Региональный компонент
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Карпова Мария Петровна

План работы по реализации регионального компонента «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2018-2019 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№3 «СОЛНЫШКО»

План работы по реализации регионального компонента «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2018-2019 учебный год.

Воспитатель старшей группы: Карпова Мария Петровна

г.Константиновск


Введение

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь  растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

Программа «Родник» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Она определяет новые, основанные на приобщении к источникам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значемых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, значений.

Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а так же системой ценностей. Музейно-педагогическая работа имеет хороший потенциал: образовательную среду, методический пакет, неиссякаемый интерес к познанию прошлого.

В основу предлагаемого пособия положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.

Никто не сможет стать сыном своего народа,

Если он не проникнется теми основными чувствами,

Какими живет народная душа.

В.В. Зеньковский


Пояснительная записка

Приоритеты программы:

  1. Использование в разговорной речи старословянских слов и изречений.
  2. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающими в нем чувстсво красоты , любознательность.
  3. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) в повседневной деятельности.
  4. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
  5. Знакомство детей с народно-декоративным искусством.

Цель: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Сформировать интерес к познанию истории и культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
  3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)
  4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
  5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой Родины.
  6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Принципы

Современные дидактические принципы опираются на закономерности обучения, развития в познавательной деятельности.

Применяются следующие принципы:

  1. Принцип систематичности и  последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации. «Все должно вестить в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрошнего» (Я.А.Коменский). Весь материал составяет систему в перспективном планировании и конспектах.
  2. Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.

Весь перспективный план построен на основе народного календаря, в котором четко прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники. Внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников, такие как «Капустница», «Масленица», «Сороки».

  1. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности школьника – игры.

Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий. Знания могут с разной глубиной отражать действительность. Ученые психологи А.М. Мухина, А.А. Люблинская , П.Я. Гальперин и другие, изучая умственную деятельность дошкольников, доказали, что у шестилетних детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обогащению, анализу, Классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению.

Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов, которые прослеживают путь происхождения предмета, например: «Светит, да не греет», «Путешествие в прошлое одежды», «Как появилась ручка» и другие.

  1. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

Данная программа может быть интегрирована с занятиями по развитию речи, занятиями познавательного и другого характера.

Так например, без музыкального руководителя не обойтись при проведении народных праздников, ведь русский хоровод – это единство слова, музыки, движений. При знакомстве с дымковской игрушкой нужна помощь педагога по изодеятельности. Совместно с педагогом по физической культуре производится развлечение на основе народных игр «Молодцы-Удальцы».

  1. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.

  1. Не менее важный принцип педагогики – принцип наглядности, котрый просматривается при проведении наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.

Формы работы:

1.Интерактивные занятия.

2.Посещение музея.

3.Познавательные беседы.

4.Предпраздничные посиделки.

5.Оформление в детском саду мини-музея и выставок.

6.Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.

7.Праздники.

8.Работа с родителями.

Методы и приемы:

1.Метод интерактивной игры.

2.Наглядные методы.

3.Словесные.

4.Практические.

5.Технология проектирования.

6.Информационно-коммуникационные технологии.

Результат.

 Имеют представления:

  • о русской народной игрушке-матрешке,игрушках из глины;
  • предметах народного быта:веретено,пряжа,прялка;
  • характерных особенностях русского костюма;
  • истории возникновения ручки;
  • старинной русской обуви-лапти;
  • народных праздниках;

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Программные задачи

Интегрируемая

образовательная

область

Виды

детской

деятельности

Месяц

1

2

3

4

5

6

1

Глиняный человек

Формировать интерес к русскому прикладному искусству- глиняной игрушке.Активизировать слова:глина,глиняный,тяжелый,бьется.Развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества

«Коммуникативная» «Познание» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество»

Игровая.коммуникативная,Чтение художественной литературы,продуктивная. Познавательно-исследовательская

Сентябрь;Октябрь

Праздник «Покровская ярмарка»

2

Народная игрушка-матрешка

Знакомить с русской народной игрушкой(матрешкой)как символом русского народного искусства.Расширять словарь:народная игрушка,расписная,игрушка-неваляшка.Развивать интерес к народной игрушке,воображение ,творчество

«Коммуникативная» «Чтение художественной литературы» «Музыка» «Художественное творчество» «Познание»

Игровая,коммуникативная,продуктивная.музыкально-художественная, Чтение художественной литературы

Ноябрь

3

Золотое веретено

Знакомить с женским народным ремеслом «Донских казачек» -прядением,орудиями труда:прялкой,веретеном.Учить работать в парах.Расширять словарный запас:прялка,веретено,пряха.Развивать интерес к старине,бережное отношение к предметам старины

«Коммуникативная» «Чтение художественной литературы» «Познание»

Игровая,коммуникативная,продуктивная.музыкально-художественная

Декабрь

4

«Сошью Дуне сарафан»

Познакомить с казачьим народным костюмом(муж.жен.);формировать понятия «праздничная»и «будничная»(домашняя) одежда.Расширять словарный запас словами:штаны,рубаха-косоворотка,сарафан,сорочка.Развивать творчество,интерес к прошлому

«Коммуникативная» «Музыка» «Познание»

Игровая,коммуникативная,продуктивная.музыкально-художественная

Январь

5

«Весна,весна,поди сюда!»

Знакомить с народными обрядами,обычаями,связанными со встречей весны.Развивать речь,заучивая заклички,поговорки.Воспитывать интерес и уважение к традициям «Донскоко-Казачества»

«Коммуникативная» «Чтение художественной литературы» «Познание» «Музыка»

Игровая,коммуникативная,продуктивная.музыкально-художественная, Чтение художественной литературы

Февраль

6

Волшебная дудочка

Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами.Учить различать инструменты по типу:ударные.струнные,духовые-и звучанию.Развивать интерес к русским народным музыкальным инструментам.

«Коммуникативная» «Музыка» «Познание»

Игровая,коммуникативная,продуктивная.музыкально-художественная,

Март

7

Путешествие в прошлое ручки

Знакомить с историей ручки,процессом преобразования ее с человеком.Учить понимать назначение и функции ручки,ее необходимость в жизни человека.развивать интерес и желание знать прошлое человека.

«Коммуникативная» «Чтение художественной литературы» «Познание»

Игровая,коммуникативная,продуктивная.музыкально-художественная. Чтение художественной литературы

Апрель

8

«Эх,лапти мои,лапти липовые»

Формировать потребность в познании рукотворного мира.развивать связную речь.Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ

«Коммуникативная» «Познание» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Физическая культура»

Игровая,коммуникативная,продуктивная.музыкально-художественная. Познавательно-исследовательская

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....