от села Воронеж был для гитлеровцев важным стратегическим объектом. Они рвались к городу. В начале июля тысяча горожан, покидая свои дома, двинулись на левый берег Дона. Противник подошел к реке уже к вечеру 4 июля. А на рассвете следующего дня немцы прорвались в некоторых местах в пойму реки, в ее левобережную часть. Передний край обороны снова, как и в гражданскую войну, прошел прямо через Новоживотинное. Бомбежки, артиллерийские обстрелы, превращали село в развалины. Они становились непрерывными, и новоживотинновцам пришлось покидать село, уходить в восточные районы страны. 381 человек ушло на фронт,188 из них не вернулось с полей великой битвы. Из 176 оставшихся в живых 103 человека были инвалидами первой, второй и третьей групп. А сражение под Воронежем продолжалось. В те дни в воинских подразделениях ходила листовка со стихами поэта Александра Безыменского:

    Врага утопишь ты в Дону.

    Сожжешь огнем, в могилу сгонишь,

    Боец, спасая всю страну

    Ты должен отстоять Воронеж.

     У берегов Дона, на пути Фашистских войск стали свежие силы Красной Армии: 232 Сибирская стрелковая дивизия полковника Улитина, занявшая оборону вдоль реки от Новоживотинного до Юневки, южнее Семилук, и

     18-й танковый корпус под командой генерала – майора Черняховского, сосредоточившийся на подступах к Воронежу. О масштабах кровопролитных боев под Воронежем можно судить по сообщению Совинформбюро от 14 июля 1942 года. В нем говориться, что за десять первых дней боев за город немецко-фашисткие войска потеряли убитыми и ранеными 27 тысяч солдат и офицеров, а также 241 орудие, 157 танков, 160 пулеметов 115 автомашин и много другой военной техники.

    Возвратились новоживотинновцы феврале 1943-го. Перед их глазами было только два десятка изб. Нужно было начинать все сначала. Трудные были первые послевоенные годы. Неблагоприятные погодные условия и последовавший за ними недород, тяжелым бременем легли на крестьянские плечи. После жестокой засухи 1946 года, когда урожай почти полностью погиб, пришел, как облегчение, сравнительно урожайный 1947-ой. Все силы односельчан были брошены на восстановление разрушенного колхозного хозяйства. Несмотря на разорительные последствия военного времени, колхозы набирали силу, добиваясь успехов на разных участках работы. Радовало то, что постепенно – и весьма заметно – росла техническая оснащенность колхозов «Красный Октябрь» и «За власть Советов». К концу 40-х годов это вошло в противоречие с наличием мелких хозяйств. Было принято решение укрупнить колхозы. В 1950 году в результате слияния колхозов «Красный Октябрь» и «За власть Советов» возник укрупненный колхоз под названием «Россия». Его центральная усадьба разместилась в селе Новоживотинном. К концу 50-х годов общий доход колхоза «Россия» превышал 4 миллиона рублей в год.

     В селе работали больница с родильным отделением и клинической лабораторией. Действовал свой маслозавод. Была своя пекарня, своя столовая. В 1950 году местная школа, бывшая до того семилетней, выпустила первых десятиклассников. А концу 50-х годов в Новоживотинновской средней школе обучалось уже около трехсот детей. К 1960 году село было полностью электрифицировано, вошел в строй и водопровод. В 60-70 годы продолжалось благоустройство села, развитие его культуры.

     В 1974 году правительством России было принято постановление, которому суждено, без сомнения, сыграть важную роль в судьбе Новоживотинного. Этим постановлением усадьба Веневитиновых объявлена памятником истории и культуры. Она взята под охрану государства. А в 1987 году решением Воронежского облисполкома усадьба переедена Воронежскому литературному – музею имени И. С. Никитина для создания в Новоживотинном филиала музея-усадьбы Д Веневитинова. Началась реставрационные работы, комплектация музейных фондов. В 1994 году музей-усадьба Д. Веневитинова приняла первых посетителей. Отныне тысячам туристов, всем почитателям таланта Дмитрия Веневитинова, тем, кто ценит и любит русскую литературу, предоставлена возможность побывать в этом заповедном уголке, пообщаться с удивительным миром поэзии, узнать много интересного, как о самом поэте, так и об истории Новоживотинного.

    Основными видами хозяйственной деятельности на территории Новоживотинновского поселения является сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, здравоохранение, предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг. На территории Новоживотинновского сельского поселения расположены следующие предприятия: промышленные и сельскохозяйственные предприятия: ООО «Заречье», ЗАО «Промкор», ООО «Придонье», ООО «Гермес-Агро», ООО «ЧерноземьеАгроРамонь», ООО «Рамонь», ООО «Задонье», ООО «Куриное царства», ООО «Строй панель», ООО «Гейзер», ООО «Хетек», ООО Медовка. Также в селе работают детский сад, больница, школа, отделения связи, филиал сбербанка и АТС, 29 частных предпринимателей, 32 садоводческих товарищества.

    Источники:

    1. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

    М.Д.Маханева Методическое пособие Творческий Центр сфера Москва 2016г

    2. «Ребенок и окружающий мир»

    О.В.Дыбина Программа и методические рекомендации издательство Мозаика-Синтез, Москва 2014г

    3. Программа по патриотическому воспитанию: «Растим патриотов России» Пономарева Ольга Александровна, воспитатель, зам.зав. по УВР

    4. Реферат: «нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» методические рекомендации Маханева М.Д.

    5.Пряхина С.А. «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Воспитатель ДОУ», 2008 №8,  с.27

    6. Сазикова Н.Н. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитатель ДОУ», 2008 №8, с.108

    9. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» ТЦ Сфера Москва 2014г.

    10. «Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников» (курсовая работа) http://vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/71-nravstvennoe-vospitanie/668-vospitanie-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-u-starshix-doshkolnikov-kursovaya-rabota


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

    Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

    Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

    Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

    Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

    Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

    Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

    Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

    методическое пособие" Многофункциональное пособие «Волшебный куб»"

    Цель: развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

    Методическое пособие" Многофункциональное пособие «Волшебные прищепки»"

    Возраст до 3-х лет – самое благоприятное время для развития разных способностей. Поэтому нужно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Игра- главное, что поможет развить спосо...