Занятие по ознакомлению с миром природы родного края "Путешествие по Северному краю" (с элементами исследовательской деятельности).
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Катюнина Наталия Николаевна

Расширение представлений детей об особенностях природных условий Крайнего Севера и его обитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Путешествие по Северному Краю"20.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

Занятие по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе

«Путешествие по Северному краю».

Цель: знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера, его обитателей.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера;

- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

- расширять представления о животных Крайнего севера, их образе жизни.

Развивающие:

- развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения;

- активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к малой Родине, родному краю.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Путешествие по Северному краю»; реклама –иллюстрация с изображением Карайнего Севера; иллюстрации с изображением флоры о фауны Крайнего Севера, животных; оборудование для опыта (емкость, жир, вода).

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, вы любите путешествовать? Где вы уже побывали? Я тоже очень люблю путешествовать. Сегодня в почтовом ящике я нашла вот такую рекламу (воспитатель показывает иллюстрацию-рекламу Северного полюса). Туристическая фирма «Заря» предлагает совершить увлекательное путешествие по Северному полюсу. Вы что-нибудь знаете о Северном полюсе?

Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит.

- Ребята, хотите отправиться в путешествие по Северному полюсу? Тогда срочно нужно заказывать путевки!

Воспитатель набирает телефон тур. фирмы и просит сотрудников организовать поездку на Северный полюс. Сообщает ребятам, что путевка успешно заказана и туроператоры выслали ее по факсу. Подходит к принтеру и достает «путевку». Вместе с детьми рассматривают путевку, на которой изображены картинки Северного полюса и белый медвежонок.

Воспитатель читает текст, написанный в путевке: «Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы решили отправиться в путешествие по Северному полюсу! Вас ждут увлекательные встречи, и вы получите незабываемые впечатления! Вашим гидом сегодня будет коренной житель севера, который знает все о Северном полюсе – белый медвежонок Умка! Счастливого путешествия!»

- Ребята, вы готовы совершить путешествие?

- До северного полюса можно добраться только на самолете. Приготовили ручки, полетели!

Воспитатель вместе с детьми имитирует полет самолета.

2. Игровая ситуация.

Воспитатель подводит детей к экрану, включает презентацию – физическая карта мира.

- Ребята, посмотрите, как высоко летит наш самолет, всю землю видно. Как вы думаете, где Северный полюс? (дети показывают на карте).

- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? (потому что покрыт льдами)

- Как называется океан, омывающий Северный полюс? (северный ледовитый океан). Воспитатель обращает внимание детей на географические названия: Карское море – самое большое море в России и самое холодное на Земле, Обская губа.

- Ну вот, кажется мы на месте.

- А почему не видно белых медведей? (они такие же белые как снег, их не видно).

- Где же наш гид – медвежонок Умка?

Воспитатель включает слайд с изображением Умки.

- Вот же он! Здравствуй, медвежонок! Проведи, пожалуйста, экскурсию по Северному полюсу!

Воспитатель сообщает, что медвежонок с радостью расскажет о своей Родине.

- Северный полюс, ребята, - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. Там на полгода солнце скрывается за горизонт, а затем также долго не сходит с неба.

- Тяжело приходится медведям!

- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде ни кустика, ни травинки? Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (Рассматриваем картинку из серии «Северный полюс»). Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Так наклонился, что тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.

                - Почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

3. Исследовательская деятельность

Воспитатель приглашает детей за столы, на каждого ребенка выдан стакан с водой, салфетка, детский крем.

Воспитатель:

        В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите внимательно. Она мокрая, покрыта слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром/маслом. Снова опустите всю руку, вода собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

        - А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы, например утка шилохвост, чирок-свистунок, полярная крачка)

        У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Воспитатель предлагает продолжить экскурсию и приглашает детей к экрану:

- Ребята, посмотрите, что это за животные? (моржи, тюлени).

- Верно, они, как и медведи, постоянные жители Северного полюса.

- А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех краях.

- Посмотрите, как устроено их тело. На суше это очень неуклюжие животные, но в море они чувствуют себя как рыба в воде. У них нет теплого меха как у медведей, почему же они не замерзают? (тюлени запасают много жира, который не дает им замерзнуть в холодной воде и на суше).

Воспитатель обращает внимание на отличительные признаки тюленя и моржа и на их сходства.

          - А сейчас медвежонок Умка предлагает нам опуститься в воды океана.

Физкультминутка, в ходе которой воспитатель вместе с детьми выполняют плавательные движения, имитирующие погружение в море.

          - Посмотрите, ребята, что это за рыба, как вы думаете? (щекур, пыжьян)

          - Да, это рыба живет в море, но когда приходит время нереста  (когда рыба выметывает икру), она отправляется в более теплые реки, например Обь. Из икринок появляются сначала мальки, затем маленькие рыбки. Некоторое время они живут в реке, а как подрастут, отправляются в море.

          - Ну что замерзли? Холодно в воде, неуютно, а вот медведи могут очень долго находиться в воде, и наш медвежонок Умка очень любит плавать. Он хочет познакомить нас с еще одним животным Карского моря. Посмотрите, вы его узнаете? (кит)

        - Конечно, это синий кит! Кит – крупнейшее животное в мире. В греческом языке значение слова kitoc – «морское чудовище», от которого и произошло название этого млекопитающего. 

- Скажите, ребята, кит – это рыба или зверь?

-Кит – это крупнейшее млекопитающее животное, потому что как и многие другие звери выкармливает детенышей молоком. Несмотря на свой большой размер, этот кит питается мелкой рыбой.

- А это белухи. Белухи, некрупные киты, имеют необычный белый (а у детенышей серый) окрас и игривый характер. 

- Медвежонок сообщает, что экскурсия окончена и пора возвращаться в детский сад.

4. Осмысление.

Воспитатель с детьми «садятся в самолет» и «прилетают» в группу.

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, где вы сегодня побывали?

- Что вы там делали?

- Кто помогал проводить экскурсию?

- Вам понравилось?

- Что больше всего запомнилось?

Воспитатель благодарит детей за работу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с миром природы на тему: "Волшебница вода"

Тема: «Волшебница вода»Программное содержание: продолжать знакомить детей с водной стихией, со свойствами воды: прозрачность вкус, с такими природными явлениями как снег, дождь, град, с видоизменениям...

Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе на тему: "Волшебная страна растений"

Тема: «Волшебная страна растений».Программное содержание: познакомить детей с комнатным растением – фикус, помочь запомнить и правильно называть части растений: листья, ствол. Учить  различать и ...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в младшей группе " Мой край. Моя родина - посёлок Акбулак"

Данная разработка НОД по ознакомлению  с миром природы в младшей группе " Мой край. Моя родина - п. Акбулак" воспитывает у детей любовь к своей малой родине....

Занятие по ознакомлению с миром природы родного края "Волшебное растение - мох" (с элементами исследовательской деятельности)

Расширение представлений детей о растениях тундры. С помощью исследовательской деятельности научить детей находить особенности мхов - одних из основных растений тундры. Воспитывать любовь и бережное о...