Конспект образовательной деятельности В подготовительной группе на тему: «Знакомство с мордовским национальным костюмом» 2019г.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кельмяшкина Любовь Федоровна

 Уточнить знания детей о родном крае, культуре, народном творчестве. Обратить внимание на национальный мордовский костюм, историю мордовского народного костюма, его особенности, разнообразия одежды мордвы, эстетические достоинства. Учить составлять узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_mordovskim_kostyumom.docx624.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР- д/с «Сказка» обособленное подразделение

«Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

Ковылкинского муниципального района

города Ковылкино

  Конспект образовательной деятельности

В подготовительной  группе

на тему: «Знакомство с мордовским национальным костюмом»                                                                                    

 

  Подготовила и провела:
  воспитатель старшей группы

Кельмяшкина Любовь Федоровна

Цель: Уточнить знания детей о родном крае, культуре, народном творчестве. Обратить внимание на национальный мордовский костюм, историю мордовского народного костюма, его особенности, разнообразия одежды мордвы, эстетические достоинства. Учить составлять узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги.

Задачи:

Образовательные:

- учить правильно называть новые слова (панар, сёкт, ашкоркс)

Развивающие:

- развивать умение говорить правильно, формировать словарный запас;

-развивать умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности;

- развивать образное мышление и творческие способности дошкольников;

- способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления;

- закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор.

 Воспитательные

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость      

 за свой народ.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие». »Художественно – эстетическое развитие».

«Речевое развитие».

Предварительная работа

- рассматривание иллюстраций из книги «Мордовский орнамент»

- рассматривание фотографий  людей в мордовских  национальных  костюмах.

- загадывание загадок  про одежду.

Методические приемы:

Беседа, рассказ, объяснения, вопросы, рассматривание, показ, чтение стихов;

сюрпризный момент: встреча со знаменитыми людьми, заслуженной поэтессой  Республики Мордовия Алешиной П. В.

Проектор, видео - обращение, фонограмма с мордовской народной мелодией,

карта Мордовии.

борудование

Материал: заготовки  из бумаги  мордовской рубахи, иллюстрации мордовского орнамента костюма, акварельные краски, кисточки, непроливайка, салфетки.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждет много сюрпризов, поэтому я вас попрошу быть

особенно внимательным

Ход занятия

Здравствуйте ребята, сегодня вас ждет много сюрпризов, поэтому я вас прошу быть внимательным.

Воспитатель: Ребята, скажите вы любите путешествовать?

 Дети:  Да, мы любим путешествовать.

Воспитатель: И я люблю. А после путешествии   куда мы возвращаемся?

Дети: Возвращаемся домой,  к себе на Родину.

Воспитатель: А что такое Родина?

Дети: ответы  детей

Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина- это место, где мы родились, провели свое детство.

Воспитатель: А как называется место, где мы живем? (Россия) Молодцы. В России есть небольшая Республика -  наша малая родина.

Посмотрите на карте, какая она  большая.

Как она называется? ( Республика Мордовия)

Давайте, посмотрим  на карте Республику Мордовию

Воспитатель читает стихотворение:

Пусть цветет твое имя,

Словно разбуженный май.

Край мой Мордовский любимый

Солнечный, радостный край!

Люблю тебя, моя Мордовия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!

Воспитатель:  В Мордовии дружно проживают люди разных национальностей. Прославляют своим талантом нашу могучую страну сыны и дочери земли мордовской. А как  же все начиналось, как зародился мордовский народ? Я вам сейчас расскажу одну интересную древнюю легенду.

Легенда о рождении мордовского народа. 

Воспитатель:… Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья,  коснулась своим крылом чудо- яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

А этим временем на Руси славились своей силушкой и мудростью богатыри русские. В борьбе с врагом, не раз посягавшим на землю родимую, объединился мордовский народ с народами Руси. И окрепла держава. Русь процветала, приумножала богатства свои, Мордовия гордилась народом своим, сыгравшим огромную роль в развитии Руси.

И поныне живет и процветает народ мордовский на земле Российской.

Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой.

Воспитатель: У каждого народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы.

И сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время.

Воспитатель: Давайте рассмотрим мордовский национальный костюм.

(Воспитатель приглашает девочку, одетую в национальный костюм).

Мордовский костюм:

Это туникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме), называется она - панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка,  которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

Вопросы к детям: Как называется в мордовском костюме рубаха? (Панар)

Что является главным украшением панара? (Вышивка)

А где она располагается? 

Дети: на рукавах, на подоле

Воспитатель:  А теперь внимательно посмотрите вот на это украшение. Это сёкт – набедренное украшение. Носят сёкт чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали сёкт медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорили, - мордовочку сначала слышно, потом видно.

 Воспитатель : Дети  скажите, как называется набедренное украшение?

 Дети :  это сёкт

Воспитатель: Чем украшали набедренное украшение?

Дети: украшали медными монетами, бусинками, пуговицами, блестками, разноцветным бисером.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно назвали мордовское украшение.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а как украшали девушки свою голову?

Дети отвечают: лентами, тесемочками

 Воспитатель: Мордовочки девочки  носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. Такой головной убор называли – ашкоркс. Его украшали как можно наряднее.

 А когда девочки вырастали и становились взрослыми,  волосы  прятали и носили платок. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

Воспитатель: Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс, который женщины носят на талии? (Сёкт). Какой головной убор носят мордва? (платок )

 (Дети повторяют новые слова) какой головной убор  носят мордовочки.(ашкоркс)

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму в мордовском костюме. Какие цвета вы можете выделить?

Ответы детей:( белый, красный, черный, по реже –зеленый, желтый).

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже стихотворение о мордовском костюме

Ребенок читает стихотворение:

Мордовский костюм  славится всегда.

Может быть понравится?

 Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след -  освежает цвет.

Расцветка мордовского костюма  включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с темно- синим и темно-красный - как основные тона;  желтый и зеленый -  для расцвечивания узора. Украшение мордовского  костюма вышивкой  было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени.

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды?

Дети: ромб, крестик, галочка, треугольник.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки».

Сейчас я предлагаю вам подойти к столу, взять любой элемент украшения, назвать его и прикрепить  на доску.

 (Дети сами подходят к доске и выкладывают названный элемент для лучшего зрительного усвоения).

Вот какие красивые рубахи шили девушки – рукодельницы.

А сейчас с вами давайте  немного отдохнем. 

(Физминутка)

Дружные матрешки

Хлопают в ладоши дружные матрешки(хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (руки на поясе, поочередно выставляя ногу на пятку вперед)

Топают матрешки (топают ногами)

Влево, вправо наклонись (наклон влево- вправо)
Всем знакомым поклонись (наклон головы влево - вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах наших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо -налево).
Мы похожи словно сестры.

Звучит сигнал  с видео-обращением.

Воспитатель: Ребята, к нами кто-то хочет связаться.. Видео-обращение на проекторе: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?

Дети : Да узнали

Меня зовут Полина Владимировна  Алешина, я у вас часто была в гостях. Ребята, я хочу к вам обратиться за помощью. У меня сегодня праздничное мероприятие, а  нового наряда  нет. Помогите мне пожалуйста, мой мордовский  наряд  разукрасить вышивкой .

Воспитатель: Поможем Полине Владимировне? Прошу вас пройти в нашу мастерскую, Сегодня вы станете мастерами – художниками и сами украсите мордовский национальный костюм

Рассаживайтесь на свои рабочие места. Посмотрите образцы рубахи

 (как она называется ?) (ПАНАР).

 (включается музыка для фона)

 Воспитатель: Посмотрите внимательно,  у вас у всех есть  заготовки  рубашки. Вы должны нарисовать элементы  мордовского орнамента. А какие вы используете орнаменты? Ромбики, крестики , треугольники.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, посмотрите, я уже  разрисовала несколько рубашек  разными элементами. Какие элементы на этой рубашки, а этой? (ответы детей).А  сейчас я хочу вам показать, как я раскрашивала панар .Я хочу украсить  эту  крестиком. Для этого я смочу кисточку водой, наберу красную краску и аккуратно по вороту рубахи и по ее низу буду рисовать крестики. Я стараюсь аккуратно не тороплюсь. Чтобы набрать на кисть другой цвет, не забываем промывать хорошо кисть и просушивать ее. Всем понятно? А теперь можете сами приступить к работе

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые  рубашки (панары) у вас получились?

Какие элементы мы с вами использовали в наших работах?

Дети : Ромб, крестик ,треугольник.

Сюрпризный момент. Стук в дверь.

Входит  Полина Владимировна в национальном костюме.

Здравствуйте  ребята.

 Ребята спасибо большое за вашу помощь. Посмотрите, какой красивый стал мой мордовский  наряд..За то, что вы мне помогли украсить мой наряд, я сейчас вам я прочитаю,  стихотворение  которое  написала сама.

Воспитатель: давайте поблагодарим Полину Владимировну. но ей уже пора  уходить. До новых встреч!

 Итог

Воспитатель:- Ребята о чем мы с вами говорили, чем  занимались?

 Дети:  ответы детей: О мордовском народе, о Мордовии,  о мордовских  народных костюмах.

Воспитатель: О каких легендах говорили?

Дети: о мордовских легендах

Что мы с вами делали?

Дети: украшали мордовскую рубаху.

Воспитатель: А что больше всего понравилось, что запомнилось?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Мне тоже  понравилось. Как отвечали на мои вопросы .

Дети: Да

Воспитатель: Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Так пусть во все времена приумножаются богатства духовные нашей малой Родины-Мордовии. Я надеюсь, ребята, что вы, когда вырастите, внесете достойный вклад в развитие мордовской земли.

Земли мордовские широки, необъятны,

Лучше Мордовии ты не найдешь !

Картинки по запросу фото  поэтесса П.В.Алешиной

C:\Users\User\Desktop\20191017_160334.jpg

C:\Users\User\Desktop\20191017_154008.jpg

   C:\Users\User\Desktop\20191017_160206.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого)

Познакомить детей с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого)...

"ЗНАКОМСТВО С МОРДОВСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ"

Занятие предназначено для воспитателей логопедических групп....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «Знакомство с Китаем».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6494546","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]    [[{"type":"media","view_mode":"media_large",...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

Конспект образовательной деятельности на тему:"Знакомство с русским костюмом"

Конспект НОД на тему:" Знакомство с русским костюмом"...

Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»

Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.Задачи:1.     Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;2....

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с чувашским национальным костюмом".

Тема: "Знакомство с чувашским национальным костюмом".Цель: "Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с националь...