Программа проекта «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем»
проект (подготовительная группа)

Денькина Олеся Юрьевна

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой своего народа. Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен на расширения представления детей о родном крае, его истории, природе и культурным традициям, формирование на этой основе гражданской культуры личности, социально - нравственного развития личности, духовно-нравственного отношения к своей малой Родине и воспитание любви к ней. Актуальность данного проекта заключена в том, что при его реализации особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, воспитанию таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям. Эти качества очень важно воспитывать у детей начиная с дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proekta.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА»

Программа проекта «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем»

Разработчик:

воспитатель

первой квалификационной категории

Денькина О.Ю

2017 г.

Пояснительная записка

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка

                                                              занимательным – вот задача первоначального

обучения»

К.Д. Ушинский.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой своего народа.

Воспитание основ гражданственности и патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с основным источником впечатлений дошкольников – их ближайшим окружением, т.е. та общественная среда в которой они живут. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе..., эти ощущения играют огромную роль в становлении личности патриота. Но не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Каждому человеку необходимо знать о том крае, регионе, где он родился, откуда пошли его корни. Эта задача решается с помощью расширения краеведческого кругозора родного края. Тема данной работы выбрана не случайно. Родным городом для меня и для моих воспитанников является город Рославль. Рославль — один из древнейших городов нашей Родины, один из крупных экономических и культурных центров Смоленской области.

За свою многовековую историю Рославль был свидетелем и участником многих боевых, революционных и трудовых свершений, не один раз принимал на себя удары внешних врагов, разрушался и вновь возрождался из пепла и руин. Это один из достойных городов Смоленщины.

Для каждого жителя его родной город, является неповторимым и душевно близким. Сумевшим сохранить в сердцах своих жителей светлые детские воспоминания, отчий дом и так близкие сердцу школьные года. На протяжении многих лет сохраняются дорогие нам тропинки и особенные места, которые остаются в нашей душе на всю жизнь.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края.

Отбирая соответствующий материал, при написании данного проекта, я ориентировалась в большей степени на то, чем славен родной город. Обязательно подчёркивая то, что он является частью нашей большой страны.

Одним из важных аспектов полноценной реализации программы является активное взаимодействие с семьями воспитанников: знакомить их с содержанием того, о чем следует рассказать детям дома, участие родителей в создании предметно-развивающей среды, привлечение родителей воспитанников к подготовке материалов для занятий и различных педагогических мероприятий.

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен на расширения представления детей о родном крае, его истории, природе и культурным традициям, формирование на этой основе гражданской культуры личности, социально - нравственного развития личности, духовно-нравственного отношения к своей малой Родине и воспитание любви к ней.

Актуальность данного проекта заключена в том, что при его реализации особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, воспитанию таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям. Эти качества очень важно воспитывать у детей начиная с дошкольного возраста. Чтобы в будущем дети любили свой родной город и стремились сделать его лучше. Ребенок сам пытается познать и принять многообразие внешнего мира. Но способность оценивать его, разумно жить, бережно и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря усилиям взрослых – родителей, педагогов и тех, кто оказывается рядом с ребёнком в каждый миг его жизни.

Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.

Срок реализации: сентябрь – май.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного образовательного учреждения.

Цели проекта:

Осуществлять нравственно-патриотическое  воспитание  детей старшего  дошкольного  возраста  в  условиях ознакомления с родным городом, его жителями, культурой, его историческим прошлым. Приобщение детей к культуре и традициям родного города.

Задачи проекта:

  1. Развивать познавательный интерес к ближайшему окружению в родном городе;
  2. Формировать положительное отношение к природе, людям, своему городу, к объектам исторического и культурного наследия;
  3. Создать условия для развития заинтересованности дошкольников к изучению истории родного города и его настоящего;
  4. Помочь осознать, что Рославль – наша малая Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа
  5. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по реализации проекта.  
  6. Формировать первичные представления о природе, культуре родного края.

Направления работы:

-познавательно–речевое развитие:

1) проектной деятельности на примере обучения детей использованию различных источников информации (печатные издания, фотоальбомы, иллюстрации и живописные полотна, аудио и видеозаписи по теме),

-социально – коммуникативное развитие:

1) пополнение словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках, изучаемых тем, соответствующим содержанию проекта,

-художественно – эстетическое развитие:

1) в ознакомлении с историей города,

2) в бережном обращении к природе,

-физическое развитие:

1) формирование предпосылок к экологическому сознанию.

2) приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Принципы построения проекта:

  1. Краеведческий

Виртуальное посещение: Рославльского историко-художественного музей; Рославльской центральной библиотеки; Рославльской детской художественной школы; Рославльской детской музыкальной школы им. М.И. Глинки.

  1. Научности

Содержание материалов адаптировано с учетом возрастных особенностей детей.

  1. Доступности и посильности

Содержание каждого раздела строится от простого к сложному

  1. Наглядности

Достаточное сопровождение проекта: презентации, фотографии, альбомы, книги, предметы объекта и др. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

  1. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи, взаимопроникновения  в разнообразную деятельность детей.
  2. Культурологический принцип

Направлен на воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с традициями своего края.

  1. Деятельностный принцип

Освоение краеведческого содержания не путем простой передачи информации, а в процессе их собственной активности в условиях специально созданного спектра специфических видов детской деятельности.

  1. Нравственный

Отбор природного, исторического, литературного материала способствует воспитанию любви и привязанности к малой Родине, истории родного края.

  1. Комплексно-тематический принцип

Все блоки проекта взаимосвязаны между собой и направлены на формирование у детей целостного представления о своей малой Родине. 

  1.  Принцип тематического доминирования, выражающийся в отборе содержания образования детей старшего дошкольного возраста на основе приоритета средств и материалов исторического  краеведения, достоверных исторических  событий-символов  (не  противоречащих  различным  мировоззренческим взглядам).  

Планируемые результаты:

- У детей развит познавательный интерес к ближайшему окружению в родном городе;

- Сформировано положительное отношение к природе, истории, культуре родного города;

- Детьми осознанно, что Рославль – наша малая родина, сформировано целостное представление о культуре своего народа;

- Активное участие родителей в реализации проекта.

Содержание работы

Структура проекта

Структура работы проекта состоит из трёх тематических блоков:

  1. Мир природы (Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».)

Содержание работы: Погодные и климатические условия; План-схема родного города; Природные материалы, характерные для родного города; местные водоёмы; Растительный и животный мир; Красная книга Смоленской области.

  1. Мир истории (Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Содержание работы: История образования города; День города; Герб Рославля (главные элементы и символика); Достопримечательности, памятные места, наиболее известные памятники; Военное прошлое нашего края; Общественная жизнь своего города.

  1. Мир культуры (Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие».)

Содержание работы: Жилище, убранство, мебель, посуда, используемая нашими предками. Современная культурная жизнь города, традиции, праздники. Культурные учреждения: музеи, выставки, библиотеки, художественная и музыкальная школа.

Организация работы по теме проекта

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип – правильное организованное обучение ведёт за собой развитие, результат которого – успешность воспитания и образования детей. Данный вид деятельности интегрирован в образовательный процесс.

1 этап: Диагностический, организационный. Изучение литературы, насыщение предметно – развивающей среды, составление презентации по теме, перспективное планирование.

На данном этапе, формулируется   проблема и цель проекта в процессе введения детей в игровую или сюжетную ситуацию,  определяются  задачи (вхождение в проблему, вживление в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта (это способствует формированию у детей активной жизненной позиции; развивает умение самостоятельно находить интересное   в знакомом окружении). Обязательно проводится анкетирование родителей, направленное на изучение запросов родителей, их «ожиданий», установок в отношении данной деятельности, осуществляется информирование родителей о цели, задачах и ожидаемых результатах работы, специфике используемых средств. Для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников   необходимо создать обогащённую предметно-развивающую среду, в группе следует выделить место для краеведческого уголка, оснащенного материалами о родном городе.

- тематические альбомы «Город - Рославль», «Край, в котором я живу», «Профессии нашего города», «Люби и знай свой край».

- дидактические игры («Отгадай памятник по описанию», «Узнай на фото», «Расскажи про свой город по картинке», «Собери герб и расскажи о нём», «Где эта улица, где этот дом?», «Кому и что нужно для работы», «Чем похожи и чем отличаются дома?», «История улицы», «Собери коллекцию», «Собери картинку», «Найди достопримечательности города», «Машины на улицах города»);

- фотографии с изображением архитектурных сооружений и памятников города.

2 этап: Осуществление мероприятий в рамках проекта.

На этом этапе педагог помогает детям планировать собственную деятельность, направленную на достижение поставленной цели.  

3 этап: Подведение итогов проекта.

Оценка результатов работы всех участников проекта.

То, что предлагает взрослый, ребёнку должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребёнка предлагаемое взрослым деятельности, есть главный залог развивающего эффекта. Особое внимание в процессе освоения проекта было уделено речевой активности детей и развитию памяти.

Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- Вовлечение родителей в педагогическую деятельность по сбору материалов об истории города: о первопроходцах, основателях города, об истории улиц, памятников.

- Участия родителей в выставках семейного творчества;  

- Изготовления пособий, поделок, дидактических игр.

Примерный перспективный план работы над проектом.

дата

тема

Программное содержание

1 блок

«Мир природы»

сентябрь

Растительный и животный мир нашего города.

Цель:

- Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира нашего города;

- Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Беседа: «Природа родного города»; «Наш-лес»; «Дикие животные, птицы, характерные для нашего района».

Рассматривание фотографий и иллюстраций родного города.

Просмотр презентации «Растительный и животный мир Рославля»

Отгадывание и составление загадок о растениях леса.

Экскурсия в лес.

Подвижная игра: «Пчела и медведь»; «Рыбки».

Дидактическая игра «Растения леса»; «Правила поведения в лесу»

Разучивание стихотворения С. Есение «Берёза», «Черёмуха».

Чтение художественной литературы И. Соколов – Микитов «Волк и лиса». Н. Рубцов «Про зайца»,

Коллекционирование шишек.

Изучение видов животных и их мест обитания с помощью игровой ситуации.

Беседа: «Красная книга Смоленской области».

Создание Красной книги из рисунков воспитанников.

Рассматривание иллюстраций животных и растений.

Изобразительная деятельность: «Нарисуем природу родного города.»

Октябрь

(1-2 неделя)

Местные водоёмы

Цель:

 - Познакомить детей с естественными и искусственными водоёмами родного города;

-Систематизация экологических знаний.

Беседа: «Реки и озёра нашего района, название, особенности, использование»

Просмотр презентации: Обитатели местных водоёмов.

Рассматривание иллюстраций с животными озера (речки). Чтение художественной и познавательной литературы о животных и растениях, живущих в реке (озере). М. Булатов «Царевна-лягушка». Н. Заболоцкий «На реке». Обсуждение прочитанного.

Игра: «Поход к водоёму»

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Составь картинку»

Отгадывание и составление загадок о речных обитателей.

Рисование местных водоёмов.

Октябрь

(3-4 неделя)

Природные материалы

Цель:

- Воспитание любви к родному городу, бережному отношению ко всему, что окружает детей;

Беседа: «Природные материалы, характерные для родного города. Внешний вид и использование»; «Берегите природу».

Просмотр изображений природных материалов.

Изготовление поделки из природных материалов «Чудесные превращения»

Игра «Волшебный мешочек»

Работа с родителями: Консультация: « Использование природного материала в изобразительной деятельности».

2 блок

«Мир истории»

Ноябрь

«Знаешь ли ты свой город?»

Цель:

- Закрепление знаний детей о родном городе;

- Вызвать интерес и уважение к прошлому и настоящему города.

- Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом.

Рассказ воспитателя: «История возникновения нашего города.»; «Военное прошлое нашего города»; «Рославль в период ВОВ»; «Юные герои войны».

Просмотр старых фотографий на тему «Военное прошлое нашего города»

Чтение художественной литературы: С. Алексеев «Идёт война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат».

Работа с родителями: Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ.

Интеллектуальная игра: «Мы патриоты»

Беседа: «Гордимся тобой, наш родной город»

Совместные беседы на родительских встречах на тему «Какой был город в нашем детстве»

Просмотр План-схемы родного города.

Дидактическая игра: «Расскажи про свой город»;

Просмотр презентации: «Старый и новый город»; Виртуальная экскурсия по городу Рославль.

Чтение художественной литературы К. Ушинский «Наше Отечество», беседа по мотивам произведения.

Конструирование из строительного материала «Район, в котором находится наш детский сад»

Декабрь

(1-2 неделя)

«Главные элементы и символика города Рославля»

Цель:

- Воспитание любви к своей малой Родине;

- Познакомить детей с символикой родного города;

- Воспитывать чувство гордости за свой родной город.

Беседа: «Главные элементы и символика города»; «Герб города Рославля (главные элементы и символика).»

Дидактическая игра: «Собери герб и расскажи о нём».

Рисование герба г. Рославля.

Беседа: «Празднование дня города Рославля.»

Декабрь

(3-4 неделя)

«Достопримечательности и памятные места в городе»

Цель:

- Расширить представление детей о городе;

- Закрепить знания о достопримечательностях родного города;

- Развивать логическое мышление;

- Воспитывать любовь у детей к родному городу.

Рассказ воспитателя о достопримечательностях города Рославля: памятные места, наиболее известные памятники города. Рассматривание иллюстраций с изображением родного города.  Рассматривание альбома «Люби и знай свой край»

Дидактическая игра: «Узнай на фото»;

Виртуальная экскурсия по городу Рославль.

Просмотр презентации «Храмы Рославля».

Рассказы детей о любимых местах в городе, почему я люблю свой город.

Составление и разгадывание загадок на тему «Мои любимые места в городе»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»

Чтение художественной литературы В. Степанов «Что мы Родиной зовём?». Беседа по мотивам произведения.

Дидактическая игра «Сложи картинку и назови» (виды города).

Конкурс рисунков: «Моё любимое место в городе»

Январь

«Улицы города Рославля. История названия»

Цель:

- Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей улице, родному городу.

- Закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего адреса и адреса детского сада, умение рассказывать об улице, на которой живет ребенок;

Беседа «Улицы родного города. История названия».; «Что было бы, если бы улицы потеряли свои названия?» Дидактическая игра «Мы строители города».

Игра-путешествие: «Мой город».

Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»

Составление схемы улицы, где находится наш детский сад.

Февраль

«Выдающиеся граждане города Рославля»

Цель:

- Познакомить детей со знаменитыми соотечественниками.

Рассказ о выдающихся гражданах города Рославля: Бакланова Т.Н. (поэтесса, член союза российских писателей); Сотников М.Н. (художник); «Наши земляки, прославившие родной город».

Чтение стихотворения Баклановой Т.Н. «о г. Рославле».

Обсуждение прочитанного.

3 блок

«Мир культуры»

Февраль

(3-4 неделя)

 «Жилище, убранство, мебель, посуда, используемые нашими предками»

Цель:

- Поддерживать интерес детей к жизни наших предков;

- Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.

Интегрированная деятельность «Путешествие в древнюю Русь»; «Русская печь»; «Добрые народные сказки».

«Рассказы для детей о прошлом города».

Рассматривание игрушек, с которыми играли дети в старые времена. Как одевались в старину.

Выставка совместных работ детей и родителей «Русский национальный костюм».

Игра-путешествие «Выставка дымковских игрушек»

Создание мини-музея «Игрушки наших бабушек»

Развлечение: «Русский национальный костюм».

Март

(1-2 неделя)

«Современная культурная жизнь города, традиции и праздники»

Цель:

- Закрепить знания детей о праздниках, отмечаемых в нашем городе.

- Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.

Беседа: «Традиции нашего народа»; «Народные праздники, особенности их проведения»; «Современные праздники и традиции»; «Культурные события нашего города».

Беседа: «Праздники, характерные для нашего города»

Рассказ о ярмарках нашего города.

Игра: «Золотые ворота»; «Карусели».

Просмотр видеоматериалов о традициях, культурных событиях, праздниках города.

Рисование «Любимый город в праздничные дни»

Март

(3-4 неделя)

«Предприятия города»

Цель:

- Сформировать первичные представления о предприятиях родного города;

- Воспитания уважения к труду взрослого.

Рассказ воспитателя « О предприятиях нашего города; «Самые старые предприятия города»; «Что производят на наших заводах». Сюжетная игра «Прогулка по городу».

Просмотр презентации «Предприятия нашего города».

Дидактическая игра “Угадай товар”.

Настольная игра «Профессии».

Апрель

«Рославльский историко-художественный музей»

Центральная библиотека им. Н. И. Рыленкова

Цель:

- Познакомить детей с историей Рославльского историко-художественного музея;

- Познакомить детей с историей Рославльской библиотеки.

- Воспитывать у детей любовь к родному городу, к его истории и народной культуре.

Рассказ воспитателя: «История образования музея.»; «Музей во время Великой отечественной войны.»; «Экспозиции музея.»; «Кто работает в музее».

 Просмотр фотогаллереи музея. Виртуальная экскурсия в музей.

Рассказ «Наша Рославльская библиотека - приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»; «Кто работает в библиотеке».

Беседа: «Правила юных читателей».

Сюжетно-ролевая игра: Библиотека»

Художественное конструирование «Моя любимая книга»

Работа с родителями: Совместная экскурсия в Рославльскую библиотеку.

Работа с родителями: Ремонт книг группы совместно с детьми в домашней обстановке.

Беседа: «Правила поведения в общественных местах»

Май

(1-2 неделя)

«Рославльская детская художественная школа и Рославльская детская музыкальная школа имени М.И. Глинки»

Цель:

- Познакомить детей с историей Рославльской детской художественной школы и Рославльской детской музыкальной школы имени М.И. Глинки ;

- Расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

 - Воспитывать у детей любовь к родному городу, к ее истории и народной культуре.

Рассказ о Рославльской детской художественной школе. История образования школы. Просмотр фотогаллереи школы. Просмотр презентации «Рождение художника».

Рассказ о Рославльской детской музыкальной школе им. М.И. Глинки. История образования школы. Просмотр фотогаллереи школы. Просмотр виртуального буклета школы.

Май

3 неделя

Итоговое мероприятие.

Цель: Обобщение знаний по теме проекта.

Викторина «Я и мой город».

Педагогическая диагностика освоения программы

Данная диагностика позволяет оценить итоговый результат освоения детьми данной программы. Диагностическое обследование проводится с каждым ребёнком в конце освоения всех тем программы.

Результаты проведённой педагогической диагностики отражаются в таблице.

Ф.И.О. ребёнка

Показатели

Овладевший материалом программы в полном объёме

(2 балла)

Овладевший примерно половиной объёма материала, предусмотренного программой (1 балл)

Овладевший менее чем половиной объёма материала, предусмотренного программой (0 баллов)

- называет растения луга, леса, сада; называет и показывает на картинке диких животных, птиц.

- называет водоёмы родного города, показывает на карте города расположение.

- называет свой родной город (его улицы).

- рассказывает об истории возникновения родного города.

- различает герб родного города.

- называет местные культурные события, современные праздники и традиции, характерные для нашего города.

- называет памятники культуры, достопримечательности родного города.

- называет основные градостроительные организации.

- называет земляков, прославивших родной город.

Показатели

Часто (2 балла)

Иногда (1 балл)

Крайне редко (0 баллов)

- задаёт вопросы о родном крае.

- охотно поддерживает взаимодействие и общение, организованное взрослыми

- эмоционально выражает положительное отношение к природе, людям, своему городу,  к объектам исторического и культурного наследия в речи, играх, продуктивной деятельности

- соблюдает нормы и правил поведения в обществе.

В случае, если ребёнок в результате проведённой педагогической диагностики набрал от 20 до 26 баллов – это высокий уровень, от 13 до 18 – средний, менее 13 – низкий уровень.

Результат проекта:

Знания, полученные во время работы проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Данный проект помог мне вовлечь родителей в образовательную деятельность детского сада. Они убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города для детей. У детей был сформирован устойчивый интерес к творческой и исследовательской деятельности, детская речь обогатилась новыми словами по теме проекта. Была пополнена картотека дидактических игр патриотической направленности. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Военное прошлое нашего города».

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Проведение педагогической диагностики освоения программы показало положительные результаты, что говорит об эффективности проводимых мероприятий.

Используемая литература

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с. 1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.
  2. Красная книга Смоленской области // Отв. ред. Круглов Н.Д. — Смоленск: СГПУ, 1997.
  3. Маймусов Д.Ф. Природа моей области Смоленской. — Смоленск: СГПУ, 2004.
  4. Смоленская область: энциклопедия. — ТТ. I-II. — СГПУ, 2003.
  5. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Литературный ряд

А. Блок «На лугу»

И. Соколов – Микитов «Волк и лиса»

Н. Рубцов «Про зайца»

С. Есенин «Берёза», «Черёмуха»

М. Булатов «Царевна-лягушка»

Н. Заболоцкий «На реке»

С. Алексеев «Идёт война народная»

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

К. Ушинский «Наше Отечество»

В. Степанов «Что мы Родиной зовём?»

Т.Н.  Бакланова «о г. Рославле».

Тема: «Красная книга Смоленской области».

Программное содержание: познакомить детей с некоторыми охраняемыми видами животных и растений Красной книги Смоленской области; Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности; развивать экологическое мышление. Формировать в процессе организации познавательной деятельности экологической культуры, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края.

Работа с родителями: предложить родителям совместно с детьми рассмотреть Красную книгу Смоленской области.

Оборудование: Красная книга Смоленской области; иллюстрации животных и растений, можно использовать проектор и смотреть как слайды. Альбом. Цветные карандаши. Дидактическая игра: «Правила поведения в лесу».

1.        Рассказ воспитателя.

Красная книга – это книга, куда вписывают редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в защите и особом внимании. Красная книга – сигнал тревоги! В 1997 году была издана «Красная книга Смоленской области».  Каждая отдельная статья этой книги содержит множество интересной информации, среди которой: биология, численность, статус вида, болезни, ареал распространения того или иного вида, причины сокращения и исчезновения и так далее. Так же Красная книга содержит свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Смоленской области.

2.        Рассматривание иллюстраций животных и растений.

3.        Подвижные природоведческая игры: «Пчелка и медведи», «Рыбки».

4.        Отгадывание загадок:

На воде увидел ты белые цветы.

Эти жители реки на ночь прячут лепестки. (Кувшинка, водяная лилия)

Назван он ласково именем мальчика,

Дружит с ромашкою и с одуванчиком

Строен и крепок его стебелёк,

В поле растёт этот синий цветок.

Как же прозвали его… (Василек)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый. (Аист)

Днём сидит он как слепой,

А лишь вечер – за разбой. (Филин)

Длинная шея, в стае живут,

Очень красивы, друг без друга умрут. (Лебеди)

Ну а этот ловкий зверь

Ловит рыбу без сетей,

Портит у бобров платины

И катается с кручины. (Выдра)

Зверёк – малышок,

ростом с вершок.

У него хоботок

Кто же это дружок? (Выхухоль, хохуля, эндемик Восточной Европы)

Пусть на улице жара

Шуб не снимут мастера:

Знают дело – рубят смело,

Валят лес без топора.

Выбирают всё осины

Да ракиты для плотины. (Бобры)

5.        Дидактическая игра: «Правила поведения в лесу».

6.        Рисование детей на тему «Охраняемые растения и животные Смоленской области».

Конспект викторины для детей подготовительной группы «Я и мой город»

Программное содержание: Закреплять представления детей о городе. Развивать умение анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение гордиться им. Расширять кругозор детей; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

Предварительная работа: Реализация проекта «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем»  

Оборудование: Жетоны с изображением белочки и зайчика. Иллюстрации достопримечательностей нашего города. Альбом для рисования. Цветные карандаши.

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята, сегодняшняя викторина посвящена нашему родному городу Рославль. Давайте с вами вспомним стихотворение нашей землячки Баклановой Т.Н. «О городе Рославль»

Дети зачитывают стихотворение.

Воспитатель: Ребята давайте проверим насколько хорошо вы знаете свой родной город. Я  предлагаю вам поучаствовать в телевизионной игре - викторине «Мой город». Для игры нужно две команды, на которые вы сейчас разделитесь. (Дети тянут жетоны) Тот, кому достался жетон с изображением белочки – будет в команде «крепкие орешки». Тот, кто вытянул жетон с изображением зайчика – будет в команде «морковки». Посмотрите на свои жетоны, у кого-то есть жетон с надписью. У кого оказался жетон с надписью, тот будет капитаном своей команды, он будет помогать команде и мне. Итак, проходите в студию, занимайте свои места за столами. ( дети садятся за столы) Вот в нашей студии зрители (обращает внимание детей). Вот телеоператор, который записывает нашу передачу, а я на этой телевикторине буду ведущей.

(воспитатель объясняет детям правила игры)

1 тур.

(за каждый правильный ответ вручается фишка).

• Почему наш город назван Рославль?

• Как называется улица, на которой находится наш детский сад? Почему она так называется?

• Как называется улица, на которой ты живешь?

• Назови памятники которые ты знаешь.

• Назови ближайшие магазины около твоего дома.

• Сколько лет нашему городу?

- Ребята, что значит символика города?

- Назовите улицы нашего города. (Ребята, называют улицы по очереди. Сначала одна команда, потом другая. За каждую названную улицу команда получает фишку.

2 тур

Задание командам: Составьте из частей поговорки и пословицы о нашей Родине

1 команда

Родина любимая,…  (что мать родимая.)

Береги землю родимую, …. (как мать любимую.)

Родина–мать,…….. (умей за нее постоять.)

2  команда –

На чужой сторонушке и ……. (весна не красна.)

Если дружба велика, …… (будет Родина крепка.)

Человек без Родины – что …… (соловей без песни.)

Родина – мать, умей за нее постоять.

3 тур

Конкурс «Я знаю свой город» Детям предлагаются иллюстрации достопримечательностей нашего города, дети должны ответить, что изображено.

4 тур

Задание «Кто точнее нарисует герб Рославля.»

Командиры команды зарисовывают герб родного города. По завершении работы командир команды демонстрирует получившееся изображение и рассказывает, что означает герб родного города.

5 тур

Загадки для детей:

Угадайте- ка ребятки вы о городе загадки.

Я начну стихи читать вам придется продолжать.

Шумят повсюду поезда и едут люди кто куда. Со всех сторон со всех концов. Кто ждет прибытий поездов, того мы приглашаем в зал, что называется? (Вокзал)

В нем есть картины удивительные, картины редкие и восхитительные, но покупать их не позволят, не потому что много стоят, ведь клад страны моей не магазин здесь, а. (Музей)

Можно опустить письмо, отправить телеграмму, ты можешь здесь купить конверт послать посылку срочно, ведь это здание (Почта)

Люди в белом не скучают, не сидят без дела, курс леченья назначают эти люди в белом, если кто-то заболел все идут лечиться в городскую областную детскую. (Больница) .

Это что за чудный дом, сто детишек в доме том, дом детишкам очень рад. (Детский сад)

Воспитатель: Ребята вы у меня молодцы. Подсчитаем полученные вами  фишки. Сегодня победители нашей игры - команда… Давайте поприветствуем победителей и наградим знатоков своего города памятными медалями. А также за второе место награждается команда… Молодцы! Вы все знатоки своего города.

Ведущий: Ребята, вы очень много знаете о своём городе, любите его и его природу, уважаете своих родных и друзей. Давайте встанем в круг. Посмотрите друг на друга, подарите улыбку соседу. Поблагодарите всех за работу.

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья друг другу дарить!

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

Длительный проект рассчитан на 2 года (старшая и подготовительная к школе группы)...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...

Реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города»

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени...