Консультация на тему: "Сотрудничество с родителями по воспитанию у дошкольников к родному краю"
консультация (старшая группа)

Сайгина Светлана Ивановна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает он гостью о красоте и богатстве своего родного края? В том – выражение глубокой любви ко всему, что с родных лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
         Любой край, область даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа: одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или по берегу моря. Везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город хотя и маленький, но славен прошлым, памятниками старины и т. д.
          Работа по формированию патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость включения семьи в процессе  ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется наличием особых педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания нравственных чувств: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность.
           Детский сад в своей работе с семьёй должен учитывать эти особенности и правильно определять место семейной педагогики в общем воспитательном процессе. Родители- не только помощники детского учреждения, а равноправные участники формирования детской личности.
           Приступая к работе с семьёй по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели планируют ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьёй и детским садом; провести совместное обсуждение хода и результатов работы.
            Всем хорошо известно, родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
              Например, каждый год ходим мы 9 мая со старшими дошкольниками к танку, возлагаем цветы. Перед этим проводим предварительную работу, рассказываем детям о войне, о дне победы, о памятниках, заучиваем стихи, поём песни. Но этого недостаточно, чтобы дети поняли значение этого мероприятия,  необходимо  проводить работу с родителями.
               А также заучиваем с детьми: адрес, название улицы. Стараемся, чтобы дети знали, в честь кого названа эта улица. Привлекая родителей к этой работе, даём такое задание: расскажите своему ребёнку, в честь кого названа ваша улица.
            Очень важны совместные прогулки родителей и детей к памятникам. Посещение памятника – это торжественное событие. Родители говорят заранее об этом дне ребёнку, покупают живые цветы, чтобы возложить их. Такая подготовка создаёт определённый эмоциональный настрой.
            Подойдя к памятнику, родители вместе с ребёнком рассматривают его. Разговор не должен быть назидательным, это – совместное раздумье, обсуждение, ребёнок должен видеть естественную заинтересованность родителей. Такое «равновесие» в выражении чувств и мыслей очень важно для воспитания правильного отношения к родному краю.
              Родителям можно проконтролировать тематику прогулок по родному городу. Это посещение парка, мест связанных с жизнью великих людей – земляков, музея, стадиона. После таких прогулок ребёнок с удовольствием рисует то, что увидел, и в семье появляется альбом рисунков «Наш город».
              Особое внимание уделяется приобщению детей с ранних лет к труду, воспитанию уважения к трудовой деятельности взрослых и особой роли семьи в этом процессе.
              Педагог должен раскрыть перед родителями ценность и необходимость участия ребёнка в труде взрослых на общее благо: субботник в детском саду, озеленение двора, благоустройство улицы. Пусть участие дошкольника будет весьма скромным, но радость от коллективного труда, гордость общими результатами станет важным эмоциональным фоном для формирования активной жизненной позиции будущего гражданина.
               Процесс ознакомления с природой не должен носить стихийный характер. Безразличие взрослых к природным явлениям отрицательно влияет и на отношения ребёнка к природе. В таких семьях даже при наличии в доме растений и животных ребёнок не любит трудиться, совершает трудовые процессы только с помощью взрослого. Родители же часто детям не доверяют работу по уходу за объектами природы. Это особенно характерно для семей которые видят в природе только источник умственного развития и недооценивают её значение для нравственного и трудового воспитания.
              Большое внимание уделяем произведениям народного творчества. Детский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклора произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
              Произведения народного творчества можно использовать при зарядке, умывании, кормлении, укладывании спать, одевании в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание повторить её.
              Главная задача детского сада сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи,                                взаимодополняемости дошкольного учреждения и семьи с учётом их специфических особенностей: донести до родителей, что разговаривая с детьми о природе, маленького человека необходимо удивлять, пробуждать в нём чувства т.к. только через страдания и радости человек становится человеком.
              Очень актуально звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в раннем возрасте, ещё прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушать им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется в последствии самосознание и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же в этом случае ранние привычки будут служить основанием, на котором держится жизненное знание нравственности и благородства».
             Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное воспитание, гармонично развивает умственные и физические способности. Самостоятельно организовывать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдёт в жизнь из детства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Проект на тему: "Сотрудничество педагога и родителей в процессе познания дошкольником семейной истории"

Автором разработан методический материал по теме: "Сотрудничество педагога и родителей в процессе познания дошкольником семейной истории" в помощь воспитателям ДОУ....

Консультация на тему: "Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей."

Консультация на заявленную тему дает возможность успешно проводить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевых дефектов у детей, а так же предполагает активное участие в нём родителей....

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....

Буклет "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края"

Буклет  "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края" составлен для воспитателей дошкольных образовател...

Родительское собрание "Роль родителей в воспитании у дошкольников любви к родному краю"

Родительское собрание "Роль родителей в воспитании у дошкольников любви к родному краю"...