Рабочая программа кружка "Развивайка" с детьми 3-4 лет
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Образовательная область "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_razvivayka.docx | 134.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»
(МБДОУ д/с № 13)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Развивайка»
для детей 3 - 4 лет
по образовательной области «Познавательное развитие»
на период 2019-2020 г.
Составители:
О.В. Журавлёва
воспитатель;
О.А. Родиончева
воспитатель
г. Зеленогорск, 2019 г.
Раздел 1. | Целевой |
1.1. | Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы | |
Принципы формирования рабочей программы | |
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы |
Раздел 2. | Содержательный |
2.1. | Содержание рабочей программы |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
2.3. | Взаимодействие с семьями |
Раздел 3. | Организационный |
3.1. | Режим дня |
3.2. | Перспективное планирование работы педагога |
3.3. | Традиционные праздники, развлечения и события. |
Список литературы |
Оглавление
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2014г.
Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Цель: Развитие умственных способностей в ведущих видах деятельности у детей младшего возраста.
Задачи:
- Формировать первичные представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6 цветов спектра, 4 геометрических фигур, 3 градации величины;
- Формировать познавательную активность детей при организации ведущих видов деятельности: игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения;
- Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства;
- Научить:
- правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной;
- собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
- составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
- различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
- ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
- выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой;
- в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Принципы формирования рабочей программы В программе применяются следующие принципы:
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
- принцип систематичности, регулярности занятий;
- принцип индивидуализации, формирование индивидуальных образовательных маршрутов.
Каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки. Таким образом, создаются условия для его самореализации.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.
Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут.
Память также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление - наглядно-действенное, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
Активно развивается речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок, интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух-трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения.
В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3 лет.
Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
- обогащение активного и пассивного словаря детей;
- дети различают и называют некоторые цвета спектра (красный, синий, желтый, зеленый);
- различают и называют некоторые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) и соотносят их с формами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- используют сенсорные эталоны (желтый, как солнышко; зеленый, как травка);
- дети собирают разрезные картинки из 3-4 фрагментов;
- используют зрительный и тактильный анализаторы при обследовании форм;
- понимают и используют в речи слова «далеко», «близко», «рядом».
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
Обязательная часть
1-й модуль. Закрепить знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета.
2-й модуль. Познакомить детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.
3-й модуль. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький).
4-й модуль. Продолжать учить детей понимать и использовать в речи слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Модуль | Педагог | Дети | Родители |
1 | Побуждает называть цвета и подбирать предметы по тождеству (найди такого же цвета) | Взаимодействуют с педагогом в деятельности, выполняют поручения взрослого. | Пополнение сенсорного уголка новыми играми и пособиями по теме «Цвет». |
2 | Проводит игру-эксперимент по окрашиванию воды, знакомит с оттенками некоторых основных цветов. | Непосредственно участвуют в игре-эксперименте. | Совместно с детьми дублируют игру-эксперимент по окрашиванию воды, продолжают знакомить детей с оттенками основных цветов. |
3 | Помогает обследовать предметы, выделяя их величину и форму, побуждает включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним. | Включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия. | Включается в совместные с ребенком практические познавательные действия. |
4 | Продолжает накапливать опыт практического освоения окружающего пространства (помещения группы/участок детского сада.) | Продолжает накапливать опыт практического освоения окружающего пространства (квартира/детские игровые площадки). |
2.2. Вариативные формы и методы реализации программы
Формы | Методы |
Дидактическая игра | Наглядный: наблюдение, демонстрация наглядных пособий |
Дидактическое упражнение | Словесный: беседа, рассказ педагога. |
Игра-занятие | Игровой: дидактическая игра. |
Игра-эксперимент | Практический: упражнение и экспериментирование. |
Наблюдение | |
Конструирование | |
Игровое упражнение | |
Игра-соревнование | |
Игра-развлечение | |
Праздник |
2.3. Взаимодействие с семьями
Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения.
Родители принимают непосредственное участие в занятиях детей: под руководством педагога родители учатся взаимодействовать с ребенком в игре. Устные общие и индивидуальные консультации проводятся по запросам родителей.
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим дня
Кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года, один раз в неделю (во второй половине дня) в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц, на четвертой неделе проводится развлечение на закрепление пройденного материала.
3.2. Перспективное планирование работы педагога
№ занятия | Содержание занятий | Содержание деятельности |
Сентябрь 1 | Дидактическая игра «Спрячь мышку». | Цель: Знакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формировать умение индикации цвета. |
2 | Дидактическая игра «Птичка в клетке». | Цель: Знакомить детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучать приему обследования формы – обведению пальцем контура формы. |
3 | Дидактическое упражнение «Накорми мишек». | Цель: Знакомить с параметрами трех величин (большой, поменьше, маленький). Формировать умение выделять параметры величины предметов. |
4 | Дидактическая игра «Найди такой же по цвету и по форме» | Цель: Формировать умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классифицировать по основным шести цветам. Обучать детей сопоставлять формы предметов с эталонами формы. |
Октябрь 1 | Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы». | Цель: Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы. |
2 | Д/и «Кто где спит». | Цель: Продолжать знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формировать умение детей подбирать по образцу. |
3 | Д/и «Игра с мячами». | Цель: Обучать детей выделению параметров величины предметов. |
4 | Игра-занятие «Чудесный мешочек». | Цель: Формировать умение подбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закреплять знания цветовых оттенков. |
Ноябрь 1 | Игра-эксперимент «Окраска воды». | Цель: Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». |
2 | Наблюдение «Какой формы предметы в нашей группе». | Цель: Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. |
3 | Конструирование «Построим башню». | Цель: Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. |
4 | Д/и«Разноцветные комнаты». | Цель: Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета. |
Декабрь 1 | Д/и «Украшение для ёлочки». | Цель: Закреплять представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. |
2 | Д/и «Новогодние елочки». | Цель: Формировать умение у детей использовать мерки для определения параметров величины. |
3 | Д/и «Составные картинки». | Цель: Обучать расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. |
4 | Лото «Цвет и форма». | Цель: Обучать ориентировке на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина). |
Январь 1. | Дидактическая игра «Хвост у петуха». | Цель: Закреплять представления об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. |
2. | Дидактическая игра «Магазин». | Цель: Формировать умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классифицировать по цвету, группировать оттенки. |
3. | Дидактическое упражнение «Кто выше». | Цель: Обучать правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. |
Февраль 1. | Дидактическая игра «Много - один» | Цель: Продолжать формировать у детей представления «Много» и «Один». Учить находить один и много предметов на картинке. |
2. | Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет». | Цель: Формировать умение выделять параметры величины предметов. |
3. | Конструирование «Построим башню» | Цель: Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Формировать умение соотносить 2-3 ряда величин между собой. |
Игра-занятие «Радуга». | Цель: Знакомить детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. | |
Март 1. | Игровые поручения. | Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. |
2. | Д/и «Соберем фрукты» | Цель: Формировать умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. |
3. | Игровое упражнение «Найди свой домик». | Цель: Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. |
Игра-занятие «Платочек для мамы». | Цель: Формировать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. | |
Апрель 1. | Д/и «Разноцветные флажки». | Цель: Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. |
2. | Д/и «Принеси и покажи». | Цель: продолжать формировать умение зрительно обследовать формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения. |
3. | Игровое упражнение «Найди свою полянку». | Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. |
4. | Д/у «Как звери выбирали себе место». «впереди», «позади». | Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе», |
3.3. Традиционные праздники, развлечения и события.
Игровой компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. На протяжении всего периода обучения для воспитанников проводятся тематические мероприятия.
Наименование мероприятия | Сроки |
Праздник «Осень золотая» (совместно с муз.руководителем) | Октябрь |
Игра-развлечение «У куклы день рождения» | Ноябрь |
Развлечение «Новый год» | Декабрь |
Праздник Разноцветных карандашей | Январь |
Игра-развлечение «Вот поезд наш едет, колеса стучат» | Февраль |
«В гости к нам спешит весна!!» | Март |
«Плывет, плывет кораблик». | Апрель |
Развлечение «Праздник бабочек» | Май |
Список литературы:
- Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет». «Библиотека воспитателя» / Э.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
- Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Методическое пособие / Е. А. Янушко. –М.: Мозаика-синтез, 2009.
- Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие / под ред. И. В. Петровой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО
« ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- «Педагогика нового времени». Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей ДОУ. Воронеж, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим по программе Детский сад 2100
Пособие по программе Детский сад 2100 "Здравствуй, мир!"...
Рабочая программа с детьми старшей группы по развитию речи по программе Детский сад 2100
программа по развитию речи в старшей группе...
Рабочая программа с детьми старшей группы (целевой раздел)
Содержание I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка …………………….……………...………… 2 1.2 Цель рабочей программы………………………………………....….2 1.3 Задачи рабочей программы:………………...
«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год
Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...
Рабочая программа с детьми по здоровьесбережению "Витамины с грядки-наши верные друзья"
ЗОЖ с детьми...
Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности...