Главные вкладки

    Комплексно-тематический план приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной семейной традиционной культуре Южного Урала
    материал

    Михальченко Евгения Анатольевна

    Комплексно-тематический план приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной семейной традиционной культуре Южного Урала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_2.docx17.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №6 с. Аргаяш

    Комплексно-тематический план приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной семейной традиционной культуре Южного Урала

    Воспитатель: Михальченко Евгения Анатольевна

    Тема 1. Человек и его семья

    Познакомить детей со смысловым значением слова «семья». Состав семьи, особенности взаимоотношений между членами семьи. Наличие традиций в семье.

    Тема 2. Жилище семьи

    Познакомить детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Выбор материала для строительства дома. Выбор места строительства. Выбор времени строительства. Дать сведения о названиях и назначении частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.

    Познакомить детей с семейными обрядами и традициями при переходе в новый дом. Характер взаимоотношений родителей и детей при постройке дома. Дать сведения о внутреннем убранстве дома. Названия и назначение предметов народного быта. Учить детей устанавливать видоизменения названий и функциональных назначений предметов, утвари, одежды народного быта (приложения 4, 5).

    Тема 3. Предметы народного домашнего быта

    Познакомить детей с семантическим значением слова «утварь». Дать сведения о различных видах утвари в доме. Отношение взрослых членов семьи и детей к предметам домашнего быта. Особенности украшения народного жилища, предметов домашнего быта, одежды. Способы хранения домашней утвари. Участие в изготовлении, хранении предметов домашнего быта всеми членами семьи.

    Тема 4. Особенности взаимоотношений в семье

    Дать детям знания о народных особенностях режима семьи. Познакомить с взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж) - хозяин дома, кормилец семьи, выполняет самую тяжелую работу, защита, опора всей семьи, заботится о родителях, братьях и сестрах; мать (жена) - хозяйка дома, приучает детей к домашней работе, «ведет» дом, следит за взаимоотношениями в семье.

    Познакомить детей с взаимоотношениями между братьями и сестрами: старшие дети играют с младшими, заботятся о них, обучают; младшие дети помогают братьям и сестрам, старшим членам семьи. Дети живут дружно, делятся секретами и игрушками.

    Забота всех членов семьи о старших членах семьи. Бабушки и дедушки учат детей вести домашнее хозяйство, нянчат внуков.

    Тема 5. Нравственные основы семьи

    Дать детям сведения об отношении в семье к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Отношение семей к людям, попавшим в беду. Поощрение и наказания детей в семьях. Воспитание детей в любви, заботе, милосердии. Роль и место словесного наказа. Мать - природная воспитательница детей. Роль родителей в практическом обучении ремеслам и домоводству. Традиции и обычаи, связанные с укреплением семьи, со знанием своей родословной. Отношение семьи к грамотности, к знаниям, к книге.

    Тема 6. Семья и домашнее хозяйство

    Формировать у детей знания о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье. Приучать детей к ведению и участию в домашнем хозяйстве. Полоролевые обязанности мальчиков и девочек по участию в домашнем хозяйстве. Традиции и обычаи, связанные с ведением домашнего хозяйства. Домоводство в семье. Роль старших членов семьи в практическом обучении детей ремеслам и домоводству.

    Тема 7. Народные праздники семьи

    Дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье. Подготовка к праздникам в семьях: приготовление пищи, украшение жилища, подготовка одежды, встреча гостей. Песни, игры, пляски.

    Тема 8. Сила семьи в ее родне

    Дать детям представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений.

    Формировать добросердечные, дружелюбные отношения к родственникам. Познакомить детей со значением слова «родня», «родственники», «племянник», «племянница», «двоюродный».

    Тема 9. Семья и природа

    Дать детям сведения об отношении народа к природе - бережное, поэтичное, направленное на применение в хозяйстве.

    Познакомить детей с образными народными названиями растений, природы.

    Тема 10. Народные увеселения, игры, забавы семьи

    Познакомить детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых: игры с водой, природными материалами, катание с ледяных горок и т.д.

    Тема 11. Здоровье —успех и богатство семьи

    Познакомить детей с народными домашними способами лечения больных в семьях. Народное закаливание в семье. Традиции и обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа

    Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа....

    Формирование у родителей гендерной компетентности в процессе взаимодействия семьи и детского сада по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской истории и культуре

    В статье рассказывается об опыте работы с семьей по воспитанию детей в русских традициях с учетом их гендерных особенностей....

    Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной музыке через разные виды музыкальной деятельности»

    Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного т...

    План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год

    В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....

    План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

    laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...

    План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

    План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста  к народным и семейным традициям,  праздникам и обычаям»....

    Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

    Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...